Мужики, давайте начистоту. Вечный спор: что лучше, новая «Гранта» в кредит под конский процент или старый, но породистый «немец»? Обычно на этом моменте все делятся на два лагеря. Одни кричат про «ломучее ведро», которое разорит на запчастях, другие – про «настоящее железо» и комфорт. И главный аргумент против «старичка» – ржавчина. Она, как известно, не щадит никого.
А что, если я вам скажу, что существует Audi, которая в принципе не умеет ржаветь? Вообще. От слова совсем. И стоит сегодня дешевле новой «Гранты». Заинтригованы? Тогда слушайте.
Космический корабль, который не поняли
Знакомьтесь, Audi A2. Этот «колобок» или «пузырь», как его прозвали, выкатился на дороги в далеком 1999 году. И, честно говоря, если снять с него четыре кольца, никто и не подумает, что перед ним Audi. Дизайн, мягко говоря, на любителя. Никакой агрессии, никакого пафоса. Просто утилитарный компактвэн.
Но, как это часто бывает, под неказистой оберткой скрывался настоящий инженерный шедевр. Кажется, инженеры в Ингольштадте решили поспорить с самим богом и создать вечный автомобиль. Они взяли свою самую дорогую и передовую технологию Audi Space Frame (ASF), по которой строили флагманский седан A8, и... запихнули ее в эту малютку!
Вы только вдумайтесь! Кузов A2 целиком, полностью сделан из алюминия. Не просто пара крыльев, а вся силовая структура. В итоге он получился на 40% легче, чем если бы был из стали, и абсолютно невосприимчив к коррозии. Вы можете найти 25-летний экземпляр, который всю жизнь провел на наших соленых дорогах, а на нем не будет даже намека на «рыжики». Он просто не может гнить. Физически.
Технологии, за которые сегодня просят миллионы
Но кузов – это только начало. Немцы решили оторваться по полной.
Этот «пузырь» невероятно обтекаемый. Его коэффициент аэродинамического сопротивления Cx всего 0.25. У многих современных спорткаров этот показатель хуже! Каждую линию выверяли в аэродинамической трубе, чтобы добиться минимального сопротивления.
И зачем все это? А вот зачем. Легкий кузов + сумасшедшая аэродинамика позволили поставить туда крошечные, но очень эффективные моторы. Венцом творения стал дизельный двигатель объемом 1.2 литра. А теперь сядьте. Реальный, а не паспортный, расход топлива у этой машины – меньше 3 литров солярки на 100 километров пути. ТРИ ЛИТРА!
Сегодня автопроизводители вбухивают миллиарды долларов в гибриды и электрокары, чтобы добиться таких цифр, а Audi сделала это четверть века назад на простом дизеле! И при этом A2 – не какая-то эгоистичная табуретка. У нее огромный для своего класса багажник на 390 литров (это больше, чем у многих современных седанов), а задние сиденья можно было легко вынуть и перевезти, скажем, стиральную машину. Практичность на уровне, а технологии – из будущего.
Так почему же он провалился с треском?
И вот тут мы подходим к главному вопросу. Почему этот технологичный, экономичный и вечный автомобиль оказался никому не нужен? Производство было убыточным, и в 2005 году проект свернули.
А ответ до банального прост – цена. Все эти инновации стоили бешеных денег. В начале 2000-х покупатель не был готов платить за маленький и странный на вид Audi столько же, сколько стоил полноценный Volkswagen Golf или даже базовая A3. Люди просто не поняли, за что такие деньги.
Второй гвоздь в крышку гроба – ремонт. Представьте себе: начало двухтысячных, вы попадаете в ДТП на алюминиевой машине. Что с ней делать? Где чинить? Местные гаражные мастера при виде этого «космолета» просто крестились. Любой кузовной ремонт превращался в ад и стоил как крыло от самолета. Машина опередила не только технологии, но и ремонтную базу.
Приговор сегодня
И вот, спустя 25 лет, этот провалившийся гений инженерной мысли можно найти на вторичном рынке. Цены, конечно, уже не 250 тысяч, как пару-тройку лет назад. За живой и ухоженный экземпляр просят от 400 до 600 тысяч рублей. Все равно дешевле пустой «Гранты».
За эти деньги вы получаете автомобиль, который никогда не сгниет, ест топливо как мопед и до сих пор удивляет своей продуманностью. Но готовы ли вы к его особенностям? К поиску грамотного сервиса, который не испугается слова «алюминий»?
Так что это было – фатальная ошибка маркетологов или просто автомобиль, родившийся слишком рано? И рискнули бы вы сегодня взять такой «вечный» Audi вместо условного «Соляриса» с пробегом? Вопрос, по-моеему, очень интересный.