Найти в Дзене

Портрет дня: Марк Зильберквит — издатель и академик, обвиняемый в приватизации старейшего издательства «Музыка»

Что случилось?

Генпрокуратура потребовала национализировать издательство «Музыка», в фондах которого хранится уникальная нотная библиотека, собиравшаяся более ста лет. Иск в Перовский районный суд Москвы, как отмечают «Ведомости» и РБК, был подан по поручению генпрокурора Игоря Краснова. В числе ответчиков — 82-летний директор издательства Марк Зильберквит, его супруга Елена, а также Анастасия Юргенсон, дочь его делового партнёра.

Ранние годы и образование

Марк Александрович Зильберквит родился 9 июня 1943 года в Москве. Его мать, пианистка Ребекка Рабинович, окончила Одесскую консерваторию и училась у Надежды Чегодаевой — ученицы Александра Скрябина, одного из крупнейших русских композиторов и новаторов в музыке начала XX века. По воспоминаниям дочери Марка Зильберквита, пианистки Юлии Зильберквит, в их московской квартире стояло сразу три инструмента — рояль и два пианино. «Сколько себя помню, в доме всегда играли на фортепиано. У бабушки и отца постоянно были ученики, а я занималась в третьей комнате», — рассказывала она.

Несмотря на музыкальную атмосферу дома, Зильберквит сначала получил инженерное образование: в 1966 году он окончил Московский инженерно-строительный институт. Но любовь к музыке оказалась сильнее. Спустя пять лет он окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. В 1981 году защитил диссертацию и получил степень кандидата педагогических наук.

На протяжении 1980–1990-х годов Зильберквит занимался преподавательской и исследовательской работой. Он писал книги и статьи о музыкальном образовании и исполнительском искусстве, в частности исследование «Международные музыкальные конкурсы» — одно из первых в СССР системных исследований конкурсного движения и его роли в карьере музыкантов. В профессиональной среде его знали как музыковеда и педагога, много работавшего с молодыми музыкантами и популяризировавшего академическую музыку.

Издатель и хранитель музыкальной традиции

С начала нулевых Марк Зильберквит возглавил издательство «Музыка», старейшее в России. Издательство включено в федеральный перечень изданий, имеющих право выпускать учебную литературу для школ. Оно было основано ещё в 1918 году на базе фирмы Петра Юргенсона — издателя XIX века, который первым выпускал партитуры Чайковского и многих других классиков. На протяжении всего XX века «Музыка» оставалось главным государственным нотоиздательством: здесь выходили учебники, собрания сочинений Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и других композиторов.

Под руководством Зильберквита «Музыка» вошла в состав издательского холдинга «Музыка – П. Юргенсон – Гамма-Пресс». Сам он подчёркивал, что главная задача — сохранить традицию музыкального книгоиздания, которая ведёт свою историю ещё с XIX века.

Важной вехой в его биографии стало возобновление работы издательства Юргенсона. В XIX веке оно печатало партитуры Чайковского и других классиков, но после 1918 года его история оборвалась. В 2004 году, по инициативе Зильберквита и при поддержке правнука основателя, бренд «П. Юргенсон» вновь зажил после 85-летнего перерыва. «Эти великие бренды не конкурируют, а дополняют друг друга», — подчёркивалось на сайте издательского дома.

При Зильберквите были выпущены сотни изданий — от полного собрания сочинений Скрябина и Рахманинова до книг о Владимире Спивакове и Денисе Мацуеве. Причём это были не только ноты, но и исследования, мемуары и монографии о крупнейших фигурах музыкальной культуры.

Сам издатель признавался: «Сегодня возможность что-то издавать балансирует между трудной и невозможной. Приведу лишь один пример. До 2013 года публикация сочинений Сергея Васильевича Рахманинова на территории России была запрещена законом о правах…» По его словам, почти каждый новый проект требовал борьбы за авторские права и огромных усилий, чтобы сохранить традицию музыкального книгоиздания.

Фонд имени Чайковского и культурные инициативы

В 2006 году Марк Зильберквит основал Международный благотворительный фонд имени П. И. Чайковского. Одним из направлений его работы стала программа «Музыка детям», по которой школы бесплатно получали нотную литературу. Фонд также поддерживал издание сочинений Чайковского и выпуск книг о его жизни и музыке.

Особое внимание уделялось мемориальным проектам. При поддержке фонда в Москве был установлен памятник Дмитрию Шостаковичу, в Иерусалиме — Альберту Эйнштейну. Оба памятника были установлены в 2015 году. Сейчас фонд работает над проектом памятника Михаилу Булгакову.

Инициативы Зильберквита нашли отклик у ведущих музыкантов страны. В сборе средств на памятник Шостаковичу участвовали Юрий Башмет, Валерий Гергиев и Денис Мацуев.

Писатель и популяризатор музыки

Помимо издательской деятельности, Марк Зильберквит известен как автор и исследователь. На его счету более сотни публикаций о музыкальном искусстве. Обладатель двойного гражданства России и США, он публиковал свои книги не только в России, но и за рубежом, где они выходили на английском языке. Среди его работ — «Музыкально-исполнительское искусство», «Рождение фортепиано» и «Мир музыки». Последнюю книгу рецензенты называли своеобразной энциклопедией для студентов и любителей классики: «Это книга для чтения о музыкальном искусстве, которая <…> поможет тем, кто, искренне любя музыку, хочет глубже постигнуть ее, войти в сложный, но необычайно увлекательный и интересный мир музыки».

В мае 2023 года Зильберквит был избран почётным членом Российской академии художеств. На церемонии президент Академии Зураб Церетели вручил ему медаль и грамоту. Сам юбиляр отметил тогда 80-летие и продолжал работать над новыми проектами.

Судебное дело и перспектива национализации

Марк Зильберквит, долгие годы работавший над сохранением музыкального наследия, сегодня оказался в центре судебного процесса. Генпрокуратура требует вернуть в государственную собственность издательство «Музыка», крупнейшее хранилище нотных изданий в России.

В иске утверждается, что в 2004 году, возглавив «Музыку», Зильберквит организовал её приватизацию через «фиктивный аукцион». По данным РБК, речь идёт о торгах 2012 года, когда 100% акций издательства были проданы за 8,4 млн рублей компании «Гамма-Пресс», связанной с самим Зильберквитом. По версии надзорного ведомства, после этого акции были перераспределены между аффилированными структурами, и таким образом «Музыка» оказалась частью холдинга, куда вошли также ООО «Гамма-Пресс» и ООО «Музыкальное издательство П. Юргенсон».

Обе компании, согласно открытым источникам, зарегистрированы в Москве. «Гамма-Пресс» работает с 2003 года, основной вид деятельности — издание книг. В 2024 году её выручка составила около 3,3 млн рублей. Второе юрлицо, «Музыкальное издательство П. Юргенсон», появилось в 2021 году, его выручка в 2024 году достигла 6,3 млн рублей. Учредителем обеих структур числится сам Марк Зильберквит.

Следствие считает, что подобная схема позволила Зильберквиту фактически «обратить государственное имущество в свою собственность» и «поставить в зависимость» образовательные учреждения и музыкантов, вынужденных заключать договоры с его структурами, чтобы получить доступ к нотным изданиям. В материалах иска также говорится, что балансовая стоимость уникального фонда была определена как нулевая, а печатные тиражи оцифрованы и доступ к ним ограничен.

После появления обвинений своё мнение высказал документальный фотограф Фёдор Савинцев, лауреат международных конкурсов и бывший шеф-фотограф ИТАР-ТАСС. В своём телеграм-канале он заявил, что «Зильберквит организовал рейдерский захват издательства „Музыка“ в 2004 году», а тогдашний министр культуры Александр Соколов якобы прикрывал сделку. Савинцев подчеркнул, что на тот момент издательство возглавлял его отец, Игорь Петрович Савинцев, работавший там с 1976 года и выросший от редактора до директора. «Он считал, что это всё государственное и его задача сохранить и развивать, а не хапать», — написал фотограф об отце. По его словам, тот развивал издательство совместно с немецким партнёром Schott, пока «не появились новые персонажи, которых активно лоббировали еврейские общины». В завершение Савинцев выразил надежду, что «эту шайку выкинут из страны».

В числе ответчиков по делу названы сам Марк Зильберквит, его супруга Елена, а также Анастасия Юргенсон — дочь его делового партнёра и представительница семьи Юргенсонов, исторически связанной с издательством. По данным Генпрокуратуры, в разные годы ей принадлежали доли в связанных компаниях, в том числе в «Гамма-Пресс», которая контролировала часть финансовых потоков издательского бизнеса.

Надзорное ведомство требует изъять в пользу государства все акции «Музыки» и взыскать в доход государства доли в связанных компаниях — ООО «Гамма-Пресс» и ООО «Музыкальное издательство П. Юргенсон». В качестве обеспечительных мер прокуратура просит арестовать имущество, запретить любые сделки с объектами интеллектуальной собственности и ограничить выезд ответчиков из России.