Ну, то есть, человек даже не задумывается, можно ли такое говорить на людях, стоит ли вообще тема разговора всеобщих ушей, уместна ли она в текущей ситуации.
Ну и, естественно, такие понятия как вежливость, такт и сдержанность - этому человеку чужды. И не потому что он невоспитанный нахальный тип, а потому что… ну, вот такие у него особенности.
А особенности - как мы знаем, бывают разные. В этом мы с коллегами уже давно убедились и привыкли к этому, работая в довольно необычном месте - в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития (наш отдел занимается кружковой работой).
Ну а то, что какой-либо ребенок у нас на уроке говорит что-то "не то" - так чему тут удивляться? Разве что тому, что он вообще хоть как-то разговаривает! Ведь большая часть ребят, приезжающих к нам в стационары, ввиду своих нарушений (преимущественно ментальных) - вообще никакой речью не владеют. Совсем.
А тут - вааау!
Говорящий ребенок в новой смене попался! Еще и что-то понимающий!
Ну и наши "специалисты-диагносты", обследовавшие этого мальчишку на первичном приёме, даже нас (педагогов) иронично поздравили:
- Ну, девочки, теперь и на вашей улице праздник! Ждите у себя на занятиях ребенка, который не просто хорошо говорит, но еще и правду!
Ну а нам-то уже без разницы. Всё равно, как обычно, придется заниматься со всеми-всеми ребятами: и с говорящими, и с неговорящими, и с понимающими, и с вообще ничего не понимающими, и с подростками, и с совсем малышами, и с контактными, и с не очень контактными, а то и с изрядно агрессивными и местами опасными… проза жизни.
Но, конечно, приятно, что среди такого "разнообразия" попадется в наших кружках человек, который сможет работать по программе: рисовать, лепить, клеить, складывать, строить, плести, а не ломать, кидать, рвать и разрушать (а еще, в дополнение к этому, бегать по кабинету или с криками колотить в дверь или окно, как это часто бывает). В общем, ждём…
Мальчик Н.
Ребенок из стационара, 12 лет, ментальные нарушения.
Обращенную речь - понимает (даже очень)… да и вообще, много чего понимает и знает.
Речь - богатая, обильная, выразительная! Ну, разве что, артикуляция немножко подкачала, но это поправимо. И… как бы сказать… интонацию и голосок мальчик Н. - будто бы нарочно "утончает", пытаясь сделать свой говор более детским, "малышковым". А если ему не хочется выполнять какую-то просьбу или задания - то он еще и добавляет в свой голосок ноющие гнусавые нотки:
- Ну почемуууу ты меня заставляешь? Я же не хочууу! Не могууу! Нельзя больного заставляя-а-ать!!
Да-да! Он так и говорит при любом удобном случае: я - больной, поэтому не надо меня мучить своими заданиями.
Ну и еще: независимо от того, С КЕМ мальчик Н. общается (свой-чужой, ребенок-взрослый), со всеми он разговаривает исключительно на "ТЫ".
Правда, когда однажды воспитательница стационара сделала мальчику Н. замечание по этому поводу, он прямо разгневался и высказал ей:
- Если я тебе не нравлюсь, так вообще не лезь тогда ко мне!
А мама сказала воспитательнице, что лучше его и правда не трогать. А чтобы избежать истерик - лучше позволить говорить ему так, как он хочет.
И, если что, учителя мальчика Н., которые ходят к ним на дом, ничего плохого не видят в том, что ребенок им "ТЫкает". Зато он довольно неплохо учится (на данный момент успешно завершил программу третьего класса) и элементарные бытовые навыки и знания - у него тоже имеются.
И сам мальчик Н. - всегда чистый, ухоженный, причесанный. Не плюётся, в носу не ковыряется, ходит на уроки с одноразовыми платками… замечательно!
Если бы не некоторые ма-аленькие детали…
Мальчик Н. на аппликации
Ведет моя соседка по кабинету (ну, т.е. я всё сама прекрасно вижу, хоть и у меня одновременно идёт занятие с другим ребенком).
А на "аппликации" - вокруг большого стола должны сидеть четверо ребят: двое братьев-близнецов, наш мальчик Н. и еще одна девочка-подросток Л.
Девочка Л. - симпатичная, худенькая, беленькая-беленькая! Всё белое: и волосы, и брови-ресницы, и кожа… и глаза - очень-очень светло-голубые… плюс характерный для некоторых альбиносов нистагм (естественно, такие глазки трудно пропустить мимо)…
Но, если обычный человек, общаясь с девочкой Л. будет стараться не заострять внимание, то такой человек, как мальчик Н. - увы, нет…
И, когда педагог по аппликации, рассаживая детей по местам, предложила мальчику Н. сесть рядом с беленькой девочкой Л., он стал возражать:
- Не сяду с ней! Она стра-а-ашная! Смотрите, как страшно у неё глаза болтаются!
Девочка Л. - обиду не показала. Наоборот, улыбнулась и посмотрела на мальчика Н. в упор и зашипела:
- Да-да-даааа! Смотри и бойся! Щщщщщ!
Глаза у неё забегали будто бы еще быстрее, а мальчик Н. - стукнул кулаком по столу, вскочил и закричал:
- Я ухожу отсюда! Тут все надо мной смеются! Дураки!
А на выходе его поймала мама. И мама сказала:
- Вы не обращайте внимания. Он-то ожидал, что девочка на него обидится, а она - не обиделась, вот он и расстроился.
Ну ващщщпе! Ему, значит, можно оскорбить девочку, а если ОНА над ним пошутит - так она "такая-сякая-плохая", преступление совершила, расстроила большого сердитого мальчика! Так еще и потом все в кабинете у него дураками оказались!
Но и мальчика Н. - однозначно нельзя ни в чём обвинять! А вдруг его "выпад" - это не бестактность, а проявление диагноза, о котором, разумеется, педагогам не сообщили (ибо это тайна)!
Мальчик Н. на оригами
В моём кружке. Занимался индивидуально (так случайно по "окошечкам" расписания получилось, просто повезло).
Поделка - несложная. Сидит, работает… Тяжко, медленно, но, в принципе, приемлемо.
Я лишь изредка комментирую:
- Вот так, правильно. Здесь - попробуй немножко сильнее нажать, да-да, вот так. Слева- уголочек поправишь - будет еще лучше. (и т.п.)
А мальчик Н. - через некоторое время, стукнул ладонью по столу и гневно спросил:
- Почему ты мне не говоришь "молодец"? Я же всё правильно делаю, а ты - не говоришь "молодец"! Чё, жадность?
- Просто жду, когда ты закончишь, - отвечаю, - чтобы потом за готовую работу тебя похвалить.
А что я еще скажу? Буду оправдываться? И вообще, честно говоря, говорить "молодец" не за реальный труд, а лишь чтобы мальчик не гневался - так себе похвала…
Хотя, со слов мамы, "дешевле будет сразу похвалить, чем думать о цене действия".
Ах, да!
Мама, когда забирала мальчика Н. с занятия, сказала ему:
- Так, сынок. Сейчас пойдем на первый этаж, на процедуру, в …й кабинет.
Надо сказать, в этом кабинете работает бессменная специалист, большая роскошная приятная женщина, которую мы давно знаем.
А мальчик Н. маме ответил:
- Эээ, нет! Не пойду я к этой кобыле! Она мне не нравится!
О как! Еще и хорошему человеку досталось! Какой же ты, мальчик Н., добренький!
Мальчик Н. на лепке
Ведет другая моя соседка по кабинету.
А она - несмотря на свою доброту и природную мягкость, на занятиях довольно требовательна. Мягко и настойчиво заставляет повторять и переделывать, если получается плохо.
Вот и мальчику Н. она так говорила:
- Нет, нужно левее! Вот здесь - посильнее нажми пальчиком, чего ты так слабенько? А здесь - вытяни немножко. Вот, сюда вытягивай. Вытя-а-агивай!
Лепил, лепил мальчик Н… - а потом затопал и зарычал:
- Да ты уже задрала командовать! Туда жми- сюда тяни! Ты - либо захлопнись (да, именно так), либо я щаз вообще уйду отсюда!
А она - не командовала! Она делала то, что всегда делала на занятиях с детьми, когда они изготавливали поделки. И, что-то, за все годы её работы, никто не "вспылял" подобным образом и не ругал её за то, что она "командует". И, если бы мальчик Н. действительно лепил идеально, стала бы она корректировать и советовать? Разумеется, нет.
Конечно, это лишь малая часть тех, на кого мальчик Н. ругался - все остальные случаи описывать нет смысла.
Мама - в большинстве случаев извиняется сама, а сына оправдывает тем, что он "сначала - говорит, а потом - думает".
А одна моя старшая коллега - не согласна. И, уже когда мамы в кабинете нет, говорит:
- Он не "потом думает"! Он - в принципе, НЕ думает! От слова совсем!
А уж "издержки воспитания" или "издержки диагноза" (неизвестного) толкают мальчика Н. ругаться и обзываться - никто не смеет утверждать наверняка.
Правда, есть один момент: обругав кого-то, мальчик Н. даже не подозревает, что обидел человека… ему просто всё равно.
Вам же, дорогие читатели, жить в доброте и без конфликтов.