Облигации "Монополии" представляли собой оптимальный выбор по соотношению доходность/риски.
В предыдущие месяцы компания размещала бумаги даже с некоторой премией к рынку, что моментально сказывалось на росте тела облигаций на 2-3% в первые дни торгов. Действительно, при кредитном рейтинге BBB+, доходность последних выпусков была следующей:
- 1Р-05. Размещение: 30.06.25. Срок: 1,5 года. Купон: 25,5% (ежемесячно)
- 1Р-06. Размещение: 24.07.25. Срок: 2 года. Купон: 24,75% (ежемесячно)
- 1Р-07. Размещение: 15.08.25. Срок: 2 года. Купон: 23% (ежемесячно)
Подобных предложений на первичке в последние несколько недель и даже месяцев, было немного. И многие инвесторы вполне ожидаемо покупали бумаги, рассчитывая держать их либо до погашения, либо на среднесроке.
Однако вчера вышла отчетность "Монополии" за первое полугодие по МСФО. Результаты получились удручающими. Компания уже находится в глубоком кризисе и как исправлять положение: ясности пока нет.
Посмотрим на основные параметры:
- Выручка: 24,125 млрд (-18,5% г/г)
- Скорр. EBITDA: 1,699 млрд (-19,1% г/г)
- Операционный убыток: 1,089 млрд (годом ранее - минус 146 млн)
- Финансовые расходы: 2,887 млрд (+85,3% г/г)
- Чистый убыток: 3,179 млрд (рост убытка в 2,42 раза)
Компания убыточна даже на операционном уровне. Это означает, что даже при снижении процентных расходов будут требовать дополнительные средства для обслуживания займов. При этом в 2024 году ситуация была еще более-менее приемлемой:
- Выручка: 60,177 млрд (+14,9% г/г)
- Скорр. EBITDA: 2,73 млрд (-22% г/г)
- Операционный убыток: 635 млн (годом ранее - плюс 5,68 млрд)
- Финансовые расходы: 3,65 млрд (+109% г/г)
- Чистый убыток: 3,4 млрд (годом ранее - прибыль в 3,89 млрд)
Да, показатели уже были сильно слабее, чем в 2023 году. Однако катастрофы не было. Ситуацию должен был выправить раунд pre-IPO, в результате которого дополнительную эмиссию выкупал один из фондов ВТБ. Но вместо планируемых 3-5 млрд, которые предполагалось потратить на гашение долга, привлекли всего лишь 1,5 млрд. Сейчас этого хватит, чтобы оплатить всего лишь половину от полугодовых финансовых расходов.
Почему произошло резкое ухудшение показателей? В первую очередь, оно связано с общим падением рынка автомобильных грузоперевозок, вызванном "охлаждением" экономики. Спрос на цифровые услуги, которые предоставляет "Монополия", обвалился еще больше. Пусть они и эффективнее, но дороже, а денег у компаний сейчас нет от слова "совсем". Вторая причина - рост процентных расходов. Работая в убыток, "Монополия" вынуждена и дальше наращивать долг. С начала года он вырос еще на 3,18 млрд до 14,8 млрд рублей.
Но сейчас не получается даже платить по старым долгам за счет привлечения новых. В связи с этим компания выставила на продажу активы на 1,944 млрд рублей, а еще грузовиков и полуприцепов на 5,5 млрд находится в залоге.
Теоретически прекратить платежи по облигациям "Монополия" может в любой момент. Сейчас еще хватает средств, полученных в результате pre-IPO (1,5 млрд), плюс в августе был размещен новый облигационный займ на 1,375 млрд. При этом уже в конце января предстоит погашение на 3 млрд рублей. Как будет справляться компания - я не представляю. Ведь даже операционно "Монополия" работает в минус. В общем, должно случиться чудо.
Поэтому в облигации "Монополии" сейчас лучше не соваться, несмотря на сохраняющуюся привлекательную доходность.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией