Найти в Дзене

Миллениалы предпочитают настолки, зумеры – видеоигры: Во что играют современные дети на улице и исчезнут ли дворовые забавы

- Камень, ножницы, бумага, раз, два, три! Су-е-фа! Чи-чи-ко! Что, выбросили рукой, камень? Признайтесь, потеплело на душе от ностальгии по дворовому детству? А ведь самая простая азартная игра даже собственный праздник заслужила - 27 августа ей стукнет аж семь веков. Короткие обозначения кулаком, ладошкой или двумя пальцами придумали еще в Китае, во времена поздней династии Мин. Игру, тренирующую стратегию, разработали военачальники. Правда, вместо камня, бумаги и ножниц там фигурировали охотник, сенсей и лиса или же лягушка, слизень и змея. Принцип все равно один: первый бьет второго, второй бьет третьего, а третий - первого. «КП-Петербург» раскопала историю самых популярных дворовых игр нашего беззаботного детства и сравнила их с играми поколения альфа. ЛАПТА СО ВРЕМЕН ПЕТРА Колечко-колечко, к которому мы подключали всю чуйку и зрение, тоже совсем не молодо. Игра известна с начала XIX века и была одним из святочных молодежных развлечений. Девушки незаметно передавали кольцо в ладошки
   Разбираемся с психологами, играют ли сейчас дети во дворах или они полностью погружены в цифровой мир. Евгения ГУСЕВА
Разбираемся с психологами, играют ли сейчас дети во дворах или они полностью погружены в цифровой мир. Евгения ГУСЕВА

- Камень, ножницы, бумага, раз, два, три! Су-е-фа! Чи-чи-ко!

Что, выбросили рукой, камень? Признайтесь, потеплело на душе от ностальгии по дворовому детству? А ведь самая простая азартная игра даже собственный праздник заслужила - 27 августа ей стукнет аж семь веков. Короткие обозначения кулаком, ладошкой или двумя пальцами придумали еще в Китае, во времена поздней династии Мин. Игру, тренирующую стратегию, разработали военачальники. Правда, вместо камня, бумаги и ножниц там фигурировали охотник, сенсей и лиса или же лягушка, слизень и змея. Принцип все равно один: первый бьет второго, второй бьет третьего, а третий - первого.

«КП-Петербург» раскопала историю самых популярных дворовых игр нашего беззаботного детства и сравнила их с играми поколения альфа.

   И беби-бумеры, и зумеры играют в ляпы, догонялки и прочее. Михаил ФРОЛОВ
И беби-бумеры, и зумеры играют в ляпы, догонялки и прочее. Михаил ФРОЛОВ

ЛАПТА СО ВРЕМЕН ПЕТРА

Колечко-колечко, к которому мы подключали всю чуйку и зрение, тоже совсем не молодо. Игра известна с начала XIX века и была одним из святочных молодежных развлечений. Девушки незаметно передавали кольцо в ладошки и припевали песенку, наполненную брачными образами: пелось в ней и про русскую косу, и про молодого дворянина, и про терем. Однако к концу XX играющие стали лениться, и песня навсегда замолкла. Осталось одно только колечко, которое без проблем заменяли монеткой или пуговкой.

Отголоском еще одного брачного ритуала (выбора невесты) оказались цепи кованные, которые величали раньше боярами. Если сейчас в этой игре звучит всего две фразы («Цепи кованные, разбейте нас! - Кем из нас?), то раньше действо сопровождала длинная смешливая песенка. В ней «молодые» просили «бояр» подобрать им невест, но выбранные ими претендентки из боярской команды оказывались то дурочками, то болезными, то боязливыми. В конце концов «молодые» теряли терпение и врывались в цепи «бояр».

Родом из далекого прошлого и любимая многими лапта. Ее помнят древние русские летописи - при раскопках в Великом Новгороде даже биты и мячи находили. Позднее, при Петре Великом, развлечение стало средством физической подготовки солдат Преображенского, Семеновского, Шевардинского полков, а затем пошла в молодежь, превратившись в прапрабабушку современной школьной физры. Так и закрепилась на спортивных правах - соревнования по лапте до сих пор проводят по всей стране.

А казаки-разбойники? И они не в советском дворе придумались. Есть мнение, что игра родилась в XVI веке - казаки как раз служили народной самообороной в царской России и охраняли население от разбойничьих набегов. Называли развлечение по-разному: казаки и башкиры, русские и чеченцы, но суть берегли сквозь века - хулиганы прячутся, а стражи порядка их ищут и атакуют.

   В настольные игры рубиться дети тоже любят. Евгения ГУСЕВА
В настольные игры рубиться дети тоже любят. Евгения ГУСЕВА

Ольга Васильева и Ксения Овсянникова (Государственный университет управления) в своем исследовании выводят четкую градацию. Поколение молчаливых (1924-1944 года рождения) было опасливым и терпеливым, охотно включалось в коллективные занятия, а еще росло в окружении спортивной идеологии. На своем пике были игры в резиночку, городки и «колечко», вышибалы и догонялки. Оставила свой след Великая Отечественная война, которую застали дети, - оттуда морской бой, красные и белые и прочие игры с военным сюжетом.

Идущие следом беби-бумеры (1944-1967 года рождения) росли оптимистами и трудягами, привитые семейными ценностями. Так что дети играли в ролевые дочки-матери и в школу, а еще стали проводить время за семейными играми в шашки, шахматы и лото. На улице по-прежнему играли в догонялки, классики. Множились и дворовые игры, рожденные благодаря коллективному воображению и фантазии. Игрушек у беби-бумеров было совсем не много.

Поколение Х (1967-1984 года рождения) росло в условиях больших экономических перемен и училось самостоятельности. Этому способствовали и работящие родители, которые только загоняли чад домой поздним вечером. Дети постоянно общались, играя в колдунчики, казаки-разбойники, прятки и резиночку. Набрали популярность спортивные и интеллектуальные состязания, а также первые технологичные игры - тетрис, денди, сега.

Миллениалы (1984-2000 года рождения) застали развал СССР, лихие 90-е и развитие Интернета. Развиваться они стремились и сами, самовыражаться тоже. Они все еще бегали на улице, но уже предпочитали вечера за монополией и другими настолками.

- Миллениалы первыми перешли от настольных и уличных игр к виртуальному миру видеоигр.

Обычные игры выполняли свою базовую функцию, но в связи с развитием технологий данная каста начала ценить визуальный контент, - объясняют исследователи.

Наконец, зумеры (2000-2010 года рождения), которые уже выросли в цифровую эпоху, поэтому ушли в онлайн-общение, видеоигры, симуляторы и мобильные приложения. Уличные игры, свойственные этому поколению, исследователи даже не уточняют.

ЧТО ВЫБИРАЮТ АЛЬФЫ?

Осталось только самое свеженькое поколение - альфа (родившиеся с 2010-х). «Комсомолка» опросила мам и пап с альфами разного возраста - от 6 до 15 лет. И, кажется, не все потеряно! Альфы все еще играют на улице, хотя арсенал развлечений, конечно, сильно ужался по сравнению с советским и частенько уступает смартфону. «В нашем детстве был только двор, так что и фантазии применяли больше», - сетует отец 10-летки Дмитрий.

И все же дети носятся в догонялки и пятнашки, не забыли про классические прятки и съедобно-несъедобно с мячом.

- Играют в выше ноги от земли, на турниках с удовольствием ползают и крутятся. Чай-чай, выручай, пол - это лава, слепая курица, салочки, догонялки - в это тоже играют. Есть вариант зомби-догонялок, когда каждый пойманный присоединяется к ведущему. Или московские прятки, когда ведущий должен угадать, кто из всех разом крикнувших участников притронулся к его спине. В общем, все прятки-догонялки с каким-нибудь интересным элементом, - рассказала Ксения, мама девочек 10 и 15 лет. По ее словам, этот набор игр дочки любят лет с 7.

   Малышня сейчас может легко составить конкуренцию прожженным геймерам. Алексей БУЛАТОВ
Малышня сейчас может легко составить конкуренцию прожженным геймерам. Алексей БУЛАТОВ

А вот подростки 12-13 лет играм все же предпочитают совместное залипание в смартфонах и небезызвестных приложениях. Из активностей оставляют только длительные прогулки - в особом почете заброшки, крыши или пригороды, куда можно доехать на электричке, если отпустят родители. Ну или партейку в баскетбол или футбол могут сыграть.

Переживать за казаков-разбойников и догонялки не стоит, уверена семейный и детский психолог, кандидат психологических наук Наталья Искра. Настоящие живые игры никогда не вымрут.

- Основной вид деятельности у дошкольников - это игра. До десяти лет дети играют в куклы, машинки, любые сюжетные игры - это развитие психики. Через игру ребенок присваивает социальный опыт, учится взаимодействовать, руководить, соревноваться, уступать. Все дворовые игры направлены на формирование этих навыков. Уверена, что старые игры продолжат передавать из поколения в поколение, просто дети будут их видоизменять. Догонялки, пятнашки - все это может по-другому называться, развиваться, иметь других персонажей, но останется в качестве базы. Сейчас детям доступны гаджеты - соответственно, они переносят сюжет компьютерной игры на улицу или играют ровно по правилам той игры, которая есть в гаджете.

Такой процесс, поясняет психолог, нельзя назвать отсутствием фантазии или попыткой продолжить желанную игру, когда родители отобрали телефон. Просто ребенок творчески переделывает игру и к тому же играет только в то, что имеет в своем опыте. Предложи сегодняшнему детсадовцу поиграть в горячую картошку - разве догадается, что речь не про еду? Да и любая игра - продолжение жизни, хоть реальной, хоть виртуальной. Помните, как в дочки-матери ругали дочку на манер собственной мамы? То-то и оно. Вся наша жизнь - игра!

Автор: Арина МИФТАХУТДИНОВА