Найти в Дзене
Школа Жизни

Советские мультфильмы. Как появились герои Леонида Шварцмана?

Оглавление
    Кадр из мультфильма «Чебурашка», студия «Союзмультфильм», 1971 г.
Кадр из мультфильма «Чебурашка», студия «Союзмультфильм», 1971 г.

30 августа 2025 года исполняется 105 лет со дня рождения режиссёра и художника мультипликационного кино, народного художника Российской Федерации Леонида Ароновича Шварцмана. Он подарил нам немало мультгероев, с которыми все мы встречаемся снова и снова.

Это и дядя Стёпа, и девочка, мечтавшая о собачке, и Мартышка со своими друзьями, и крокодил Гена с Чебурашкой, и жадный раджа… Героев очень много, а у некоторых были реальные прототипы. Вспомним историю создания этих персонажей.

«Крокодил Гена»

Повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья» вышла в 1966 году. Через несколько лет её автор Эдуард Успенский и режиссёр Роман Качанов написали сценарий мультфильма «Крокодил Гена». Образ крокодила-добряка получился сразу, а над его обаятельным другом пришлось изрядно потрудиться.

Эдуард Успенский рассказывал:

«Я прописал в сценарии, что это лемур с большими ушами и большими глазами».

Леонид Аронович вспоминал, что глаза зверьку сделал «детские, удивлённые, человеческие». Изначально уши у Чебурашки были наверху, но в процессе создания, по словам того же Шварцмана, «потом постепенно стали сползать и увеличиваться». Был у зверёныша и медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили, а ноги были немного длиннее. Однако Юрий Норштейн и их посоветовал укоротить. Так и появился образ Чебурашки, знакомый каждому с детства.

   Кадр из мультфильма «Крокодил Гена», студия «Союзмультфильм», 1969 г.
Кадр из мультфильма «Крокодил Гена», студия «Союзмультфильм», 1969 г.

Старуха Шапокляк получила своё имя в честь старинного французского головного убора. Сам Шварцман рассказывал о её создании так:

«В создании старухи Шапокляк мне помог один конкретный образ. Во-первых, само слово „шапокляк“ дало подсказку: это складной цилиндр, XIX век, жабо, белые манжеты… И внешность моей тёщи здесь сыграла важную роль. Она была женщиной из „того времени“, у неё были седые волосы, седой пучок. Я ей только удлинил носик, сделал его ехидным, а глазки — лукавыми. В общем, этот персонаж родился довольно быстро».

При этом художник уточнял, что от тёщи пожилой хулиганке достались «седые волосы, заколотые в пучок». А весь образ был собирательным.

«Варежка»

Леонид Шварцман рассказывал, что образ строгой матери стал для него настоящим потрясением. Ведь в отечественных мультфильмах никогда не было мам в модных очках, с сигаретой и непослушной причёской. А ведь на ней и строился сценарий.

Родительница не понимала своего ребёнка и жила в своём своеобразном мире. И героиню Леонид Аронович срисовал с Тамары Полетики — жены своего друга, режиссёра и художника Льва Мильчина.

   Кадр из мультфильма «Варежка», студия «Союзмультфильм», 1967 г.
Кадр из мультфильма «Варежка», студия «Союзмультфильм», 1967 г.
«В маме можно узнать замечательного художника „Союзмультфильма“ Тамару Полетику. Она была рассеянной женщиной, всегда с книжкой, всегда внутри себя, но при этом нежной, интеллигентной», — вспоминала киновед Лариса Малюкова.

«38 попугаев»

В середине 1970-х годов художника пригласили в мультфильм по сценарию Григория Остера. Перед Шварцманом стояла довольно сложная задача: он терпеть не мог змей, а в мультфильме одним из главных героев был удав. Поэтому ради искусства Леонид Аронович отправился рисовать героя с натуры.

Сначала Удав получался малоприятным. Затем Леонид Шварцман, по собственному признанию, вытянул персонажу морду, нарисовал нос и веснушки, а брови сделал домиком. Так и вышел философ, мечтатель-флегматик, такой задумчивый и, конечно же, обаятельный Удав. Ещё больший колорит придал герою голос Василия Ливанова.

Попугай изначально был с длинным хвостом. Но мультипликатор Юрий Норштейн сказал: «Хвост мешает, надо убрать».

«Убрали, и сразу попугай стал шустрым, начал в кадре энергично ходить, у него появились ораторские жесты. Мы стали думать, кто же это такой? Вначале решили, что это директор наш, Боярский. А потом поняли, нет, бери выше — Ильич! И мы стали таким его делать и снимать, со всеми ленинскими повадками», — вспоминал Шварцман.

Парадокс, но на худсовете ничего крамольного не заподозрили, и мультфильм вышел на экраны. А затем режиссёр Иван Уфимцев снял ещё 9 историй с полюбившейся четвёркой друзей.

   Кадр из мультфильма «38 попугаев», студия «Союзмультфильм», 1976 г.
Кадр из мультфильма «38 попугаев», студия «Союзмультфильм», 1976 г.

Следует также добавить, что Л. Шварцман срежиссировал мультсериал о приключениях озорных обезьянок. Походку воспитательницы для серии «Гирлянда из малышей» он подсмотрел у Софи Лорен, а в серии «Обезьянки и грабители» нарисовал шарж на… себя самого.

Леонид Шварцман ушёл из жизни, не дожив двух месяцев до 102-летия. О нём можно смело сказать: «Человек-легенда или человек-эпоха в мире мультипликации». Его персонажей знают и любят не только в бывшем СССР, но и за границей. В каждом герое можно найти частичку души Леонида Ароновича. Поэтому они радуют и взрослых, и детей.

Автор — Тарас Кутузов

Источник — ШколаЖизни.ру