Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Юпитер, ты сердишься. Почему «это» бесит?

Анонс передачи с психотерапевтом Еленой Гордеевой, основателем группы «Русскоязычные психологи и психотерапевты» Вопрос: — Всегда раздражение и гнев на кого-то говорит о наших внутренних проблемах или бывают ситуации, когда это нормальная реакция на других? Ответ: — На ваш вопрос оба ответа — да. Да — это нормальная реакция. Наше раздражение и гнев могут быть естественной реакцией. Никто не любит обман, жестокость, подлость, лицемерие. Да — раздражение и гнев на кого-то говорит о наших внутренних проблемах. Каким бы легитимным ни был повод для раздражения, способ, которым человек реагирует, много говорит о нём, а иногда и о его проблемах. Кто-то рвётся в бой и драку, кто-то перемывает кости, кто-то держит фигу в кармане, а кто-то обвиняет себя. Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Его можно переиначить: «Скажи мне, что тебя бесит, и я скажу, кто ты». Всё, что избыточно, — всё диагностично. Если речь идёт о том, что человека напрямую вроде бы не касается, а это

Анонс передачи с психотерапевтом Еленой Гордеевой, основателем группы «Русскоязычные психологи и психотерапевты»

Вопрос: — Всегда раздражение и гнев на кого-то говорит о наших внутренних проблемах или бывают ситуации, когда это нормальная реакция на других?

Ответ: — На ваш вопрос оба ответа — да.

Да — это нормальная реакция. Наше раздражение и гнев могут быть естественной реакцией. Никто не любит обман, жестокость, подлость, лицемерие.

Да — раздражение и гнев на кого-то говорит о наших внутренних проблемах. Каким бы легитимным ни был повод для раздражения, способ, которым человек реагирует, много говорит о нём, а иногда и о его проблемах.

Кто-то рвётся в бой и драку, кто-то перемывает кости, кто-то держит фигу в кармане, а кто-то обвиняет себя. Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Его можно переиначить: «Скажи мне, что тебя бесит, и я скажу, кто ты».

Всё, что избыточно, — всё диагностично. Если речь идёт о том, что человека напрямую вроде бы не касается, а это вызывает бурные эмоции, то причиной могут быть и травмы, и потребность безопасно разрядиться, и стремление побыть в белом пальто, и многое другое. В каждой избушке свои погремушки.

Вопрос: — Как внешнее событие становится триггером?

Ответ: — Резонанс с личным опытом. Любая избыточная реакция сообщает о нас что-то сокровенное. Особенно если речь идёт о каком-то абстрактном предмете, который не касается нас лично.

Почему из всех видов «далёкого зла» одно триггерит, а другое — нет? Почему одни вспыхивают на тему детского буллинга, но равнодушно проходят мимо темы бездомных животных, и наоборот?

Часто ярость или раздражение — это «эхо» прошлых травм, которое выходит наружу через похожие ситуации. Например, если человек переживал несправедливость в детстве или был чрезмерно критикуем, нынешнее раздражение на несправедливость взрослых может быть репликацией старой травмы, даже если внешне ситуация относительно безопасна.

Триггер как бы «оживляет» старую рану: страх быть отвергнутым, тревога от несправедливости, чувство несостоятельности.

Вопрос: — А какие причины могут быть у публичной демонстрации раздражения?

Ответ: — Здесь много «полезных» для психики функций. Публичная белопальтовая риторика или «ярость благородная» имеет несколько важных целей: нарциссическая подпитка, демонстрация причастности к ценностям группы, аффективная разрядка, обходной путь для сбрасывания эмоций, адресованная другому объекту.

Нарциссическая подпитка — демонстрация себя в выгодном свете, показать себя мудрым, опытным, знающим — с целью получения одобрения. Человеку важно отражаться в окружающих. Эта потребность возрастает, когда мы переживаем непростые времена, когда собственная самооценка колеблется.

А у некоторых людей внутренние опоры (самоуважение) настолько хрупкие, что постоянно нужна внешняя поддержка и подтверждение. Некоторая избыточность «я-позиционирований» и размытость адресата наталкивают на мысль, что именно сейчас зачем-то происходит подтверждение идентичности.

Чувство причастности — раздражаясь на разрешённый объект, мы сплачиваемся и «находим своих», мы себя идентифицируем. Козёл отпущения (легитимный объект осуждения) снимает напряжение в группе.

Какие «козлы» у нас сейчас в тренде? Абьюзеры, нарциссы, токсичные родители, те, кто использует ИИ, «неправильные» поэтессы, «которые сами абьюзеры», те, кто задевает чувства грамма-наци, тарелочницы... Продолжите список сами.

Аффективная разрядка — психика ищет объект, через который можно безопасно сбросить накопленный аффект, который не в состоянии переработать. И тогда человек приглашает обсудить злободневные темы, сплетни, к примеру, выполняют ту же функцию.

В крайнем варианте человек провоцирует других высказаться о том, что вызывает его собственную агрессию, зависть, уязвимость, но сам при этом остаётся в стороне. Чтобы другие высказывали тот негатив, которым переполнен сам человек. Некоторые авторы используют этот приём с регулярностью пмс.

Вопрос: — Как распознать, что это реакция на внутренний триггер?

Ответ: — Сам факт, что кто-то задумался, говорит о хорошей степени осознанности и вызывает уважение. Но распознать непросто — на то они и защиты.

Психика ничего не делает просто так. Раздражение — реакция на угрозу. Но иногда эта реакция чрезмерна или ошибочна: когда незначительное событие мы маркируем как угрожающее или раздражающее. Это может быть связано с тем, как психика перерабатывает внешние и внутренние события и к каким защитам она прибегает. По-простому говоря, с психическим интеллектом.

То есть со способностью психики перерабатывать внешние и внутренние события жизни, так, чтобы они не переходили внутрь, «в тело» — не становились психосоматикой, и не отреагировались вовне - в деструктивное поведение. Но это тема скорее для другого разговора, о том как работает психика.

Вопрос: — А что такое психический интеллект?

Ответ: — Всем известно, что такое когнитивный интеллект — IQ, количество определённых операций в единицу времени. Есть ещё эмоциональный интеллект.

А есть интеллект психический — это то, как психика перерабатывает внешние и внутренние события. Психотерапевты иногда говорят о психическом контейнере. Если эти процессы слабые, то непереработанное может уходить в тело, и тогда возникают психосоматические проблемы, или вовне — тогда мы реагируем действием.

Пьер Марти, французский психоаналитик и основатель психосоматического подхода в психоанализе, выделяет три пути переработки внешней и внутренней реальности:

Психический путь. Психика перерабатывает возбуждение через осмысление. Речь и воображение задействованы. Там, где нет работы психики, начинает страдать или тело, или восприятие реальности.

Психологические защиты помогают психической переработке. На то они и существуют, чтобы надёжно защищать. Но при этом психологические защиты задействуют наши жизненные силы на своё поддержание. Любая охрана стоит денег: чем более примитивные защиты, тем дороже они обходятся психике.

Поведенческий путь. Символизация ослаблена, возбуждение не перерабатывается психически, а сбрасывается в действии. Это может проявляться в импульсивных поступках, драках, скандалах, навязчивых действиях, избыточной жестикуляции, особенностях речи.

Психосоматический путь. Возбуждение не перерабатывается ни символически, ни поведенчески, а напрямую сбрасывается в тело. (подробнее см. текст на б17 — Агрессия, как это работает).

В одной и той же психике могут сосуществовать разные способы: психика работает в разных режимах.

(отрывок из беседы)

Автор: Инна Чинилина
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru