Найти в Дзене
Пончик с лимоном

Кредит для родни

stihi.ru
stihi.ru

Слушай, мне Настя названивала чаще, чем ты. Ревет. Про машину свою все говорит. Я не поняла, ты почему отказала-то? Полина, ну неужели ты, такая самостоятельная, не можешь помочь родной сестре? У тебя ведь не деньги просят. Просто три подписи на двух документах. Кредит тебе одобрят. А Роме - ни за что.

Если мама такая добрая, то почему на себя не взять это?

- Мам, я не знаю... Я еще не решила.

***

- Дим, подъем! Хватит дрыхнуть, как сурок! Нас Рома ждет, - весело прокричала Полина, стягивая с мужа одеяло, в которое он вцепился железной хваткой.

Но Полина победила.

- Дай мне пять минут... еще чуть-чуть... мне такой сон шикарный приснился, больше такой не приснится, надо досмотреть, - пробормотал Дима, отчаянно пытаясь снова нырнуть под теплое одеялко, - У меня там столько денег было… Даже потратить не успел.

- Какие пять минуточек, миллионер ты наш? Рома скоро подъедет. Его такси так-то не бесплатное, за каждую минуту ожидания он с нас, гарантирую, дополнительные деньги возьмет. Просыпайся уже-е-е… - тянула его Полина, когда Дима ухватился за спинку кровати.

- Ничего, оплатим.

- Тебе напомнить, во сколько нам и так обойдется поездка?

Дима глубоко вздохнул и неохотно выбрался из постели.

- Ох, как же я люблю твои финансовые стимулы, - проворчал он, потягиваясь и разминая шею, - Прямо как будильник в семь утра.

- Вставай-вставай уже, пора выходить.

- Уже? - забегал Дима.

- А ты как думал? Через пятнадцать минут он уже подъедет. Надо было раньше вставать. Еще поблагодари меня, что я сумки с вечера собрала.

- Мерси, золотце.

И они, переодевшись, вывалились из подъезда.

К подъезду, слегка порыкивая, подкатил “Рено Логан” Ромы. Машина была уже потрепанная, но очень любимая. Из приоткрытого окна машины выглядывал улыбающийся зять Полины.

- Кто вас в такую рань потащил на эту дачу? Готовы? Залезайте! - прокричал Рома, перекрывая громкую музыку, доносившуюся из салона.

Приключения, как ни странно, начались практически мгновенно. Рома, который, видимо, где-то нашел эликсир бессмертия, вдавил педаль газа в пол. Машина жалобно взревела и рванула с места, оставив за собой облако выхлопных газов.

- Рома, ты что, решил нас на кладбище доставить? Куда так летишь? Там же дети, люди, пешеходы, котики, в конце концов! - воскликнула Полина, инстинктивно вцепившись в ручку двери.

- Да ладно тебе, Поль! Расслабься. Я же профессионал. У меня стаж вождения больше, чем… да не важно, чем что, - отмахнулся Рома, нагло обгоняя рейсовый автобус через двойную сплошную и попутно что-то крича водителю.

Дима, сидевший на заднем сиденье вместе с Полиной, молча побледнел и, казалось, вжался в кресло. Полина чувствовала, как ее уже трясет от страха. Рома, конечно, всегда любил погонять, но, чтобы настолько… В какой-то момент Полине даже показалось, что от Ромы исходит легкий, едва уловимый аромат… вина? Но она решила не наговаривать на человека. “Наверное, мне просто показалось”, - подумала она, пытаясь убедить себя, что все в порядке.

До дачи, ко всеобщему облегчению, добрались живыми, но вспотевшими от нервов, с подскочившим давлением. Выгрузив вещи из багажника, Полина вздохнула и решила, что обратно они поедут на автобусе.

- Ром, ты там поосторожнее на обратном пути! - крикнула она, стараясь перекричать рев “Логана”, который с визгом шин и клубами пыли срывался с места.

- Да не переживай ты так! - донеслось в ответ, и машина скрылась за поворотом.

День на даче начался просто изумительно. Их встретили, сказали, где они будут ночевать. Полина успела сбегать на речку, а Дима - погулял. Хозяева хотели к вечеру пожарить шашлык и затопить баню. Только Полина с Димой в эту баню не попали и шашлычка не поели. Полине позвонила сестра. Настя рыдала в трубку так, что сначала невозможно было разобрать ни слова.

- Полина… помоги… Рома… авария… - с трудом выговаривая слова сквозь всхлипы и рыдания, произнесла она, - Вы же там недалеко, я до вас час дозвониться не могла…

- Что случилось? Господи, что случилось? Где он? Он жив? Погоди, авария? Он попал в аварию?

Настя сбивчиво, прерываясь на рыдания, рассказала, что Рома, возвращаясь с дачи, разбился.

Полина с Димой тут же вызвали такси и помчались на место происшествия, как на пожар.

Картина, представшая их взору, была поистине жуткой.

“Логан” действительно превратился на вид в кучу железа, будто его пожевали и выплюнули. Повсюду валялись обломки, осколки стекла, искореженные детали… Но, к счастью, Рома, хоть и подбитый, испуганный и перебинтованный, стоял рядом с полицией и давал показания. Пара ушибов, ссадин и сильный испуг - вот и все его травмы. Родился под счастливой звездой.

- Живой! Слава богу! Живой! - выдохнула Полина. Конечно, Настя сказала, что он жив, но вдруг такие травмы, что ему стало хуже…

На всякий случай Рому увезли в больницу на обследование. Полина с Димой, отлично “отдохнувшие”, поехали уже не обратно на дачу, а домой, потому что настроение праздновать не было никакого.

***

Прошла неделя.

Полина уже почти забыла об этом кошмаре, да и не пострадал серьезно никто, как вдруг к ним в гости пришла Настя. Маленькое уточнение. Бледная, взволнованная и явно собирающаяся о чем-то попросить Настя.

- Полин, у нас просто катастрофа вселенского масштаба, - проговорила она так, будто уже все, завтра отпевание.

- Что такое? Что случилось? С Ромой что-то случилось? Опять? - забеспокоилась Полина.

- С Ромой, слава богу, все в порядке... ну, более или менее. А вот с машиной... ее, к сожалению, восстановить невозможно. Она просто не подлежит ремонту. Металлолом.

Полина выдохнула.

Дима - тоже.

Какой бы ни был Ромка, а Полине все ж зять, сестра его любит.

- Ну, это, конечно, ужасно, неприятно и вообще полный… но главное, что Рома жив и цел. Страховка-то хоть есть? Это же страховой случай, все покроют, новую машину купят. Ничего страшного.

Но стало понятно, что это-то как раз и есть самое страшное.

- Вот в этом-то вся и проблема... Страховку он, скорее всего, не получит. Тут надежды мало.

- Как это не получит?

- Потому что... ну, как бы вам сказать... он немного, совсем чуть-чуть пригубил... да, выпил, но капельку! Но, к сожалению, этого оказалось достаточно, чтобы страховая компания категорически отказала в выплате компенсации.

То есть, тут не то, что надежды мало, тут уже послали.

Полина закатила глаза. Значит, ей не показалось. Рома действительно был пьян за рулем, когда вез их на дачу. И за себя не побоялся, и за них, и за всех, кто был на дороге. Вот и договаривайся с родственниками.

- И что вы собираетесь делать? - спросила Полина, но левой пяткой чуяла, что ее собираются в это втянуть.

Настя добралась до сути.

- Полина... я понимаю, что это наглость, бесстыдство и вообще верх наглости с моей стороны, но... не могла бы ты оформить на себя кредит? Не просто кредит, а, в смысле, на машину. Роме просто жизненно необходима машина, чтобы работать и нас как-то кормить. И мне без машины никак. Ты же прекрасно знаешь, какая у меня ужасная спина... Мне даже до ближайшей поликлиники с коляской не добраться, мне ее в автобус не затащить, с ребенком на руках это просто нереально.

Совесть подсказывала, что надо выручить. Настя ее никогда о чем-то серьезном не просила, вроде, своими силами справлялась, как Полина откажет сестре в единственной просьбе? Моветон.

- Настя, я даже не знаю... Это очень серьезный шаг.

- Я все понимаю. Если бы у нас был выбор, я бы тебя о таком не просила.

Полина, твердо пообещав подумать, пока отказала. Настя, когда запрос был отклонен, скупо попрощалась и ушла.

Через несколько дней Полине позвонила мама. Полина этого звонка ждала несколько дней. Мама легла в областную больницу на плановую операцию, ничего страшного, но… страшно. А звонки мама терпеть не может, поэтому Полина терпеливо дожидалась, когда та позвонит сама.

- Фух, мам, ты хоть на сообщения отвечай, - успокаиваясь, выдохнула Полина.

- Завалила ты этими сообщениями! Говорила же - терпеть не могу эти навязчивые звонки и смс. Надо будет - позвоню сама.

- Поняла, хорошо, - кивнула Полина, - Кто тебя заберет?

- Друг заберет. Да это неважно.

Как всегда.

- Ладно, захочешь - пиши. Когда ты выписываешься?

- Сегодня. Все прошло успешно, нет смысла тут валяться. Слушай, мне Настя названивала чаще, чем ты. Ревет. Про машину свою все говорит. Я не поняла, ты почему отказала-то? Полина, ну неужели ты, такая самостоятельная, не можешь помочь родной сестре? У тебя ведь не деньги просят. Просто три подписи на двух документах. Кредит тебе одобрят. А Роме - ни за что.

Если мама такая добрая, то почему на себя не взять это?

- Мам, я не знаю... Я еще не решила.

- Я тоже всегда против, чтобы кто-то садился на шею. Но тут даже я тебя не понимаю. Рома - таксист, тут уж без машины не обойтись! У Насти совсем спина никуда не годится, еле ходит, а ей же нужно ребенка возить, да и просто в магазин за продуктами. Как они вообще будут жить без машины?

Виктория Игоревна профессионально давила на жалость. Полина пока не сдавалась.

- Ладно, мам. Хорошо. Я еще раз все взвешу и подумаю.

Дома она сразу же все рассказала Диме. Тот, закинув руки за голову, протянул:

- Поль, я не хочу портить вашу идиллию, но… Ты не думала, почему Роме кредиты не дают? Логично предположить, что он их не возвращает. С чего ты взяла, что он вернет наш? Откажи сейчас. Потом, когда он перестанет платить, ругани будет больше.

- Но, Дим, как же Настя?

- Что мешает Роме найти другую работу?

- Что-то мешает, Дим!

Дима, который соображал не в пример быстрее, предложил свой вариант:

- Хорошо, - сказал он после долгой паузы, - Я согласен пойти на компромисс. Возьмем для него машину в кредит. Но только на моих условиях.

- На каких условиях?

- Во-первых, если кредит берем мы, то и машина оформляется только на нас. Никаких Ром и Насть в документах быть не должно. Во-вторых, если Рома с Настей будут платить по кредиту вовремя, без задержек и просрочек, то все будет хорошо, машина останется у них. Потом перепишем. Мне чужого не надо. Если же они не будут платить, то мы без лишних разговоров заберем машину и продадим ее, чтобы погасить оставшуюся часть кредита. И никаких обид!

Ну, это был хоть какой-то компромисс.

Так и сделали. Полина с Димой оформили автокредит, и машина, соответственно, тоже была оформлена на нее и Диму.

Напрасно Полина беспокоилась, что сестра с мужем на это обидятся. Нет. Даже про документы никакие не спросили. Рома радостно плюхнулся за руль. Настя притащила целый пакет фруктов в благодарность.

Грянул первый платеж.

И с ним заодно звонок:

- Поль, Рома тебе завтра переведет, хорошо?

- Но заплатить надо сегодня.

- Да деньги наличкой, завтра скинем.

- Ладно.

Полина заплатила, соврав Диме, что все ок, Рома с Настей перевели деньги.

Правда, на следующий день они их реально перевели. И Полина решила, что это просто стечение обстоятельств, неудачное начало. Несколько месяцев потом все шло, как по маслу.

Но, видимо, все-таки не получится у них помочь. Потом все изменилось. Рома переводил деньги все позже и позже. Сначала на день позже, потом на два, потом на неделю.

- Ром, в чем дело? Что у вас там?

- Ты Насте звонила? Вот с ней и разговаривай, - как-то не слышалось благодарности в голосе.

- Нет, я хочу с тобой поговорить! Ты сейчас кормилец в семье.

- Вот именно, что кормилец. Машину заправь, поесть купи, для ребенка все купи, аренду оплати… Еще на штрафы постоянно нарываюсь. И тут вдобавок ты с этим кредитом. Заплати-заплати-заплати. Я помню, Полина, помню! Не надо трезвонить. Раздражает.

- Не я тебя заставила его взять.

- Меня заставили обстоятельства.

- Я все понимаю, но платить надо вовремя.

- Как будут, так и отдам. Тебе что, так срочно? Внесите этот платеж сами, деньги у вас есть, а я отдам. Недельку-то переживете?

Она заплатила за него один раз, потом второй, потом третий. Каждый раз она выслушивала то его клятвы, то психоз, что все очень много требуют, и каждый раз уступала.

Но вскоре вопрос ребром поставил Дима, от которого скрывать уже не получалось:

- Все, Полина! Мне надоело, что мы каждый раз выпрашиваем у них деньги, будто это мы взяли в долг. Продаем эту машину, и пусть они сами выкручиваются как хотят!

- Да я-то согласна. Только как они будут жить?

- А как мы будем жить, если он не будет платить кредит? Мы что, благотворительная организация? Не выполняют обещания - значит, пусть ищут другой способ заработка или другую машину.

Полина, понимая, что Дима прав, с тяжелым сердцем позвонила Насте. Настя пришла с заплаканными глазами, вся опухшая от слез, словно после продолжительной истерики.

- Полин, я знаю, о чем пойдет речь, но… не надо. Да, мы задерживаем переводы, и с деньгами сейчас туго, но без машины я не смогу. Нам пять остановок до поликлиники добираться. А Рома? Если он не будет постоянно за рулем, он начнет пить.

- А он и за рулем пьет, - сказал Дима, - Кстати, как он тогда умудрился сохранить права??

Почему-то, этот вопрос ему раньше в голову не приходил.

Настя потупилась.

- Понятно, как, - заключил Дима, - И сколько отдали?

- Много.

- Теперь и понятно, почему у вас вечно нет денег.

- И не будет, если вы отберете машину, - подняла на него взгляд Настя.

- Мы уже три раза платили за него из своего кармана. Сорри, но больше такой возможности нет, - сказал Дим

А Полина отошла в уголочек.

Ну не могла она видеть слезы сестры!

Это ношу взял на себя Дима.

- Поль… хоть ты скажи, - прошептала Настя.

- А что сказать? Он прав.

- Но я уже привыкла к машине!

В том-то и загвоздка. Откажи они сразу - была бы просто обида, а теперь будет ощущение, будто они Настю с Ромой грабят. Последнее забирают.

Но машина была продана.

Рому из нее чуть ли не силком вытаскивать пришлось, но Полина с Димой приехали и забрали. Выставили на сайте. Покупатель нашелся моментально.

Случайно встретившись с Настей на улице, Полина увидела лишь злобный, полный упрека взгляд, а еще бездну разочарования. Настя тащилась с коляской по сугробам к автобусу.

- Тебе помочь?

- Обойдусь.

Полина отступила в сугроб, чтобы сестра смогла пройти.

С ней больше не разговаривали. Что Настя, что мама.

Дорогой получился урок.