- Мама, ты не можешь так с нами поступить! Вы же взрослые люди... - Римма укоризненно смотрела на мать, - Что это вы придумали?!
- А я говорил! - Эдуард Васильевич выглянул из своей комнаты, - Это всё она! Всё твоя мать затеяла! Я пытался на неё повлиять, но ты же её знаешь…
- А я и не отрицаю! - Таисия Борисовна с вызовом взглянула на дочь, - Да, взрослые люди. Наверное, именно поэтому, Эдик, я всё это и, как ты говоришь, затеяла. Потому что сил больше нет так жить! Надоело!
- Как так?! Ну, как?! Нормально мы живём! - снова вставил свои 5 копеек Эдуард Васильевич, - 20 лет жили - всё тебя устраивало, а тут на тебе! С ума сошла на старости лет!
- Во-первых, мы с тобой прожили 25 лет, а не 20, - прищурилась Таисия Борисовна, - а во-вторых, и до этого меня устраивало далеко не всё... Просто терпела, молчала... Думала, стерпится – слюбится, дети вырастут - и станет проще. Дети выросли... Теперь оказалось, что нам с тобой, вообще, разговаривать не о чём. Просто чужие люди... Зачем нам жить вместе?! Для чего?! И, кстати, мне всего 48. До старости время ещё есть...
- А я думала, что поговорка "Седина в бороду - бес в ребро" касается исключительно мужчин... - протянула Римма, - Мам, ты не можешь так поступить! Не можешь разрушить нашу семью!
- Разрушить то, что и так давно разрушено, невозможно! - развела руками Таисия Борисовна, - Но и делать вид, что у нас всё хорошо и играть в идеальную семью я тоже больше не собираюсь! Я и так слишком долго делала это…
- Мам, но вы вместе столько лет! - не сдавалась Римма, - Неужели ты сможешь так с нами поступить?!
- С вами?! Вы с Ромкой уже взрослые. Роман институт окончил, ты на втором курсе учишься... Домой к родителям вернётесь вряд ли: обзаведётесь семьями, выйдете на работу - будете строить свою собственную жизнь. А к нам, к своим родителям, будете приезжать разве что по праздникам… А я не хочу так жить! Нам ведь с твоим отцом и поговорить не о чём! Темы исчерпаны, как и наши отношения…
- Мам, ну, а как же папа без тебя?! - Римма осуждающе взглянула на мать, - У него же со здоровьем проблемы... И ты готова бросить его просто вот так?! Ни с того ни с сего?!
- Да всё нормально у него со здоровьем! - вздохнула Таисия Борисовна, - Ты же сама знаешь, какой твой отец прекрасный манипулятор!
- Это я-то манипулятор?! - Эдуард Васильевич снова выглянул из комнаты, - Конечно! Пока я был моложе, зарабатывал больше, вертелся, как белка в колесе - я нужен был! А как только здоровье подводить стало - так сразу и решила бросить меня на произвол судьбы! Выбросить, так сказать, из своей жизни
- Не позорься! - хмыкнула Таисия Борисовна, - Ты сейчас не меньше, чем раньше, зарабатываешь. Даже больше: начальник ведь! А по поводу бросить... Сколько раз ты от нас с детьми уходил? Раза 3, по-моему... И каждый раз к новой любовнице – очередной «любви всей твоей жизни»… И ничего! Только я туда-сюда бегать не буду. Я твёрдо решила изменить свою жизнь!
- Я всегда к вам возвращался! Любил тебя, дуру! - фыркнул мужчина, - Это всё были ошибки молодости! А ты ведь уже не молодая! Сидела бы уже на одном месте! Думаешь, нужна ты кому-то в свои 50 лет!
- Ага, любил он... Ты просто хорошо устроился! Удобно тебе было: жена и приготовит, и накормит, и в доме уберётся, и вещи постирает-погладит... А любовницы у тебя были всегда! Даже когда ты дома жил... - грустно улыбнулась Таисия Борисовна, - А нужна я кому-то или не нужна в свои 50 лет – не тебе решать!
- Я - мужчина! А мужчины, как ты понимаешь, по своей природе полигамны! Но я всегда возвращался домой! Тебя и детей я ставил превыше всего! - вскинул голову Эдуард Васильевич.
- Какая честь! - покачала головой женщина, - Так это, оказывается, любовь такая... А я-то, дура, переживала... Ночами плакала, в себе причины искала… А ты просто так любил…
- Не ёрничай, мама! - одёрнула мать Римма, - Я, между прочим, на стороне отца! Тебя я, хоть убей, понять не могу! Какая любовь в твои годы?! Внуки скоро будут, а она туда же!
- Дочь, я очень вас люблю: и тебя, и Ромку... Но жить с вашим отцом я не буду! - устало проговорила Таисия Борисовна, - Устала я от такой жизни. От того, что я - лишь кухарка и прачка... Я тоже достойна любви! И сама любить хочу... Вас я воспитала, теперь могу пожить для себя! А по поводу любви… Так ей же, как говорил поэт, все возрасты покорны. И это, поверь, не пустые слова!
- А люди что скажут по этому поводу, ты об этом подумала?! - не сдавалась Римма, - Такая приличная семья: ты - педагог, папа - главный инженер - и вдруг развод! Это же позор какой! О том, что ты к другому мужчине уходишь - я, вообще, молчу... Представь, что о тебе соседи говорить будут!
- Римма, я уже не в том возрасте, чтобы жить с оглядкой на мнение посторонних людей. Жизнь, как выяснилось, одна. При этом она очень скоротечна... Я хочу пожить для себя. Прости, но я всё уже решила... - тихо проговорила женщина.
- Конечно, решила! Ты бы видела, как они за ручку по парку ходят! Будто им по 15 лет! В глаза друг другу смотрят... Он ей что-то рассказывает... Стихи, небось, собственного сочинения! Так романтично! - скривился Эдуард Васильевич, - И не стыдно ведь! А то, что ты, Тая, замужем - это ничего, правда?! При живом-то муже с посторонними мужчинами гулять! У всех на глазах! Совести совсем нет!
- Тебе, значит, можно при живой жене по любовницам бегать, а я должна дома сидеть и борщи варить?! - возмутилась Таисия Борисовна, - Я, между прочим, честно тебе всё рассказала. И обманывать тебя не собираюсь: я ухожу от тебя. Да, я люблю другого мужчину. И совершенно этого не стыжусь. Врать тебе и жить во лжи, как ты привык, я не буду...
Эдуард Васильевич, поджав губы и что-то ворча себе под нос, скрылся в своей комнате. Таисия Борисовна спокойно сложила в кастрюлю овощи и, приготовив мужу борщ, отправилась собирать сумки. Римма развела руками: она не знала, как ей помирить родителей. Девушка, действительно, думала, что новое увлечение матери - это всего лишь её блажь. Она не хотела верить в то, что счастливый брак её родителей - это давно уже лишь иллюзия...
...- Римма, оставь уже их в покое! - Роман сочувственно посмотрел на сестру, - Ничего ты не сделаешь! Они - взрослые люди, имеют право!
- Имеют право на что?! На то, чтобы развестись и разрушить семью?! А как же мы?! - всхлипнула девушка.
- А что мы?! Ты уже не маленькая, должна понимать: насильно мил не будешь! К тому же мать и так с отцом натерпелась... Ты же знаешь: он всю жизнь гулял... А мама ждала его ночами, нас воспитывала... Не удивляюсь, что ей на него и смотреть теперь не хочется! - развёл руками Роман.
- По поводу отца я, конечно, знаю… Но мама! Как она могла?! От неё я такого никак не ожидала! – вздохнула Римма.
- А чего ты от неё ожидала?! Того, что она всю жизнь будет ждать отца от очередной любовницы?! Что будет молча терпеть отцовские измены?! В конце концов, она тоже имеет право на счастье! – задумчиво проговорил парень.
- И что, ты примешь этого её любовника?! Будешь с ним общаться?! А как же отец?! Это ведь предательство! – Римма не сводила с брата глаз, - Я, например, ни с ним, ни с матерью общаться после всего этого не собираюсь!
- Римма, займись лучше своей жизнью! – улыбнулся Роман, - У тебя сессия на носу – об этом подумай! А родители как-нибудь без тебя разберутся! Имеют право…
Однако Римма сдаваться не собиралась. Она была уверена, что мать совершает ошибку, что сама не осознаёт того, что делает. Римма была папиной дочкой: Эдуард Васильевич её баловал с самого детства. Поэтому признать вину отца в происходящем девушка никак не могла. Проще и привычнее ей было винить во всём мать. А Таисия Борисовна, между тем, собрала свои вещи и переехала в маленькую однокомнатную квартиру на окраине: женщина купила её в надежде, что туда когда-нибудь переедет её старенькая мама, но та никак не соглашалась покинуть родную деревню. Здесь, в этой крохотной квартирке, Таисия расцвела. Она своими силами сделала косметический ремонт в комнатке и кухне, выбросила старую мебель, поставив в комнате удобный диван и шкаф-купе. Она, наконец, обставила свою маленькую квартиру так, как хотела сама. Дома она не могла воплотить все свои дизайнерские идеи: муж был рьяным приверженцем классического стиля. Таисия же не любила загромождённого пространства, считала, что мебели должно быть минимум, а света и воздуха - максимум. К тому же у женщины, наконец, появилось время для себя. Таисия стала ходить в бассейн и на йогу, правильно питаться, обновила гардероб...
- А что, твой любовник с тобой не живёт?! - поинтересовалась Римма, заглянув к матери как-то после пар в институте.
- Нет, не живёт пока, - улыбнулась Таисия, - я к нему на выходные езжу. Он в пригороде живёт, в своём доме. Хорошо там у него: чистый воздух, природа, тишина... Но я пока не хочу переезжать, хоть он и предлагает...
- А что так?! - хмыкнула девушка, - Передумала уже?! Пожалела о том, что от папы ушла?! Он, кстати, всё ещё готов принять тебя обратно! Если ты поторопишься...
- Нет, ни разу не пожалела! - улыбнулась Таисия, - Просто мне сейчас хочется просто отдохнуть от всего, пожить одной, прийти в себя, как говорится. Да и на работу мне отсюда ближе добираться... Но к твоему отцу я возвращаться не собираюсь!..
Римма вздохнула. У неё осталась ещё одна, последняя, попытка вернуть мать домой. Она знала, что мать и её мужчина встречаются после работы. Вот и решила девушка поговорить с Владимиром, чтобы расставить все точки над "и", объяснить ему, что он лишний в их семье и они, дети, его никогда не примут.
...- Так, значит... - импозантный мужчина с глубокими серыми глазами внимательно взглянул на Римму. Она окликнула его у дома, в котором теперь жила её мать, и предложила поговорить. Разговаривали они тут же, у подъезда на лавочке.
- Да, так! Мама должна вернуться к отцу! Вы разрушили нашу семью! - выговаривала мужчине Римма.
- А Вам не кажется, что Тая - взрослая женщина и может сама решать, как ей жить дальше?! Да и дети у неё, как я посмотрю, вовсе не младенцы беспомощные! - хохотнул незнакомец, - Что же вы за неё решаете, кому и что она должна?!
- Да, не младенцы! Но нам тоже нужна мать! - вскинула голову Таисия, - Они с отцом прожили 25 лет! А сейчас мама просто влюблена и не может мыслить логически. Поэтому я и взяла на себя эту миссию. Ведь Вы взяли - и всё просто разрушили! Неужели Вам мало свободых женщин?!
- Я любил твою маму всю жизнь! - вздохнул мужчина, - Ещё со школы... Мы с Таей жили по соседству, вместе ходили в школу, гуляли во дворе, сидели за одной партой - вообще, классика жанра! Я после школы пошёл в ПТУ, а потом - в армию, а Тая поступила в институт. Мы писали друг другу письма каждый день! Столько прекрасных слов было сказано! Я вернулся домой, и дело уже шло к свадьбе, я устроился рабоать на литейный завод... И тут откуда не возьмись появился этот Эдик... Мать его работала в суде, она была бывшей одноклассницей твоей бабки... И та решила, что Эдик с его высшим образованием и радужными перспективами куда более удачная партия для Таисии, чем я - выходец из обычной рабочей семьи... Как они убедили в этом твою мать, я не знаю до сих пор... Она ведь молодая была, доверчивая, не могла ослушаться мать... Так наши отношения с Таей постепенно сошли на нет. Она начала встречаться с Эдиком и уже через несколько месяцев вышла за него замуж... Я уехал на Север, чтобы заработать денег и построить новую жизнь...
- И что, получилось?! - хмыкнула Римма, - Почему же тогда Вы вернулись назад?!
- Сначала думал, что получилось, - вздохнул мужчина,- заработал, купил квартиру, женился... Жена родила сына... И, вроде бы, всё нормально было, всё хорошо... Но только иной раз взгляну на Веру - так звали мою жену - и не понимаю, что я делаю рядом с ней... Она не дура, тоже всё понимала. Надеялись, что, как говорится, стрепится - слюбится, почти получилось... Я Веру не любил, но жили мы с ней хорошо, доверяли друг другу, уважали друг друга, по пустякам не ссорились...
- Значит, не всё было так чудесно, если сбежали от жены к бывшей?! - саркастично спросила Римма.
- Нет. Жена моя умерла 2 года назад: сердце. Я до последнего был с ней, поддерживал. Надеялся, что всё будет хорошо... Сын остался там: он взрослый уже, заканчивает институт, подрабатывает. Я квартиру ему оставил. Пусть строит свою жизнь. А сам сюда вернулся, в родительский дом. У меня мама ещё жива, ей как раз помощь нужна... - продолжил свою историю мужчина.
- А к моей маме зачем сунулись?! Не давала покоя мысль, что она Вас променяла на папу?! Решили ей жизнь испортить?! - зло проговорила Римма.
- Я не собирался никому портить жизнь. Да и с Таей мы увиделись совершенно случайно... Встретились в магазине. Мы сразу друг друга узнали: будто и не было всех этих лет... - мечтательно улыбнулся Владимир.
- Конечно! А то, что у Вашей любимой есть семья, Вас, конечно же, не остановило! - фыркнула Римма.
- Мы сначала даже не говорили об этом! Просто рады были встрече... Со временем Тая мне всё рассказала... И о том, что замужем, и о том, что у неё 2 взрослых детей...
- Наверное, жаловалась на свою несчастную жизнь! - скривилась Римма, - Вот Вы и решили её скрасить!
- Нет. Не жаловалась. Вас, детей, хвалила очень: мол, и школу окончили хорошо, и поступили в ВУЗы на бюджет, и ответственные, и родителей любите-уважаете... Ничего плохого она о вас не сказала! Как и об Эдуарде... А то, что она с ним не счастлива, я и сам понял... - пожал плечами мужчина.
- Прочли по глазам! - саркастично воскликнула девушка, - Конечно! Так я и поверила!
- Может, и прочёл! - пожал плечами мужчина, - А ты сама взгляни на мать! Неужели не видишь, как она изменилась?! Причёску сменила, волосы покрасила, гардероб обновила... А самое главное - её глаза. Они же блестят теперь! Да и сама Тая, мне кажется, помолодела, расцвела...
- Вы ещё скажите, что это благодаря Вам! - хмыкнула Римма.
- Нет, это благодаря тому, что Тая, наконец, живёт так, как хочет! Живёт свою жизнь... Она спокойно спит ночами, и никто не треплет ей нервы. Она занимается тем, чем ей нравится, и не перед кем не отчитывается! Ей не нужно фальшиво улыбаться и кому-то угождать... Ты ведь любишь свою мать! Не ужели ты не видишь, что так ей лучше?! - мужчина не сводил глаз с девушки.
Римма стушевалась. Разве она могла признаться в том, что этот чужой, посторонний мужчина прав?! Ведь это было бы равнозначно предательству! А она не могла предать отца, которого она так любила! Но ведь мама, действительно, похорошела... Причём, во всех смыслах... Римма вздохнула. Что ж... Пусть разбираются сами, как говорил Роман. Она сделала всё, что могла...
...- Римма, дочка, ты не знаешь, где папа?! А то я к нему за вещами зимними приехала, а его дома нет... И в доме явное запустение, как будто там никто не живёт уже пару месяцев... Я, конечно, знаю, что Эдик не слишком чистоплотный, но это даже на него не похоже...- протянула Таисия Борисовна, - Мне своими ключами пришлось квартиру открывать...
- Папа в больнице, вроде... - протянула Римма, - Я у него была недели 2 назад... Я же тебе говорила!
- До сих пор в больнице?! - ошарашено переспросила женщина, - А диагноз?! От чего его лечат-то?!
- Мам, а тебе, вообще, какая разница?! - поморщилась Римма, - Ты у нас, можно сказать, свободная женщина... Зачем тебе диагноз отца?! Что это изменит?!
- Римма, мы с твоим отцом прожили вместе 25 лет! Всё-таки не чужие люди! - нахмурилась Таисия Борисовна, - Не нужно ёрничать!
- Если честно, то диагноз я не знаю, - развела руками девушка, - у меня сейчас сессия, ты же знаешь, а живу я у Макса... Мы расписываться собираемся... Хотя и тут ты в курсе... Сам папа мне диагноз как-то не говорил... Я зайду к нему в больницу сегодня или завтра! Ну, максимум, на следующей недели...
- Я сама зайду! - задумчиво проговорила Таисия, - Сдавай свою сессию...
...- Доктор, а Вы уверены?! - Таисия Борисовна с надеждой смотрела на седовласого мужчину с тонкими чертами лица и усталой улыбкой, - Может, какие-то обследования нужно дополнительно провести, анализы сдать... Эдик же не болел никогда практически! Как такое может быть?!
- Эдуард Васильевич уже прошёл все обследования. И анализы сдал дважды. К сожалению, диагноз подтвердился... У него рак предстательной железы. Вторая стадия. Нужно как можно быстрее начинать лечение, - устало проговорил доктор.
- Так в чём же дело?! Начинайте, если нужно! - воскликнула женщина.
- Эдуард Васильевич отказывается от химиотерапии. Говорит, что не верит в её эффективность. Мол, это только небольшая мучительная отсрочка... От операции он тоже написал отказ... Я не знаю, какие ещё аргументы ему нужны! Такое впечатление, что Ваш муж уже сдался. Сдался без боя... - вздохнул доктор.
- Сдался он! - фыркнула Таисия, - Это мы ещё посмотрим!
Женщина решительно вошла в палату к бывшему мужу. Тот лежал в кровати, отвернувшись к окну. Таисия обратила внимание на то, что мужчина заметно похудел и осунулся.
- Эдик, что это за фокусы?! Ты почему отказываешься лечиться?! - женщина присела на стул у кровати мужа, - У тебя есть все шансы на выздоровление: я разговаривала с врачом!
- Рак - это не о шансах! - философски заявил Эдуард, - Да и не хочу я делать эту химию - только мучения продлевать!
- Мучения, значит, - нахмурилась Таисия, - химия, в твоём случае, это шанс вылечиться и стать здоровым! Вернуться к полноценной жизни! Ты, вообще, о нас подумал?! О детях?! Как ты это собираешься им объяснить?! Ты понимаешь, что без адекватного лечения тебе жить осталось пару лет?! Это в лучшем случае...
- А что им объяснять?! У них уже своя жизнь... Они даже не интересовались, чем я, собственно, болен. Да и не хочу я быть им обузой... А тебе, вообще, должно быть всё равно: ты ведь теперь чужая жена! Какая тебе разница, сколько мне осталось?!
- Зачем ты так?! - Таисия вздохнула, - Мы с тобой не чужие люди! И, конечно же, мне не всё равно, что с тобой будет дальше! Ты - отец моих детей, мужчина, с которым я прожила полжизни... Разве может мне быть всё равно?! Я хочу тебе помочь, Эдик! Но без твоего согласия, без твоего желания мы ничего не сделаем...
- "Мы"?! - хмыкнул мужчина, - Ты ведь сама мне говорила, что никаких "нас" уже нет! Зачем ты пришла?! Возвращайся к своему любимому! Он, небось, здоров и полон сил!..
...- Я ухожу от тебя, Вова... - Таисия опустила глаза, - Возвращаюсь к мужу.
- Но почему?! Ты же его не любишь! - мужчина смотрела на любимую растеряно, - Неужели из жалости?!
- Вов, я прожила с Эдиком много лет... Он не сможет победить эту болезнь без поддержки семьи, без моей поддержки. А если я не сделаю этого для него, то не смогу спокойно жить. Я не прощу себе этого, понимаешь?! Всё-таки мы родные люди... - вздохнула Таисия.
- Вы уже в разводе! К тому же Эдик - взрослый, самостоятельный мужчина! - нахмурился Владимир.
- Извини! - повторила Таисия тихо, - Но я сделала свой выбор. Я тебя очень люблю! Эти 2 года были наполнены счастьем и любовью.... Но поступить иначе я просто не могу. Нас с Эдиком слишком многое связывает. А ещё и дети. Они мне не простят, если я поступлю иначе...
...- Ну, здравствуйте, родители! - Римма поцеловала мать, обняла отца, - Рада вас видеть! Мы вас заждались!
- Я тоже рад! - пожал руку отцу Роман, - Как здоровье, пап? Что сказали в Москве?
- Ваша мать всё держит под контролем! - проворчал мужчина, - В Москве сказали, что лечение помогло. Наступила ремиссия. Нужно просто наблюдаться. Спасибо! - он с благодарностью взглянул на Таисию. Та задумчиво отвела взгляд. Она улыбалась и старалась выглядеть беззаботно. Да, у них всё получилось: Эдуард был практически здоров. Ради этого она даже снова вышла за него замуж. Не смогла отказать больному мужу... И всё было, вроде бы, хорошо. Все были счастливы. Одна только Римма заметила, что глаза у матери потухли. Не было в них больше того блеска, который так удивлял девушку ещё недавно. А в целом… Всё у них в семье было хорошо!