Эпос как дорожная карта
В XIX веке русские этнографы, методично прочесывая бескрайние просторы Сибири, собирали не просто слова и песни, а ключи к затерянным мирам. Они слушали у костров сказителей, чьи предки веками передавали из уст в уста предания о седой старине. Среди этих сокровищ, записанных и спасенных от забвения, были и хантыйские былины о могучем городе Эмдере. Слушая рассказы о пяти братьях-богатырях, их походах и подвигах, можно было подумать, что это не более чем красивая сказка. Ведь сами рассказчики, потомки этих легендарных героев, жили в простых юртах, добывая пропитание охотой и рыбалкой. Идея о том, что их предки обитали в неприступной крепости, наподобие европейского феодального замка, казалась фантастической. Но, как это часто бывает, в мифе оказалось больше правды, чем вымысла.
Настоящий прорыв случился благодаря кропотливой работе фольклориста Серафима Патканова. В 1900 году он опубликовал «Былину о богатырях города Эмдера», и в этом тексте, среди описаний битв и сватовства, нашлась бесценная топографическая зацепка. В былине говорилось, что славный город стоял на берегу одноименной реки Эмдер, чьи берега даже лютой зимой не сковывал лед, а лишь покрывал густой иней. Почти столетие эта деталь ждала своего часа, пока в 1992 году екатеринбургские археологи Алексей Зыков и Сергей Кокшаров не выдвинули смелую гипотезу. Они предположили, что мифическая река Эмдер — это вполне реальная река Ендырь, впадающая в Обь. Их догадку подкрепила случайная информация от инженера-геофизика Владимира Долганова, который во время своих изысканий замечал на берегах Ендыри странные, рукотворные на вид насыпи и ямы.
Проверка былины на прочность оказалась поразительной. Выяснилось, что в верховьях Ендыри действительно наблюдается уникальное природное явление: из-за быстрого течения река долго не замерзает, а ее берега покрываются инеем. Легенда оживала на глазах. Первый полевой сезон не принес успеха, но упорство, свойственное русской научной школе, взяло свое. Летом 1993 года, в 68 километрах от Нягани, экспедиция обнаружила то, что искала: древнее городище с хорошо сохранившимися остатками мощных фортификационных сооружений. Его назвали Ендырское-1. Словно в подтверждение правильности пути, на мысу, где стояла крепость, росла гигантская, в несколько обхватов, лиственница. Археологи невольно вспомнили строки былины, где княжна в облике филина вела разговор с богатырем Ягом, сидя на «кожуристой» лиственнице. Так, благодаря внимательному прочтению древнего эпоса, сохраненного русскими учеными, была найдена сибирская Троя — легендарный город Эмдер.
Деревянный замок посреди тайги
Десятилетия раскопок, последовавшие за открытием, позволили буквально по крупицам восстановить облик и историю загадочного города. Оказалось, что люди селились на берегах Ендыри с незапамятных времен, еще в бронзовом веке, но тот самый былинный Эмдер, центр одного из мелких княжеств обских угров, возник в XI-XII веках и просуществовал около пятисот лет. Это было не просто поселение, а полноценный феодальный замок, только построенный не из камня, а из дерева, самого доступного и привычного для тайги материала. Трехмерная компьютерная реконструкция, созданная позже исследователями, показала, насколько серьезным было это укрепление.
От вражеских набегов жителей защищали два ряда высоких крепостных стен из прочной лиственницы, усиленные башнями. Между стенами был прорыт глубокий ров, который, скорее всего, заполнялся водой, превращая крепость в настоящий остров посреди тайги. Прорваться через такую оборону было задачей не из легких. Однако дерево, спасая от стрел и копий, было бессильно перед огнем. За свою полувековую историю Эмдер дважды сгорал дотла, но каждый раз, словно феникс, восставал из пепла, отстраиваясь заново. Это говорит о невероятном упорстве и жизнестойкости его обитателей, а также о стратегической важности этого места.
Внутри крепостных стен кипела жизнь. Археологи обнаружили остатки около двадцати зданий, построенных в разное время. Здесь жили не только князья и их семьи, но и дружинники-ополченцы, которые несли гарнизонную службу. Клан военных вождей, правивший в Эмдере, не просто отсиживался за стенами. Как и подобает феодалам, они и сами не брезговали нападать на соседей. Былина подробно описывает их поход на Конду — другое угорское княжество. Для таких походов требовалось оружие, и оно производилось здесь же. При раскопках были найдены остатки собственной кузницы, где местные мастера ковали мечи, секиры и даже выковывали кольчуги для своих «богатырей». Найденные фрагменты русских кольчужных доспехов XIII-XIV веков свидетельствуют о том, что Эмдер был вовлечен в сложную систему военных и торговых связей задолго до прихода в Сибирь Ермака.
Князья, торговцы и мастера
Экономика Эмдера, как и положено таежному городу, строилась на дарах леса и реки. Основу составляли охота и рыбная ловля. Однако угры были не просто собирателями. Они знали и скотоводство — держали лошадей и оленей, которые служили и транспортом, и пищей. Но главным богатством, настоящей «мягкой валютой» того времени, была пушнина. Меха соболя, куницы, лисицы ценились на вес золота, и князья Эмдера вели активную торговлю этим товаром. Торговые пути, сходившиеся у стен деревянной крепости, тянулись на тысячи километров.
На западе главным партнером был Великий Новгород. Еще до официального присоединения Сибири к Русскому государству новгородские ушкуйники прокладывали речные пути в Югру, налаживая торговые и культурные связи. Через их руки сибирские меха попадали в Европу. На юге торговля шла с татарскими ханствами — Сибирским, Тюменским, а через них и с далекой Персией и Средней Азией. Об этих связях красноречиво говорят находки, сделанные в Эмдере. Археологи обнаружили множество предметов роскоши, которые местная знать выменивала на пушнину: серебряные и бронзовые украшения, стеклянные бусы, зеркала. Элита жила в просторных срубах с печами, в то время как простые воины и, возможно, рабы, о которых упоминает эпос, обитали в более скромных помещениях внутри оборонительных стен.
Помимо торговли, в крепости было развито и собственное ремесленное производство. Мастера Эмдера виртуозно владели резьбой по кости, создавая из этого материала не только бытовые предметы, но и настоящие произведения искусства. Они умели выделывать кожи, ткать, и даже освоили сложное бронзолитейное дело. Этот город не был дикой заставой на краю света. Это был центр развитой цивилизации, политический, экономический и культурный очаг, который жил по своим законам, но при этом был тесно интегрирован в мир Евразии. Власть в Эмдере, как и в Древней Руси, передавалась по родовому принципу — от брата к брату или от дяди к племяннику. К концу своего существования город-крепость стал вассалом более крупного Кодского княжества, но память о его былом величии сохранялась. Даже в русской географической «Книге Большому Чертежу» 1627 года он упоминается под названием Емдыр в ряду других укрепленных городков Нижнего Приобья.
Песнь о братьях, любви и гибели
Сердце истории Эмдера — это сама былина, мрачная и величественная сага о пяти братьях-богатырях. У каждого было имя, отражающее его суть. Старший — «Богатырь, раздробивший долго сушенное конское бедро» — славился силой. Другие — доспехами и оружием. А младший, Косатый Яг, — быстротой своих ног. Однажды ночью Яг услышал голос филина, сидевшего на старой лиственнице посреди города. Птица, в которую обратилась княжна из дальнего города на реке Конде, поведала ему, где найти суженую. Она указала путь: вдоль покрытых инеем берегов Эмдера, через широкую Обь и священный Иртыш, к красным водам Конды. Там, в городе на Стерляжьей протоке, правил старый князь из рода Гагары, и была у него дочь-невеста.
Снарядившись «на военную ногу и на сватовскую ногу», братья отправились в поход. Путь был долог, но они достигли цели. У ворот их встретил сын старого князя, но старший из эмдерских братьев в короткой схватке одолел его. Воинственность гостей убедила старого князя начать переговоры о сватовстве. Он заломил огромный калым: сотню рабов, сотню рабынь, сотню кольчуг, мечей, секир и котлов. Калым был выплачен, и жених отправился к невесте. Казалось бы, история должна была закончиться счастливым пиром, но тут из дальнего похода вернулись остальные сыновья кондинского князя. Они привели с собой не только богатую добычу, но и трех златоглазых красавиц.
Эти женщины так приглянулись эмдерским братьям, что они стали смотреть на них слишком откровенно. Хозяевам это не понравилось. Вспыхнула ссора, переросшая в поединок, в котором один из эмдерских богатырей был сражен. Гости пустились в бегство, но погоня на быстроногих конях настигала их оленьи упряжки. Один за другим пали три старших брата. В живых кондинцы оставили лишь Яга, чтобы город Эмдер не остался «без отцовского имени, без главы». Опечаленный, он побрел домой, но на пути ему встретились племянники, сыновья его погибших братьев. Горя жаждой мести, они отправились на Конду, чтобы отомстить за отцов.
Эхо Эмдера в XXI веке
История Эмдера оборвалась в конце XVI века, в ту самую эпоху, когда русские первопроходцы начали освоение Сибири. Крепость была взята штурмом и разрушена до основания, на этот раз навсегда. Кем были эти враги — воинственные соседи, о которых говорит былина, или один из отрядов, пришедших с запада, — точно неизвестно. Город исчез, оставив после себя лишь оплывшие валы и легенды. Но благодаря самоотверженному труду русских ученых — этнографов, геофизиков, археологов — он был возвращен из небытия.
Сегодня Ендырское городище — это бесценный памятник истории, «выявленный объект исторического наследия» регионального значения, который ждет своей очереди на включение во всероссийский Госреестр. Но даже существующий статус не всегда может защитить его от главной угрозы современности — «черных копателей». Каждый год археологи, приезжающие на короткий полевой сезон, обнаруживают свежие следы грабительских раскопов. В глухой тайге уследить за мародерами, вооруженными металлоискателями, практически невозможно. Это настоящая трагедия, ведь каждый украденный артефакт — это не просто кусок металла или глины, это вырванная страница из книги истории, которую уже никогда не прочитать.
Тем не менее, борьба за наследие Эмдера продолжается. Няганский музей, куда поступают лучшие находки с раскопок, ведет большую просветительскую работу. Каждый год на городище устраивается археологический лагерь для подростков, которые своими руками прикасаются к прошлому родной земли. И есть надежда, что легендарный город возродится вновь, пусть и в виде реконструкции. Существуют планы включить воссозданную хантыйскую крепость Эмдер в число объектов будущего «Центрального леса культуры и отдыха» в Нягани. Возможно, скоро туристы смогут пройти по деревянным стенам, заглянуть в жилища древних воинов и услышать эхо былины о пяти братьях, чья история, полная любви, доблести и трагедии, стала ключом к открытию целой цивилизации, сохраненной для потомков благодаря подвижничеству и таланту русских исследователей.