Найти в Дзене
Дельные советы

Ту-95В: Самолет, который нес термоядерный Кузькину мать и чуть не поджарил экипаж

Представьте себе самолет. Не просто самолет, а этакий небесный дредноут, чей рев двигателей предвещает не дождь, а кое-что посерьезнее. 

Это реальная история опытного тяжелого бомбардировщика Ту-95В, скромного труженика ядерного щита, который однажды чуть не стал героем собственного апокалипсиса.

Зачем скрещивать ужас с безумием? Или логика Холодной войны

На дворе стояли самые напряженные годы Холодной войны. Страх и параноидальная гонка вооружений были главными двигателями прогресса. В СССР в строжайшей секретности велась работа над Изделием 202 термоядерной бомбой, чья мощность должна была стать не просто большой, а абсолютно беспощадной. 50, а затем и все 100 мегатонн! 

-2

Возник закономерный вопрос: а как, собственно, эту махину доставить до адресата? Обычные бомбардировщики не годились. Нужен был особый носитель. Так на свет появился проект по созданию модификации знаменитого стратегического бомбардировщика Ту-95. Ему присвоили индекс В высокомощный или, как шутили некоторые остряки в ОКБ Туполева, Всемогущий.

Ту-95В: Рождение небесного тяжеловеса

Переделки были колоссальными. Стандартный Ту-95 был мощным самолетом, но Царь-бомба (или Кузькина мать, как ее позже назвал Никита Хрущев) весила 26,5 тонн и имела чудовищные размеры около 8 метров в длину и 2 метра в диаметре.

Бомбоотсек пришлось вырезать по живому. Его расширили и укрепили, фактически превратив фюзеляж в гигантскую подвесную люльку для одного-единственного, но очень капризного «ребенка».

Сняли все лишнее. Чтобы хоть как-то компенсировать вес, с самолета демонтировали часть оборонительного вооружения и брони. Идея была проста: если уж ты летишь с такой штукой, тебя уже не спасут никакие пулеметы. Твоя броня это расстояние и скорость. Очень, очень большая скорость.

Установили специальное устройство для подвески массивную ферму с мощными замками. Она должна была не только удержать бомбу, но и гарантированно отцепить ее в нужный момент. Потому что если эта красотка застрянет… лучше не думать.

-3

Внешне Ту-95В отличался от собратьев раздутым брюхом, что делало его похожим на очень серьезную и упитанную осу. Работы завершили в 1959 году, самолет перегнали на аэродром в Узин, и он стал не нужен.

Да-да, проект свернули. Испытания термоядерного оружия были приостановлены, и гигантская бомба отправилась пылиться на склад, а ее личный извозчик простаивать на краю аэродрома, как напоминание о несостоявшемся апокалипсисе.

Операция Кузькина мать: Возвращение легенды

Но в 1961 году политическая ситуация накалилась до предела. Берлинский кризис, обострение отношений с США. Требовался весомый, очень весомый аргумент. И Хрущев вспомнил про изделие. Испытания были назначены. И нашему герою, Ту-95В, предстояло выйти на главную роль в спектакле под кодовым названием Операция 700.

Экипаж самолета-носителя под командованием подполковника Андрея Дурновцева ждал не самый приятный сюрприз. Им честно сказали: Ребята, шанс выжить у вас есть. Но он не стопроцентный. Расчетная мощность взрыва 50 мегатонн. Самолет должен был успеть уйти на максимальное расстояние за 188 секунд, которые падала бомба.

Но была одна маленькая проблемка. Ударная волна от взрыва должна была догнать самолет даже на расстоянии 40-50 км. Ее скорость сверхзвуковая. Скорость Ту-95 дозвуковая. Получалась своеобразная ядерная гонка, где призом была жизнь.

Чтобы защитить самолет, ученые придумали хитрость: покрыли его крыло и фюзеляж специальной белой краской, отражающей световое излучение. А экипажу выдали специальные очки. Не простые, а настоящие сварочные. Это был весь их «скафандр» от светового импульса, способного ослепить даже на расстоянии в сотни километров.

-4

30 октября 1961 года: День, когда Земля чуть не чихнула

Со стороны это выглядело как сюрреалистичный балет. С аэродрома поднялся Ту-95В с красно-белой бомбой под брюхом. Его сопровождал Ту-16-лаборатория, который должен был вести съемку и замеры. Оба самолета были обречены попасть в эпицентр событий в прямом смысле слова.

В 11:32 бомбардировщик Дурновцева, достигнув расчетной точки над полигоном на Новой Земле, сбросил бомбу. Она спускалась на гигантском парашюте, чтобы дать экипажам те самые драгоценные 188 секунд.

Что чувствовали летчики в эти минуты? Только представьте: вы летите прочь, а у вас за спиной тикает адская машинка мощностью в 50 миллионов тонн тротила. Напряжение зашкаливало.

Затем ослепительная вспышка озарила все вокруг, даже сквозь закрытые глаза и темные очки. За ней пришла ударная волна. Самолет бросило вниз, как щепку в ураган. Дурновцев на мгновение потерял управление, казалось, что сейчас они войдут в штопор. Но он и его crew справились, выровняли машину и повели ее домой.

Ту-95В выдержал. Он выполнил свою миссию. Ударная волна настигла его дважды, но самолет, построенный с огромным запасом прочности, уцелел. Это триумф не только советской ядерной программы, но и инженерной мысли авиаконструкторов.

Наследие Всемогущего: Не стреляющий гигант

После успешного испытания Царь-бомбы Ту-95В свою роль выполнил. Он доказал, что СССР способен создать и доставить оружие сокрушительной силы. Он стал символом сдерживания. Но воевать ему больше не пришлось. Серийно такие модификации не выпускались необходимость в них отпала. Опытная машина еще долго стояла на аэродроме, пока ее не утилизировали.

-5

Однако его жертва не была напрасной. Наработки, полученные при его создании, были использованы для модернизации всего парка стратегических Ту-95, которые до сих пор, в модификации Ту-95МС, несут службу в составе ВКС России. Каждый раз, когда мы слышим в новостях знаменитый рев медведя (уникальный звук его турбовинтовых двигателей), можно мысленно отдать дань уважения его дедушке тому самому, рискнувшему встретиться с Кузькиной матерью лицом к лицу и выжившему.

Эта история идеальный пример того, как безумная идея, доведенная гениями до совершенства, становится частью истории. История не о войне, а о ее предотвращении. О том, как один очень смелый экипаж и один очень прочный самолет помогли доказать всему миру: некоторые игрушки лучше никогда не доставать из коробки.

А что вы думаете?

Как вам кажется, были ли такие демонстрации силы оправданы в условиях Холодной войны?

Какой современный самолет, на ваш взгляд, мог бы выполнить подобную миссию сегодня?

А вы бы согласились участвовать в таком испытании, зная все риски?

Делитесь своим мнением в комментариях! Давайте обсудим эту невероятную страницу истории авиации.