Найти в Дзене

Суровый стиль: ИГОРЬ ОБРОСОВ

Добрый день, уважаемые читатели!

Игорь Обросов является одним из крупнейших советских художников XX века, чье искусство проникнуто духом правдивого отражения жизни. Как мастер "сурового стиля", педагог, монументалист и график, он работал в различных жанрах, включая портрет, городской и сельский пейзаж, бытовой жанр и натюрморт. Среди наиболее известных портретов Обросова выделяются изображения Василия Шукшина, Беллы Ахмадулиной, Федора Тютчева, Бориса Васильева и Александра Солженицына. Особенно выделяется его темпурная графика, представленная такими работами, как "Патриаршие пруды. Утро" и "Вечерний свет. Патриаршие пруды", создающие атмосферу московской старины.

Вечерний свет. Патриаршие пруды
Вечерний свет. Патриаршие пруды
Триптих. Женщинам ВОВ посвящается.
Триптих. Женщинам ВОВ посвящается.
Поминальная вечеря. Памяти мужиков наших, безгробапохороненных на полях сражений...
Поминальная вечеря. Памяти мужиков наших, безгробапохороненных на полях сражений...
Триптих. Женщинам ВОВ посвящается. Солдатские сны
Триптих. Женщинам ВОВ посвящается. Солдатские сны
Печаль синих озёр. А зори здесь тихие....
Печаль синих озёр. А зори здесь тихие....
Фьорды Норвегии №3
Фьорды Норвегии №3

Обросов родился 23 мая 1930 года в Москве в семье видного хирурга Павла Николаевича Обросова, комиссара здравоохранения в Сибири и директора института имени Н.В. Склифосовского. Его мать, Татьяна Серова, была талантливым художником-акварелистом, посвятившим жизнь медицине, став врачом госпиталя во время Великой Отечественной войны. Она воспитывала сына в любви к искусству. Семья Обросовых столкнулась с тяжелыми испытаниями, когда отец Игоря был арестован и впоследствии расстрелян в 1938 году. Эта трагедия оставила глубокий след в сознании художника, повлияв на тематику его творчества, которое часто посвящено памяти жертв политических репрессий.

Арест
Арест
Творцы ледяных скульптур
Творцы ледяных скульптур
Вожди сталинщины
Вожди сталинщины
Шаг вправо, шаг влево - побег ...
Шаг вправо, шаг влево - побег ...
Признать себя виновным
Признать себя виновным
Бурлаки Печёрлага
Бурлаки Печёрлага

Детские годы Обросова были полны трудностей и испытаний, связанных с голодом и вынужденными переездами. Его старший брат Андрей, подвергшийся аресту и побегу из лагеря, участвовал в боях под Сталинградом, где вновь оказался заключённым и провёл почти полтора десятилетия в заключении.

Триптих. Женщинам ВОВ посвящается. Встречая и провожая эшелоны
Триптих. Женщинам ВОВ посвящается. Встречая и провожая эшелоны
Оборона Москвы
Оборона Москвы
Эшелоны
Эшелоны

Художественный путь Обросова начался в стенах Московского высшего художественно-промышленного училища, ныне Строгановского, куда он поступил в 1954 году. Уже в конце 1950-х годов его работы начали демонстрироваться на выставках, открыв новую страницу в истории советской культуры. Вместе с поколением шестидесятников, отвергавших ложь соцреализма, Обросов стремился запечатлеть подлинную картину жизни, создавая выразительные образы деревенской жизни, передавая связь времен и восхищаясь красотой природы средней полосы России.

Светлая ночь на Нерли
Светлая ночь на Нерли
Брошенный дом 2
Брошенный дом 2
Покинутый дом в деревне Большое Рашино
Покинутый дом в деревне Большое Рашино

В 1961 году Игорь Обросов, представив цикл картин "Военные годы", посвященный событиям недавнего прошлого, вступил в ряды членов Союза художников СССР. Важную роль в его жизни сыграло активное участие в деятельности Союза, где он уделял особое внимание поддержке начинающих художников. Подобно своему отцу, известному врачу и деятелю науки, Обросов обладал природным даром лидера и общественной активности, благодаря чему занял должность заместителя председателя Союза художников по вопросам молодежной политики. Затем, с 1972 по 1976 год, он исполнял обязанности секретаря правления Союза художников РСФСР, а позже, с 1983 по 1989 год, являлся секретарём правления Союза художников СССР.

Лунный свет. Белые цветы
Лунный свет. Белые цветы
Пейзаж с колодцем
Пейзаж с колодцем
Облёт молодых скворцов
Облёт молодых скворцов

Однако карьера Обросова знала не только успехи, но и трудности. В 1960-е годы он столкнулся с неприятностями, когда был уволен из художественно-графического комбината, выполняющего государственные заказы, и временно остался без стабильного заработка. Это стало серьёзным испытанием для его семьи. Однако судьба подарила шанс начать новое дело, предложив работу в издательстве "Малыш", где он занялся созданием детских раскрасок. Творческий путь Обросова отмечен множеством значимых достижений. За серию графических работ "Деревня, в которой я живу" (1974) он был удостоен премии международной биеннале графики в Норвегии, а за серию живописных пейзажей (1980) получил международную награду в Кошице, Чехия. В 1983 году Обросов удостоился звания народного художника РСФСР и золотой медали имени М.Б. Грекова за триптих "Защитникам Москвы посвящается".

Натюрморт с хлебом
Натюрморт с хлебом
Натюрморт с голубикой и грибами
Натюрморт с голубикой и грибами
Семья. Тревожное ожидание. 1936 год
Семья. Тревожное ожидание. 1936 год

Педагогическое призвание Обросова ярко проявилось, когда он возглавил кафедру монументально-декоративного искусства в Московском государственном художественно-промышленном университете имени С.Г. Строганова (1995—1997). Его персональные выставки проходили в Государственном Русском музее, а также в европейских галереях, Канаде и Соединенных Штатах Америки. За вклад в развитие отечественного искусства в 2001 году Обросов был награждён орденом Почёта. Последние годы жизни он посвятил строительству храма, проживании в деревне Обросово, литературному труду и занятиям благотворительностью. Игорь Павлович скончался 5 августа 2010 года в Москве и похоронен на Донском кладбище.

Похороны В. Попкова
Похороны В. Попкова

Сегодня полотна и рисунки Обросова хранятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Российской академии художеств и многих других отечественных и зарубежных музейных и частных собраниях.

Маска №№2,7 в картине
Маска №№2,7 в картине
В. М. Шукшин. Печаль покинутых деревень
В. М. Шукшин. Печаль покинутых деревень
Белла Ахмадулина и Борис Мессерер
Белла Ахмадулина и Борис Мессерер
Маска №6 в картине
Маска №6 в картине
Режиссёр В. Наумов
Режиссёр В. Наумов

Пишите в комментариях, как Вам стилистика художника?

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

dzen.ru

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: