Для современного человека телевизор — это тонкая, почти невесомая панель на стене, занимающая минимум места. Но так было не всегда. В советскую эпоху цветной телевизор был не просто техникой, а настоящим артефактом, центром домашнего досуга и предметом гордости. Особый статус имели большие телевизоры, которые в конце 80-х годов считались почти что роскошью. Они были громоздкими, тяжелыми, но для своих владельцев открывали целый мир яркого и красочного телевидения.
Сегодня мы вспомним пятерку самых впечатляющих советских телевизоров-гигантов с диагональю экрана 61 см и более. Эти «ящики» весом под 40 килограммов были мечтой многих советских семей.
Немного истории
Первые бытовые цветные телевизоры появились в СССР еще в далеких 1950-х годах, но настоящая народная любовь и распространение пришли к ним лишь в 1970-х. В то время как большинство довольствовалось компактными переносными моделями для дачи, настоящие ценители качества изображения и масштаба мечтали о большом экране. Давайте же познакомимся с ними поближе.
1. Электрон 61ТЦ-433Д (1987 г.)
· Производитель: Львовское производственное объединение «Электрон».
· Главная особенность: Один из первых советских телевизоров с полноценным пультом ДУ.
Этот львовский богатырь был настоящим технологическим прорывом для своего времени. Его ключевой фишкой был дистанционный пульт, который был не просто игрушкой, а полноценным инструментом управления. С его можно было не только переключать каналы, но и регулировать громкость, контрастность, насыщенность цвета и даже включать/выключать питание с расстояния до 6 метров — неслыханная роскошь!
Телевизор поддерживал актуальные системы цветности ПАЛ и СЕКАМ, что обеспечивало качественную и стабильную картинку на его 61-сантиметровом кинескопе. При своих внушительных габаритах (500 х 700 х 515 мм) и весе в 32 кг, он был воплощением прогресса и желанной целью для многих семей.
2. Кварц 61ТЦ-310Д (1988 г.)
· Производитель: Омское производственное объединение «Иртыш».
· Главная особенность: Передовая автоматика и удобный прямой доступ к каналам.
Омичи создали не просто телевизор, а умную и удобную систему для просмотра. Модель оснащалась кинескопом с системой самосведения лучей, что упрощало его настройку. Но главное удобство заключалось в тюнере — он имел множество систем автоматической подстройки, что делало изображение стабильным.
На передней панели красовались 8 кнопок прямого доступа к каналам со световой индикацией. Больше не нужно было крутить тумблер через все каналы — просто нажал на кнопку «3» и сразу попал на программу «Третья кнопка». Это было невероятно удобно. Интересно, что младшая модель этого же бренда, «Кварц 51ТЦ-310ДИП», уже вовсю использовала импортные финские кинескопы, что было знаком грядущих перемен.
3. Радуга 61ТЦ-304Д (1988 г.)
· Производитель: Ленинградское производственное объединение имени Козицкого.
· Главная особенность: Высокие технические характеристики и сенсорное переключение.
Ленинградский телевизор позиционировался как аппарат для настоящих ценителей качества. В отличие от «Кварца», здесь использовался кинескоп без самосведения, что могло требовать более тонкой ручной настройки, но зато аппарат имел отличные для своего времени показатели: четкость 450 линий по горизонтали и 500 по вертикали, а яркость достигала 16 кд/м².
Еще одной «фишкой» был современный сенсорный переключатель программ с цифровой индикацией. Телевизор также обладал прогрессивным импульсным блоком питания, который хорошо справлялся со скачками напряжения в сети, избавляя владельцев от необходимости покупать отдельный стабилизатор. За такое качество и вес в 37 кг приходилось платить немало — 755 рублей.
4. Рубин 54ТЦ-311ДИ (1988 г.)
· Производитель: Московский завод «Рубин».
· Главная особенность: Использование импортного кинескопа и относительно легкий вес.
Легендарный московский завод «Рубин» также представил свою версию телевизора для demanding-пользователя. Эта модель изначально проектировалась с прицелом на импортные комплектующие — в ней был установлен зарубежный кинескоп, что было гарантией высокого качества и долговечности изображения.
При диагонали в 54 см этот телевизор был немного компактнее своих 61-сантиметровых собратьев, но главное — он был существенно легче. Вес в 30 килограммов против 35-37 у других делал его перемещение по квартире чуть менее героическим предприятием. Телевизор уверенно принимал все диапазоны (метр и дециметр) и имел хорошее разрешение в 450 линий.
5. Рубин 51/54ТЦ-402 (1989 г.)
· Производитель: Московский завод «Рубин».
· Главная особенность: Невероятная популярность, массовость и автоматизация.
Это, пожалуй, самый народный и узнаваемый телевизор из всей пятерки. Его производили в огромных количествах в 12 различных вариантах исполнения! Комплектовались они как советскими, так и импортными кинескопами на 51 или 54 см. Это была надежная и умная машина: она автоматически выбирала стандарт цветности (PAL/SECAM) и автоматически поддерживала баланс белого цвета.
Несмотря на не самое высокое разрешение (350 линий), модель славилась высокой чувствительностью и отлично ловила сигнал даже в проблемных зонах приема. Она была ориентирована на комфорт: к ней можно было подключить видеомагнитофон для просмотра кассет и наушники, чтобы никому не мешать. При весе в 29 кг этот «Рубин» стал настоящим символом перестройки и последним технологическим вздохом советской эпохи телевизоров.
Заключение
Эти громоздкие, но по-своему величественные аппараты стали мостом между советской эпохой и новым технологическим миром. Они не просто показывали картинку — они собирали вокруг себя семью, друзей, соседей для просмотра фильма, трансляции Олимпиады или новогоднего «Голубого огонька». Каждый из этих телевизоров, с его ламповым звуком, мерцанием экрана и специфическим запахом нагретой пластмассы и пыли, — это не просто техника. Это целый пласт истории, теплых воспоминаний и настоящей магии, которую сегодня уже не передаст ни один, даже самый современный, ультраHD-телевизор.