Найти в Дзене

15 вопросов жителю Норильска. Побеседовал с завучем на Крайнем Севере

Каково это — прожить почти всю сознательную жизнь там, где зима длится девять месяцев, а ветер сбивает с ног? И не просто прожить, а вырастить целые поколения норильчан, согревая их душевным теплом в мире полярной ночи. Даже за полярным кругом, где морозы трещат под пятьдесят, а бескрайняя тундра отделяет от «большой земли», у детей кипит энергия творить и познавать мир вокруг. Это убеждение крепнет с каждой новостью: вот норильские школьники летят на слёт в Мурманск, а вот — во всероссийский лагерь «Океан» во Владивостоке. И в этой заметке я хочу рассказать о тех, кто зажигает этот огонь, — на примере одного удивительного человека. Норильск — мой родной город. Здесь прошли прекрасные семнадцать лет жизни. Школа № 43 — место, где я взрослел. И вот, двадцать лет спустя, я снова здесь: иду по знакомым коридорам, смотрю в родные лица тех, кто когда-то учил меня главному. Эта экскурсия во времени и пространстве завершилась тёплой беседой с человеком, который стоял у самых истоков моей школ
Оглавление

Каково это — прожить почти всю сознательную жизнь там, где зима длится девять месяцев, а ветер сбивает с ног? И не просто прожить, а вырастить целые поколения норильчан, согревая их душевным теплом в мире полярной ночи.

Даже за полярным кругом, где морозы трещат под пятьдесят, а бескрайняя тундра отделяет от «большой земли», у детей кипит энергия творить и познавать мир вокруг. Это убеждение крепнет с каждой новостью: вот норильские школьники летят на слёт в Мурманск, а вот — во всероссийский лагерь «Океан» во Владивостоке.

-2

И в этой заметке я хочу рассказать о тех, кто зажигает этот огонь, — на примере одного удивительного человека.

Норильск — мой родной город. Здесь прошли прекрасные семнадцать лет жизни. Школа № 43 — место, где я взрослел.

-3

И вот, двадцать лет спустя, я снова здесь: иду по знакомым коридорам, смотрю в родные лица тех, кто когда-то учил меня главному.

Эта экскурсия во времени и пространстве завершилась тёплой беседой с человеком, который стоял у самых истоков моей школы, — Беллой Станиславовной Завориной, заместителем директора по воспитательной работе.

-4

Наш разговор — о том, как в суровых условиях Крайнего Севера ей удаётся не только сохранять внутренний свет, но и щедро делиться им со всеми вокруг, попутно заряжая мощнейшей энергией.

Расскажите немного о себе. Как вы оказались в школе, да ещё и в Норильске?

Немножко не получится. Только «множко». (Смеётся). В школе я работаю с 1984 года, начинала на «материке», в городе Междуреченске, это в Кемеровской области. Попала по распределению в ту же школу, в которой училась сама.

Однажды вечером мы с мужем читали газету и узнали, что есть такой город — Норильск. Романтика! Мы тогда были молодые и решили обменять квартиру с Междуреченска на Норильск, захотелось этой самой романтики. Так здесь и оказались.

Он — водитель, я — учитель.

А что вас привлекло в профессии педагога?

Здесь история может показаться не самой интересной, но я расскажу. (Улыбается). В 1980 году, ещё ребёнком, я получила путёвку в Ленинград, в художественно-реставрационное училище при Эрмитаже.

У меня был билет на поезд Новокузнецк — Москва — Ленинград. Но в столицу я попасть не смогла из-за Олимпиады: поезда не пускали, и мы долго стояли вдали от города.

Когда я всё же добралась до Ленинграда, моё место было уже занято, так как я не явилась в срок. Поэтому я решила поступать туда, куда смогу.

Поступила в Ивановское педагогическое училище — оно было первым в моём списке. Экзамены сдала легко, на пятёрки, и попала на учителя начальных классов с дополнительной специальностью «старшая пионервожатая». Вот так я и оказалась в школе.

-5

Вы же в нашей школе № 43 почти с момента её основания. Как вы оцениваете перемены за это время и чем гордитесь больше всего?

Конечно, изменений очень много, и все они, я считаю, к лучшему. Многое делается для детей и для педагогов. Для детей — чтобы было уютно, для нас — чтобы облегчить наш труд.

Но главная наша гордость — это традиции. В нашей школе к ним относятся очень бережно ещё с 1 сентября 1988 года (дата основания школы). Неслучайно первая буква в нашем названии «ТОП-школа» — это «Т», Традиции.

И качественное образование — тоже наша традиция. Мы работаем на перспективу, и этим гордимся. И нам есть чем гордиться. Хотя бы вами. (Улыбается). Вы ведь тоже наша гордость.

-6

Как получается поддерживать школьный дух в суровые зимы?

Думаю, благодаря тому, что у нас много интересных мероприятий и работает много уникальных личностей.
У нас есть уникальные педагоги. Лариса Борисовна Михно много лет ведёт школьную газету. Появляются и новые учителя, как Алексей Михайлович Кабаков, который внёс свою лепту — моделирование и макетирование боевых действий. Это новшество поддерживает патриотический дух.

Наши учителя физкультуры держат планку, и мы ежегодно занимаем призовые места. Это тоже наша гордость и спортивный дух.

-7

Творческий дух: мы поём, танцуем, у нас процветает театрально-танцевальная студия «Маска».

Думаю, это просто наш образ жизни, поэтому всё делается и поддерживается легко за счёт нашего уникального педагогического содружества.

Какие ценные уроки дети получают здесь, в Норильске?

Я бы отметила взаимовыручку, которая передаётся как эстафетная палочка от старшего поколения к младшему.

Поэтому мы и говорим, что норильчане — это отдельная нация. Мы немного другие. Мы всегда готовы принять Норильчанина, поддержать, встретить, помочь. Это качество дорогого стоит, и оно воспитывается именно здесь.

Есть ли традиция или праздник, который вам особенно дорог?

Да, это День дублёра, или День самоуправления. Ребята начинают говорить о нём ещё с весны, а в сентябре уже «занимают» роли учителей.

Этот праздник доставляет удовольствие всем, он сближает детей и педагогов. Учителя видят учеников в новой роли, а дети иначе смотрят на учителей, «поиграв» в них. Это, пожалуй, самое любимое, интересное и важное наше традиционное мероприятие.

А какие главные сложности в воспитательной работе в Норильске?

Удалённость территории. Мы многого не можем себе позволить, потому что мы, грубо говоря, невыездные.

Наши дети часто занимают призовые места, но не попадают на финальные мероприятия. Это и финансирование, и большие расстояния, и другие сложности: сопровождение, невылет по погодным условиям.

Самая большая трудность — наша оторванность от «материка». Наши ребята могут пользоваться только тем ресурсом, который есть в Норильске.

-8

Вспомните случай из жизни учеников, который вас особенно вдохновил.

Здесь я бы вспомнила ребят 1992 года. Тогда отменили пионерскую организацию, и наши активисты — Сергей Платошин, Наташа Грибцова, Елена Гаркушина и другие — заскучали.

Самым ценным в школьной жизни стал случай, когда именно ребята вышли с инициативой создать новое детское объединение. Им тогда не хватало чего-то, что могло бы их сплотить.

Так у нас появился «Олимп» — Объединение любознательных детей и инициативной молодёжи. Это был самый ценный опыт за все годы. Сегодня это объединение переросло в Движение Первых.

О чём мечтают ваши ученики и помогает ли школа в достижении их целей?

Думаю, школа играет большую роль в жизни выпускников. Ребята, которые занимались в газете «Школьные окна», сегодня стали успешными журналистами, режиссёрами, айтишниками. Мы с ними общаемся и видим их успехи, а начинали они с простой школьной газеты.

Наши спортсмены тоже достигли вершин, а начинали в школьном спортивном клубе «Факел».

А желания у ребят, знаете, не сильно изменились. Они хотят того же, что и в девяностые, и в двухтысячные: добиться успеха в жизни, создать семью, родить детей. Меняется жизнь вокруг нас, а дети остаются детьми и мечтают о том же, о чём мечтали когда-то и мы с вами.

Что вы считаете своей главной миссией как педагога на Крайнем Севере?

Наша миссия — чтобы дети были лучше нас и жили лучше нас. И мне кажется, это важно не только на Крайнем Севере, а вообще везде.

Какие у вас хобби? Чем занимаетесь в свободное время?

Я люблю туризм, палатки, походы на природу.

В этом году был юбилейный, 55-й слёт на Хараелахе, и мы там участвовали. Наверное, самое большое хобби — любить и оберегать природу, нашу тундру, потому что она уникальная, шикарная.

Я сколько лет здесь живу, не перестаю удивляться, как за одну ночь может расцвести вся тундра. Это неописуемая красота. Природой Севера можно восторгаться и зимой, и летом.

-9

Какие ресурсы или изменения могли бы улучшить жизнь в Норильске?

Телепортация. (Смеётся). Чтобы мы — раз! — и оказались на «материке», в любом городе, где могли поучаствовать в конкурсах, показать себя.

Всё упирается в то, что мы оторваны от «материка», а хотелось бы, чтобы наши дети получали те же возможности, что и в больших городах.

А если серьёзно, конечно, мы ждём финансирования. Не хочется отставать, хочется идти в ногу со временем, а добиться этого собственными ресурсами очень сложно.

-10

Как воспитание в Норильске влияет на дальнейшую судьбу детей?

Думаю, из-за ограниченности территории наши дети более дружные и сплочённые.

Во-вторых, здесь лучше воспитывается умение проявлять себя в экстремальных ситуациях.

В-третьих, они умеют самообразовываться — вспоминайте актировки, это же и есть дистанционное обучение. Ну и они более домашние. Хотя, конечно, это дети сурового Норильска, поэтому и в минус сорок они гуляют.

Что бы вы посоветовали ученикам и родителям, которые только начинают свой путь в Норильске?

Нужно увидеть красоту Норильский природы во все времена года: и зимой, и летом, и осенью, и весной. Прожить этот цикл, чтобы понять, сколько здесь интересного и необычного.

Не переставать удивляться и влюбляться в эту территорию. Иногда именно из удивления и рождается любовь к нашему краю.

-11

С какими тремя прилагательными у вас ассоциируется Норильск?

Прежде всего — это суровый край. Но очень красивый край. И, главное, трудовой. Здесь живут настоящие Трудяги. 🐾

__________________

Читайте другие заметки норильского цикла:

Норильск
5103 интересуются