Что такое Пирамида Миллера?
Представьте, что вы учитесь водить машину и сдаёте экзамен, чтобы получить права - сначала сдаёте экзамен на знание ПДД, потом решаете задачки, дальше площадка с инструктором, а потом реальная дорога с непредсказуемыми ситуациями, где тоже периодически возникают оценочные процедуры с экзаменаторами-инспекторами ГИБДД
Пирамида Миллера — это очень удобная модель, которая помогает понять, какие уровни компетентностидолжны достигать студенты в медицинском образовании и как эти уровни можно оценить. Её придумал Джордж Миллер в 1990 году, и она стала очень популярной для организации обучения и оценки в медицине.
Небольшое отступление:
George E. Miller- американский врач и один из архитекторов медобразования второй половины ХХ века. Начинал в University at Buffalo (1948–1959), где возглавил Project in Medical Education – с этого, по сути, стартовало научное изучение обучения врачей. Помимо знаменитой «пирамиды», которая за 35 лет так и не устарела, Миллер известен практическими руководствами для ВОЗ и книгой Educating Medical Teachers (1980)
В 1959 году Миллер основал в Чикаго, в UIC College of Medicine нынешний Департамент медицинского образования, один из старейших и влиятельнейших в мире (я уже писал про нынешнего руководителя – Ару Текияна), и одной из наиболее известных работ его группы (1990) стала классификация из четырех ступеней роста от теории до реальной клиники. Это удобный компас для учебных планов: что проверяем тестом, что на устном экзамене, что с помощью симуляции, а что в отделении под наблюдением. Позже эта классификация стала известна как Пирамида Миллера.
Пирамида поменьше Хеопсовой, и состоит из четырех уровней, каждый из которых представляет собой более высокий и сложный уровень компетентности:
1. Знает (Knows)
Самый нижний уровень, основа всего. Здесь речь идет о теоретических знаниях. Студент просто знает факты, информацию, концепции.
- Пример: Студент может назвать три причины стеноза аорты. Он просто запомнил эту информацию из книг или лекций.
- Как оценивается: Обычно это письменные тесты, например вопросы с выбором одного правильного ответа, эссе или письменные задания. Эти тесты хорошо подходят для проверки базовых знаний и понимания.
2. Знает как (Knows How):
На этом уровне студент не просто знает факты, но и понимает, как применять эти знания в определенном контексте для решения проблемы. Это уже более глубокое понимание.
- Пример: Студент может описать, как провести обследование , чтобы отличить стеноз аорты от гипертрофической обструктивной кардиомиопатии (ГОКМ). Он знает последовательность действий или алгоритм.
- Как оценивается: также письменные оценки, как и на первом уровне, но вопросы уже с клиническим контекстом, более сложные, требующие анализа и применения знаний.
3. Показывает как (Shows How)
Здесь студент уже демонстрирует свои навыки в смоделированной или практической ситуации. Это еще не реальный пациент, но ситуация очень похожа на настоящую.
- Пример: Студент может показать, как правильно поставить стетоскоп для аускультации сердца, или выполнить маневр, чтобы отличить стеноз аорты от ГОКМ, используя симулятор или стандартизированного пациента.
- Как оценивается: чаще всего используются Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), где студент взаимодействует со стандартизированными пациентами или манекенами, а эксперты оценивают его действия по чек-листам. Также могут использоваться устные экзамены или анализ записей. На этом уровне студенты знают, что их оценивают, и стараются показать свои максимальные возможности.
4. Делает (Does)
Это самый высокий уровень компетентности. Студент/ординатор/врач применяет свои знания и навыки в реальной клинической практике, в обычной жизни, без прямого контроля экзаменатора.
- Пример: Врач успешно проводит аускультацию сердца у реального пациента и правильно ставит диагноз в своей ежедневной работе.
- Как оценивается: Оценка проводится непосредственно на рабочем месте (Workplace-Based Assessment - WPBA). Это могут быть записи в истории болезни, прямые наблюдения наставников, отзывы от коллег и пациентов (например, 360-градусная обратная связь). Эти оценки показывают типичную производительность в реальных условиях.
Зачем нам Пирамида Миллера?
- Для планирования обучения и оценки - она помогает преподавателям убедиться, что обучение и экзамены охватывают все необходимые уровни компетентности, от базовых знаний до реальных практических навыков.
- Для выбора правильных методов оценки – пирамида ясно показывает, что для разных уровней компетентности нужны разные инструменты оценки. Например, тестовые задания не смогут оценить, как студент выполняет процедуру, для этого нужен ОСКЭ или наблюдение на рабочем месте.
- Для валидности оценки, помогая обеспечить, что тест измеряет именно то, что должен измерять, и что выводы о компетентности студента обоснованы.
- Для обратной связи – студенты лучше поймут, что от них ожидается на каждом этапе обучения и как им развивать свои навыки.
Хотя у Пирамиды Миллера есть и свои критики (например, некоторые считают, что иерархический порядок "знает" и "делает" не всегда прямолинеен), она остается очень практичным и полезным инструментом в медицинском образовании.
Так, двое исследователей, Хешам Марей и Мохамед Аль Ераки опубликовали очень интересную работу с переосмыслением пирамиды Миллера, и несмотря на то, что в отличие от Миллера – они оба египтяне, пирамиду то разносят, то переворачивают, а потом и вовсе переходят от пирамиды к орбитам – почитайте, очень интересная концепция.
Перевод статьи в журнале Медицинское образование и профессиональное развитие.
Или краткий пересказ – вот здесь
Как взобраться на все ступени пирамиды Миллера — от «знает» до «делает»
1) Знает (Knows)
Что измеряем: факты, термины, принципы.
Примеры заданий:
Тестовые задания:
Как называется химическая связь с общей парой электронов между двумя атомами? Выберите один из перечисленных вариантов:
А. Ионной
Б. Ковалентной
В. Металлической
Г. Водородной
Д. Ван‑дер‑Ваальсовой
2. Задания с коротким ответом:
«Назовите 3 признака воспаления».
Советы: корректировка по результатам оценки: анализ качества заданий (трудность, дискриминация).
Типичная ошибка: проверять экзотику вместо ядра программы.
2) Знает как (Knows how)
Что измеряем: применение знаний к ситуации.
Примеры форматов: контекстные тестовые задания, ситуационные задачи, в том числе многоходовые
Тестовые задания на этом уровне – с контекстом, даже в базовых дисциплинах:
В отделении хирургии стерилизуют инструменты потоком этилена‑оксида. Какой класс реакции из перечисленных описывает превращение этилена в эпоксид?
A. Радикальное замещение
B. Электрофильное окисление
C. Нуклеофильное присоединение
D. Полимеризация
E. Конденсация
Подробнее мы разберём тестовые задания в отдельной статье.
Совет: один сценарий — один ключевой клинический признак; оцениваем ход мыслей, а не «правильное слово».
Типичная ошибка: негомогенность вариантов, плохие формулировки ответов
3) Показывает как (Shows how)
Что измеряем: умения в контролируемых условиях с помощью ОСКЭ/симуляций:
Процедура: катетеризация мочевого пузыря на манекене.
Коммуникация: «плохие новости» со стандартизированным пациентом.
Решения: сортировка в приёмном отделении по алгоритму.
Советы: баланс чек-листа и глобальной шкалы (целостность выполнения).
Типичная ошибка: чрезмерно подробные чек-листы
4) Делает (Does)
Что измеряем: стабильную работу «в поле».
Инструменты: Mini-CEX (наблюдаем приём), DOPS (процедура), анализ записей, 360°-оценка, портфолио.
Для надёжности: несколько наблюдений, разные оценщики, разные дни.
Советы: короткая, точная обратная связь «по горячим следам» + конкретный следующий шаг.