Найти в Дзене

С фотокамерой... на линии огня

Истории мужества советских женщин-фотокорреспондентов Великой Отечественной войны. В Год защитника Отечества, 80-летия Великой Победы, накануне 80-летия окончания Второй мировой войны и победы на милитаристской Японией, а также Международного дня солидарности журналистов особенно важно вспомнить о героинях, чей подвиг зачастую оставался в тени. Они сражались не винтовкой, а объективом фотоаппарата. Семь советских женщин-фотокорреспондентов прошли через огонь войны, запечатлев её боль, подвиги и триумф для будущих поколений. Их фронтовые снимки навсегда сохранили облик Победы, и эти имена достойны нашей памяти. Для V Всероссийского конкурса журналистов "Имя ей - Женщина"-2025 от Союза женщин России. Во время Великой Отечественной войны на фронтах трудились тысячи корреспондентов, фотографов и кинооператоров. Однако в истории советской фотожурналистики известны лишь семь женщин, работавших с камерой на передовой: Наталья Боде, Ольга Игнатович, Мария Калашникова, Ольга Ландер, Елизавета

Истории мужества советских женщин-фотокорреспондентов Великой Отечественной войны.

Красноармейцы идут в атаку на врага под Сталинградом. Фото Н. Боде
Красноармейцы идут в атаку на врага под Сталинградом. Фото Н. Боде

В Год защитника Отечества, 80-летия Великой Победы, накануне 80-летия окончания Второй мировой войны и победы на милитаристской Японией, а также Международного дня солидарности журналистов особенно важно вспомнить о героинях, чей подвиг зачастую оставался в тени. Они сражались не винтовкой, а объективом фотоаппарата. Семь советских женщин-фотокорреспондентов прошли через огонь войны, запечатлев её боль, подвиги и триумф для будущих поколений. Их фронтовые снимки навсегда сохранили облик Победы, и эти имена достойны нашей памяти.

Для V Всероссийского конкурса журналистов "Имя ей - Женщина"-2025 от Союза женщин России.

Во время Великой Отечественной войны на фронтах трудились тысячи корреспондентов, фотографов и кинооператоров. Однако в истории советской фотожурналистики известны лишь семь женщин, работавших с камерой на передовой: Наталья Боде, Ольга Игнатович, Мария Калашникова, Ольга Ландер, Елизавета Микулина, Галина Санько и Елена Эварт. Каждая из них считала свою опасную работу не подвигом, а исполнением долга – наравне со сотнями тысяч советских женщин, воевавших и трудившихся ради Победы. Им, хрупким девушкам с фотокамерой, приходилось преодолевать скепсис и стереотипы. Но фронтовые фотокорреспондентки быстро доказали, что способны наравне с мужчинами выполнять самые рискованные задания. Их фотоаппарат становился оружием правды: бросаясь под пули ради удачного кадра, они не только вели летопись войны, но и поднимали боевой дух, запечатлевая героизм солдат и нечеловеческое лицо врага.

Галина Санько: бесстрашие и женственность под огнем

-2

Одной из самых известных фронтовых фотографов была Галина Захаровна Санько. К началу войны она уже была опытным фотокорреспондентом. Все четыре военных года Санько провела в командировках по различным фронтам как вольнонаемный корреспондент иллюстрированного издания «Фронтовая иллюстрация». Даже в окопной грязи Галина не изменяла себе – шла на задания ухоженной, с прической и любимыми кольцами, сохраняла женственность даже на линии огня. За ее хрупкой внешностью стояла железная отвага.

Санько с риском для жизни добывала уникальные кадры. По личному разрешению маршала Конева она однажды вылетела на военном самолете, чтобы срочно доставить в Москву снятую хронику освобождения Белгорода. Не раз она ползала под огнем по нейтральной полосе, фотографируя подбитые фашистские танки «Фердинанд» и «Пантера» буквально под носом у врага. За боевые репортажи Санько была удостоена высоких наград – их она заслужила личным мужеством.

Но, как вспоминала сама Галина Захаровна, смелость не означала отсутствия страха. Особенно тяжело ей было под блокадным Ленинградом. «Боялась ли я? Боялась. Сколько раз в аду обстрела я желала, чтобы уж попали в меня, чтобы настал конец…» – признавалась она спустя годы. И все же Санько не выпускала камеру из рук. В ее снимках ощущается особое женское сострадание. Так, под Петрозаводском она запечатлела освобождение концлагеря: на фото дети с не по-детски взрослыми лицами стоят за колючей проволокой.

Галина Санько встретила День Победы в Берлине – и добровольно отправилась на войну с Японией на Дальний Восток. После 1945 года она снимала уже мирную жизнь – детей, мирный труд, спорт. Санько дожила до 1981 года, оставив потомкам честные свидетельства фронтовой правды.

Наталья Боде: кадр ценой жизни

-3

Спокойная и скромная Наталья Федоровна Боде на войне проявила твердость характера и смелость. Уроженка Киева, с 1938 года она была фотокорреспондентом Украинского ТАСС и с первых дней войны оказалась на фронте. Летом 1943-го во время Курской битвы Боде получила приказ сделать снимок новейшего трофейного танка «Тигр» для центральной газеты. Наталья выполнила задачу – под огнем пробралась вперед и сфотографировала подбитый танк. Узнав об этом, командиры дивизии были в шоке: «У них там что, мужика не нашлось?!» – возмущались генералы. Тем не менее ценнейшие кадры были доставлены в срок, и фронтовое начальство наградило Боде орденом Красной Звезды за личный подвиг. Этот случай стал легендой фронтовой фотохроники.

В 1944 году Наталья Боде одной из первых вошла с советскими войсками в освобожденный лагерь смерти Майданек. Увиденное было настолько чудовищным, что после съемок в Майданеке она несколько недель не могла нормально есть. Но и тогда Боде продолжила выполнять свой долг – ее страшные фотографии из концлагеря показали всему миру правду о нацистских преступлениях.

После Победы Наталья Федоровна на несколько лет отошла от фотографии. Её имя долго оставалось в тени, но уникальные кадры Боде живут в архивах и музеях – как символ женского мужества на фронте.

Ольга Игнатович: свидетельница ужасов войны

-4

Ольга Всеволодовна Игнатович служила фотокорреспондентом газеты «За честь Родины» на 1-м Украинском фронте и прошла с войсками путь до Победы. Она документировала ужасы нацистских лагерей: весной 1944-го фотографировала Майданек, а в январе 1945-го – Освенцим (Аушвиц). Женщина с камерой входила в этот ад плечом к плечу с солдатами. Вскоре ее снимки из лагерей появились в советской прессе. Однако авторство фотографий сперва приписали не ей, а другому фотографу – ее брату Борису Игнатовичу. Привычка видеть фамилию Игнатович под снимками сыграла злую шутку. Лишь годы спустя архивисты доказали, что автором ряда известных кадров была именно Ольга.

День Победы лейтенант Игнатович встретила в Германии, запечатлев историческое братание союзников на Эльбе. После войны Ольга еще два года служила с советскими войсками в Австрии, а вернувшись в 1946-м – продолжила работу фотографом уже в мирной жизни. Ольга Всеволодовна дожила до 1984 года. Подвиг этой женщины, рассказавшей миру о преступлениях Холокоста через объектив фотоаппарата, – навсегда вписан в историю Победы.

Мария Калашникова: вместо мужа на передовой

Судьба Марии Ивановны Калашниковой – пример того, как война меняла жизни. До войны Мария работала воспитательницей детсада в Москве и не помышляла о репортажах. Фотографом был ее муж Михаил Калашников, фотокор «Правды». Уезжая на фронт, он оставил жене фотоаппарат и по письмам наставлял, как снимать детей в эвакуации.

Весной 1944 года Михаил погиб во время съемки боев в Крыму. На его похоронах Мария добилась назначения на его место фотокорреспондентом «Правды» – ее просьбу неожиданно удовлетворили. В 1945-м она уже снимала Парад Победы на Красной площади, а затем работала на Потсдамской конференции, где была единственной женщиной с фотоаппаратом среди сотен военных корреспондентов.

Увы, мирная жизнь оказалась короткой: в 1949 году Мария Калашникова скончалась от тяжелой болезни, ей было всего 43 года. Но она навсегда вошла в историю как женщина, продолжившая дело павшего мужа и с камерой в руках дошедшая до Берлина.

Ольга Ландер: фронтовая летопись со шрамом

-5

Ольга Александровна Ландер была единственной женщиной-фотокорреспондентом, непрерывно находившейся на фронтах всю войну. До войны она работала фотографом; в январе 1943 года добровольно ушла на фронт фотокором.

Ландер воевала в составе 3-го Украинского фронта, служила в газете «Советский воин». Почти все съемки она делала на передовой, под пулями. Ольга запечатлела бои и солдатские будни от Украины до Австрии. Главным своим вкладом Ландер считала фронтовые портреты – лица многих бойцов, не доживших до Победы, сохранились для истории в ее снимках.

Победу Ольга встретила в Вене, затем еще около двух лет служила в наших войсках, дослужившись до звания лейтенанта. За время войны Ландер получила несколько боевых наград, включая орден Красной Звезды. Однажды она чудом уцелела: осколок бомбы пробил ее пилотку, едва не задев голову. Ландер сохранила эту пробитую пилотку как напоминание о цене, заплаченной за Победу.

После войны Ольга Ландер еще фотографировала мирные сюжеты, прожила до 1996 года.

Елизавета Микулина: фотограф с миссией памяти

Имя Елизаветы Сергеевны Микулиной незаслуженно долго оставалось в тени. До войны она входила в число основателей Революционного общества пролетарских фотографов (РОПФа) и работала вместе с признанными мастерами советской фотожурналистики. В годы войны фронтовой путь привёл ее в Берлин — весной 1945-го, выполняя задание Военно-медицинского музея, она снимала разрушенный город и его жителей, фиксируя последствия нацистской агрессии. Уже в 1948 году её работы вошли в первую послевоенную выставку «Великая Отечественная война в художественной фотографии», где рядом с именами фронтовых корреспондентов значилось и её имя — как представительницы Советского женского антифашистского комитета. Микулина, хрупкая женщина с твёрдым взглядом, через объектив показывала правду о войне — не только бои и разрушения, но и то, ради чего народ выстоял: надежду, силу духа, веру в будущее.

Елена Эварт: «Удар по врагу»

-6

Особую страницу в летописи военной фотожурналистики оставила Елена Феликсовна Эварт. В предвоенные годы она работала в Ленинградском отделении Фотохроники ТАСС, а с 1942-го добровольно ушла в армию, став фотокорреспондентом газеты 42-й армии «Удар по врагу». Её камера фиксировала оборону Пулковских высот, тяжёлые артиллерийские обстрелы, солдатские будни и подвиги. На одном из снимков, сделанном в госпитале после очередного налёта, виден весь драматизм её работы: фотограф не просто запечатлела страдание и мужество, она сама была свидетелем и участницей этой борьбы. Елена Эварт, как и её подруги по ремеслу, воспринимала опасную работу не как подвиг, а как долг и обязанность перед Родиной и перед теми, кто сражался рядом. Её фотографии сохранили дыхание войны, став свидетельством стойкости ленинградцев и героизма защитников Отечества.

Заключение: память о подвиге

Все эти женщины-фотокорреспонденты – такие разные, но в годы войны каждая трудилась самоотверженно, не считая себя героиней. Они делили с солдатами окопный быт, терпели холод, голод, обстрелы, проявляли пленки в землянках. Современники отмечали их профессионализм и женственность одновременно – видя девушек с фотоаппаратом, бойцы невольно расправляли плечи, стараясь выглядеть бодрее.

Долгие годы после войны их имена знали лишь историки. Многие из этих фронтовых репортеров ушли из профессии и не любили вспоминать пережитое – поэтому подвиг оказался в тени. Но сегодня, через 80 лет, справедливость восторжествовала: архивы раскрывают сотни их снимков, проходят выставки их работ, выходят книги и статьи об их судьбах. Фотографии, сделанные этими женщинами, – от горящих деревень до улыбок спасенных детей – стали частью народной памяти о войне. Великая Победа ковалась не только на поле боя, но и в объективе их камер, а мужество советских женщин-фотокорреспондентов навсегда остается образцом безупречного профессионализма, патриотизма и самоотверженности.