Один из тех редких случаев, когда песня запала в душу и память целому поколению, не будучи выпущенной ни на одном официальном носителе. Она распространялась только на плёнке, её переписывали с магнитофона на магнитофон, пели под гитару... «Мой друг художник и поэт» — это название о многом говорит. Кстати, на альбомах «Воскресения» она тоже не выходила.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Как и многие из тех, кто одарён способностью создавать стихи и музыку, Константин Никольский отличается непростым характером. Он остался одиночкой, сохранил независимость. Даже его статус участника «Воскресения» не так однозначен, как может показаться.
Наследие Никольского до сих пор остаётся предметом вообще обострённого внимания со стороны публики. Судьба многих его песен причудлива, на что повлияла путаница, возникшая в результате их неофициального статуса и «кустарных» способов распространения. Порой непросто разобраться, что, когда именно и в чьём исполнении вышло.
В истории «Художника и поэта» отразились и детали биографии автора, и особенности функционирования советской эстрады, и эстетика русского рока в её интеллектуальном изводе.
Путь к созданию песни-притчи начался с драмы в личной жизни. После армии Константин Никольский работал звукооператором на Гостелерадио и играл в рок-группе «Осколки Сикорского». Именно тогда он встретил девушку, которая стала его музой. Чувства были яркими, но, увы, недолговечными.
«Она уехала в Америку, мы не виделись пять лет. Потом встретились, а она — в какой-то одежде непонятной, маловыразительной, на мой взгляд. И всё остановилось, ничего не стало», — вспоминал музыкант.
Момент разочарования превратился в строчку: «Моя любовь сменила цвет, угас чудесный яркий день». Так родились стихи о мучительно уходящей, угасающей любви, вытесненной скукой и рутиной.
Песня «Мой друг художник и поэт» оформилась в 1976 году, когда Константин Никольский вошёл в состав «Группы Стаса Намина». Но не этот коллектив первым исполнил будущий шедевр.
Два года спустя Никольский уже состоял в ВИА «Фестиваль» — аккомпанирующем коллективе родом из Полтавы, созданном Максимом Дунаевским и Марком Айзиковичем в 1977 году. Музыку в исполнении ансамбля можно услышать в фильмах «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль…», «Карнавал», мультфильме «Летучий корабль».
В 1978 году ВИА «Фестиваль» записал магнитоальбом, на котором впервые были зафиксированы песни Константина Никольского. Кстати, по словам музыканта, уже в это время они были востребованы: «"Воскресение" получило оформленный вид году к восьмидесятому, а мои песни ещё в 1970-х игрались на танцах, имели известность».
Сейчас запись воспринимается как необычный симбиоз глубокой, камерной рок-баллады в духе Dire Straits и аранжировки популярного эстрадного ансамбля. В составе ВИА «Фестиваль» композицию «Мой друг художник и поэт» исполнил солист Павел Богуш.
Лирический герой наблюдает, как его друг-художник рисует на стекле портрет девушки-мечты. Он заворожён творческим процессом и прекрасным образом, забывая обо всем на свете. А может, художник и поэт — это он сам, неисправимый мечтатель и романтик?
Однако кульминация и финал сулят горькое прозрение. Искусство оборачивается прекрасной, но хрупкой иллюзией. Рано или поздно чары рассеиваются... В развязке можно усмотреть мотив конфликта идеала и реальности, относящийся не только к миру романтических чувств.
Песня «Мой друг художник и поэт» так и не вошла ни в один альбом «Воскресения». В 1980-е годы, когда дороги Константина Никольского и группы окончательно разошлись, автор начал исполнять свою композицию сам. Она обрела канонический современный вид лишь в 1996 году, войдя на альбом «Один взгляд назад».
Большая часть материала (кроме песен «Мой друг художник и поэт» и «Птицы белые мои») ранее была известна в исполнении «Воскресения». В записи, кроме самого Никольского, приняли участие клавишник Гарик Прибытков, барабанщик Игорь Костиков, бэк-вокалист Аркадий Березовский и бас-гитарист Александр Кузьмичев.
К тому времени «Мой друг художник и поэт» давно пользовалась статусом гимна поколения, а её автор был признан живой легендой, чьё творчество вышло за рамки любых хит-парадов и форматов. Эта песня — квинтэссенция творчества Константина Никольского: личная, глубокая, музыкально безупречная.
Его рок-музыка была тихой, негромкой, обращённой внутрь человеческой души. Сам Никольский подчёркивал, что гитарное соло договаривает то, что не до конца выражено в тексте. Пронзительный инструментальный проигрыш воплощает попытку удержать ускользающую красоту — и вырваться из плена обольстительного миража...
«А может быть разбить окно
И окунуться в мир иной,
Где, солнечный рисуя свет,
Живёт художник и поэт…»
Спасибо за подписку! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и донатом!