Найти в Дзене

Научная статья: Региональная налоговая политика (на примере Волгоградской области).

Аннотация. В статье рассмотрены инструменты налогового регулирования, изучены мероприятия по обеспечению роста доходов консолидированного бюджета Волгоградской области и выявлены реализации налоговой политики региона. Ключевые слова: региональная налоговая политика, налоговые инструменты, налоговые доходы. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34. Налоговая политика Волгоградской области призвана оказывать регулирующее действие на процессы социально-экономического развития региона. Эта цель налоговой политики ориентирована на то, чтобы посредством манипулирования отдельными элементами налога (объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой) влиять на поведение хозяйствующих субъектов в отраслях экономики, в сфере малого бизнеса, в инвестиционной сфере. Механизм реализации региональной налоговой политики, по сути, является механизмом налогового регулирования социально-экономических процессов, ориенти

Аннотация. В статье рассмотрены инструменты налогового регулирования, изучены мероприятия по обеспечению роста доходов консолидированного бюджета Волгоградской области и выявлены реализации налоговой политики региона.

Ключевые слова: региональная налоговая политика, налоговые инструменты, налоговые доходы.

Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Налоговая политика Волгоградской области призвана оказывать регулирующее действие на процессы социально-экономического развития региона. Эта цель налоговой политики ориентирована на то, чтобы посредством манипулирования отдельными элементами налога (объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой) влиять на поведение хозяйствующих субъектов в отраслях экономики, в сфере малого бизнеса, в инвестиционной сфере.

Механизм реализации региональной налоговой политики, по сути, является механизмом налогового регулирования социально-экономических процессов, ориентированным на достижение баланса между фискальной и регулятивной функциями налогов и обеспечение сбалансированности региональных экономических интересов участников налоговых отношений.

Всю совокупность методов и инструментов налогового регулирования можно разделить на три блока: налоговые льготы; налоговые преференции; специальные налоговые режимы (рис. 1).

Налоговые льготы и преференции в зависимости от целевой направленности можно разделить на три группы: инвестиционного назначения; социальные назначения; общего или смешанного назначения.

Рис. 1. Структура механизма налогового регулирования. Источник: составлено автором.
Рис. 1. Структура механизма налогового регулирования. Источник: составлено автором.

Планируемая на 2019-2021 гг. налоговая политика Волгоградской области будет ориентирована на стимулирование деловой, инвестиционной и предпринимательской активности, повышение уровня жизни населения региона.

Рост доходов консолидированного бюджета Волгоградской области планируется обеспечить за счет ряда мероприятий (рис. 2).

Рис. 2. Мероприятия по обеспечению роста доходов консолидированного бюджета Волгоградской области. Источник: составлено.
Рис. 2. Мероприятия по обеспечению роста доходов консолидированного бюджета Волгоградской области. Источник: составлено.

В целях стимулирования развития малого и среднего бизнеса на территории региона планируется применение специальных налоговых режимов и действие налоговых каникул до 2021 г. для некоторых групп ИП. Показатель налоговой нагрузки Волгоградской области в 2016-2018 гг. был несколько выше, чем общий показатель по стране. Оптимальность уровня налоговой нагрузки, как нормы соотношение между поступлением в бюджеты и ВВП не является решенным вопросом и сегодня, что связано как со спецификой и особенностью отдельных субъектов РФ, в отношении которых определяется данный показатель, в связи с их историческими, политическими и культурными особенностями.

Основной проблемой при реализации налоговой политики Волгоградской области, на наш взгляд, является обеспечение стабильного роста доходов консолидированного бюджета региона на основе неизменности налоговых условий. За 2018 г. в общей сумме налоговых доходов бюджета Волгоградской области наибольшую долю занимает налог на прибыль организаций – 35,0%, НДФЛ – 30,7%, налог на имущество организаций – 12,1%, акцизы – 12,3%, налог, взимаемый в связи с применением УСНО, - 6,6%. В совокупности эти налоги обеспечили 96,7% от поступлений налоговых доходов региона [3].

В целях обеспечения стабильного роста доходов консолидированного бюджета Волгоградской области, Законом Волгоградской области от 07.12.2018 г. №134-ОД «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Закон №134-ОД):

1. Утверждены дополнительные нормативы отчислений по НДФЛ в бюджеты муниципальных районов (городских округов) на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. (ст. 4 Закона №134-ОД) [1];

5. Предусмотрено предоставление бюджету региона субсидий из бюджетов муниципальных районов (городских округов), в которых в 2018 г. расчетные налоговые доходы превышали 1,3-кратный средний уровень по муниципальным районам (городским округам) в расчете на одного жителя, на 2019 г. в размере 4869 тыс. руб., на 2020 г. в размере 4869 тыс. руб., на 2021 г. в размере 4869 тыс. руб. [1];

3. Установлено направление дополнительно полученных при исполнении областного бюджета налоговых доходов и сверх утвержденного Законом №134-ОД общего объема на замещение государственных внутренних заимствований и (или) погашение государственных долговых обязательств Волгоградской региона (ст. 42 Закона №134-ОД) [1];

4. Установлен размер платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность по платежам в областной бюджет в размере 0,5% годовых (ст. 43 Закона №134-ОД) [1].

Проведенное исследование позволяет автору сделать ряд следующих выводов:

- основной проблемой при реализации налоговой политики Волгоградской области является обеспечение стабильного роста доходов консолидированного бюджета региона на основе неизменности налоговых условий;

- для повышения социально-экономического развития, улучшения условий ведения бизнеса и инвестиционного климата на территории Волгоградской области региональным комитетом финансов был разработан проект «Основных направлений бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в рамках которого были определены основные направления налоговой политики региона. Данные направление затрагивают: применение специальных налоговых режимов (единого сельскохозяйственного налога, УСНО, ЕНВД, соглашения о разделе продукции и патентной системы налогообложения) и действие налоговых каникул до 2021 г. для некоторых групп предпринимателей и мероприятия по обеспечению роста доходов консолидированного бюджета Волгоградской области;

- в целях повышения эффективности налоговой политики Волгоградской области, на наш взгляд, необходимо создание системы мониторинга применяемых налоговых льгот и оценки результативности их действия, позволяющей принимать решения об их продлении или отмене. А также необходимо создание системы оценки доходов, не поступивших в бюджетную систему в результате применения налоговых льгот для их учета в качестве налоговых расходов бюджетов при подготовке проекта закона о бюджете и отчета об исполнении бюджета Волгоградской области. Проведение мониторинга возможно на основе отчетности ФНС, формируемой на базе информации, содержащейся в налоговых декларациях, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы.

Библиографический список

1. Закон Волгоградской области от 07.12.2018 г. №134-ОД «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550279471

2. Основные направления бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1_ONBiNP-VO-2019_2021.doc

3. Отчет о результатах мониторинга исполнения доходов областного бюджета за январь-декабрь 2018 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ksp34.ru/activity/analitics/

-4