Когда я со своей дочкой, после прочтения книг, решил посмотреть фильмы про Гарри Поттера, юное дитя все время возмущалось.
"Да как же так!"
"Да в книге по-другому!"
"А здесь вообще смысл теряется!"
И возмущению ее не было предела, ибо как же могут фильмы, так бессовестно перевирать такую глубокую мысль и логичное повествование.
И вот... в качестве фисташек для мозга я решил перечитать "Дракулу" Брэма Стокера и... понял, что большинство фильмов не соответствуют своему изначальному прародителю и повествуют о совершенно разных персонажах, хоть и основанных на одном великом и ужасном Воландеморте Дракуле.
И сегодня вашему вниманию предлагаются 5 (может и больше) лучших экранизаций знаменитого произведения!
Но как понять какой "Дракула" лучший?
Какой лучше кусает? У кого длиннее клыки? Кто страшнее?
Исходя из книги, я все-таки решил выделить такие критерии на наш разбор:
1) КАНОНИЧНОСТЬ - то насколько сюжет соответствует реальному прототипу.
2) СЮЖЕТНОСТЬ - насколько повествование, несмотря на изменение, доносит мысль и не слишком ли это скучно.
3) SЕКСУАЛЬНОСТЬ (надо ли менять это слово по правилам ДЗЕН) - Позже объясню почему этот критерий здесь есть.
Итак, Мотор! Камера! Начали!
Очень краткое содержание КНИГИ
ЧАСТЬ 1 ДЖОНАТАН
Действие начинается с того, что английский адвокат
по имени Джонатан Харкер приезжает, чтобы помочь графу Дракуле
в юридических вопросах, связанных с его иммиграцией в Лондон. Джонатан узнает, что он Дракула - вампир и что адвокат оказался в ловушке в замке, в котором также обитают три женщины-вампирши, которые пытаются соблазнить его и выпить его кровь.
Джонатан сбегает, а Дракула
отправляется в Лондон на корабле под названием «Деметра». Корабль везёт
(КЛЮЧЕВОЕ!) пятьдесят ящиков земли, которые крайне нужны графу.
ЧАСТЬ 2 ЛЮСИ
Дракула прибывает в Лондон и преследует Люси, лучшую подругу Мины , невесты Джонатана.
Люси начинает ходить по ночам во сне, бледнеет и слабеет; однажды утром
на её горле появляются небольшие колотые раны.
Вообщем, как вы поняли Люси становится вампиром. -1 как говорится.
ЧАСТЬ 3 РЕНФИЛД
Доктор Сьюард, администратор психушки, – бывший ухажёр Люси. Один
из его пациентов – человек по имени Ренфилд, который в своей камере
поедает насекомых и птиц. Ренфилд тайно состоит в союзе с Дракулой.
Когда Сьюард узнает о её деле, он вызывает своего наставника, Абрахама
Ван Хельсинга.
ЧАСТЬ 4 ВАН ХЕЛЬСИНГ
Ван Хельсинг приходит к выводу, что вампир охотится
на Люси, но никому не говорит об этом, пока не убедится. К тому времени
уже слишком поздно. Люси умирает от потери крови после нескольких
переливаний. После смерти Люси Ван
Хельсинг приводит Холмвуда, доктора Сьюарда и Харкера к могиле Люси.
Холмвуд вбивает кол в её сердце, увидев, как она, ожив, несёт
похищенного ребёнка.
ЧАСТЬ 5 МИНА
После убийства Люси Дракула обращает своё
внимание на Мину. Он заставляет её выпить его кровь и угрожает убить
Джонатана. Это связывает Мину с Дракулой. Мужчины находят ящики (!)
с землёй, которые Дракула использует для укрытия, и накрывают их
облатками для причастия в надежде лишить графа убежища. Сам Дракула, тем временем, освобождает
своего слугу Рэнфилда, но тот, отказывается принимать участие в
нападении на Мину, и Дракула его убивает.
ЧАСТЬ 6 ФИНАЛЬНАЯ БИТВА
Граф бежит в свой трансильванский замок, но Ван Хельсинг с
друзьями преследуют кровопийцу. Прибыв в логово Дракулы, Ван Хельсинг
убивает трёх вампирес, обитающих в замке. Цыгане привозят ящик с телом
Дракулы. Во дворе замка вспыхивает схватка. Большая часть цыган
повержены, но Моррис сам получает смертельную рану. За мгновение
до заката друзьям удаётся открыть ящик с вампиром. Джонатан перерезает
кинжалом вампирское горло, а Моррис вкалывает свой охотничий нож в
сердце вампира. Получивший, не совместимые с жизнью, раны, Квинси,
радуясь за успешный исход предприятия, спокойно умирает среди любящих
друзей.
и теперь, когда формальности соблюдены - к делу!
Начнем, пожалуй, с самого известного:
ДРАКУЛА (1992г.) - Фильм, где все друг друга хотят
Этот, не побоюсь этого слова - шедевр, считается самым классическим фильмом о Графе Дракуле. Френсис Форд Коппола создал непередаваемую атмосферу, красивые кадры и очень интригующий монтаж. Как правило, говоря о книге "Дракула", все думают о сюжете этого фильма, а здесь как оказывается и кроется неправда.
Каноничность 6/10
Итак, разберем по порядку:
- Предыстория про Джонатана есть, что довольно редко встречается или его заменяют другим персонажем.
- Джонатан соблазняется вампирессам (там все соблазняются) - в оригинале он стойкий солдат.
- Доктор почему-то балуется веществами.
- Есть ЯЩИКИ!!! Почему я о них столько говорю? Вы прочитайте оригинал, там за ящиками с землей Дракулы чуть ли не пол книги бегают.
5. Дракула общается с жертвами. Это есть в каждом фильме, надо же как-то заявить героя (в оригинале Дракула скрывается до последнего)
6. ... Мина влюбляется в Дракулу... (для фильмов это прям популярная тема)
7. Финальная погоня есть.
8. Дракулу убивает Мина, а не мужчины во главе с Ван Хельсингом.
Сюжетность 9/10
- Фильм очень хорошо снят.
- Очень динамичный.
- Сопереживаешь героям.
Классика есть классика.
SeкSуальность 10/10
Этот фильм буквально напитан энергией разврата и похоти. В нем целуются буквально все со всеми. Ван Хельсинг целуется с Миной. Мина целуется с Люси (на всякий случай осуждаем). А что уж там вытворяет Дракула уххх...
И все принимают вампирскую тему как канон соблазнения, хотя в книге...
Основная мысль - это романтические возвышенные чувства к Люси, к Мине и мужские светлые деяния. Нет, в книге конечно тоже есть соблазнение, но все-таки центральная тема повествования это - Романтика. А греховодье отражается скорее как противопоставление светлым и искренне-возвышенным чувствам персонажей.
Так что здесь наступил такой момент, когда фильм снятый после книги, подменил собой вампирскую тему и сделал ее sekсуализированной на долгие годы...
ДРАКУЛА (1931г.) - Начало начал.
Вернемся практически к истокам, Дракула 1931г. это черно-белое кино, где всех пугают примерно так:
Каноничность 5/10
Несмотря на то, что фильм стоит у истоков произведения, с соответствием оригиналу у него тоже не все гладко.
- Джонатана вообще убрали, к Дракуле приезжает Ренфилд
- Дракула со всеми свободно общается (это в каждом фильме)
- Ван Хельсинг не приезжает, а сразу работает в больнице (ибо зачем экранное время тратить)
- ЯЩИКОВ с ЗЕМЛЕЙ НЕТ (совсем)
- Дракулу хотя бы убивают мужчины.
Сюжетность 5/10
Понимаю, что не совсем корректно, рассуждать об "интересности" фильма, учитывая, что снят он был почти сто лет назад. Но как любитель старого черно-белого кино, могу вам сказать, что со скидкой на "возраст" кино все же слегка скучновато.
К сожалению картина обрывается очень резко и скомкано, как будто режиссер устал снимать и хотел немного отдохнуть.
SeкSуальность 4/10
Не поверите, но даже сюда попытались привнести эротизм.
Хотя здесь нету нежности как в книге и греха как в нашем представлении об упырях.
Дракула. Князь тьмы (1966г.)
Я бы в принципе не стал включать этот фильм в подборку, так как он слишком сильно разнится с оригинальным повествованием. Но, посмотрев на его художественную составляющую все же решил, что ему место среди всех клыкастых коллег.
Каноничность 2/10
здесь почти сразу все идет мимо сюжета
- Никакого Джонатана, 4 человека, 2 семейные пары приезжают к графу Дракуле.
- Их встречает, вообще не он, а его слуга (?)
- Одну пару слуга жестоко скармливает своему хозяину Дракуле.
и вот здесь все-таки сценарист решил почитать оригинал и дальше все идет по книге, но с измененными именами/должностями
- вместо Ван Хельсинга - Монах
- вместо Ренфилда - Людвиг
- вместо осиного кола в грудь - Дракула утонул в проточной воде. (что происходит)
Сюжетность 7/10
Но... интересно. Тот момент, когда ты понимаешь, что до книги фильму далеко, но он тебя увлекает. И если не считать момент про проточную воду (откуда она взялась), то фильм очень интригует.
SeкSуальность 6/10
И здесь она есть! Прям, молодцы, не постеснялись!
Дракула. Мертвый и довольный. (1995г.)
Вы меня спросите, почему фильм, являющийся по сути пародией на все ужастики про знаменитого кровопийцу, тоже присутствует здесь? А вот, давайте разберемся!
Ну во-первых:
Каноничность 8/10
Так как жанру пародий требуется узнаваемость, то ему необходимо придерживаться узнаваемой линии сюжета. То есть грубо говоря, чтобы было смешно, должно быть узнаваемо.
поэтому единственные изменения, что можно отметить:
- Ренфилд приезжает вместо Джонатана (было уже где-то неправда-ли)
- Дракула себя явно показывает, как и в каждом-каждом фильме
- Нет Ящиков! (я уже с ними достал, знаю, но ждите)
Погоня Есть, Мужчины в конце убивают Дракулу.
Сюжетность 9/10
Чтобы зрителю было максимально доступно понимание сюжета, как правило в пародиях все упрощают, но здесь авторам удалось сохранить "фишечки" из разных "Дракул" как классичсеких, так и не очень.
А главное повествование, на мой взгляд, логичнее и оправданее, чем в книге!
SeкSуальность 7/10
Хоть и с юмором но есть на что посмотреть!
Так что этому фильму я могу поставить очень хорошую оценку, так как баланс между юмором, повествованием и эротизмом близок к совершенству.
Ну а теперь... Само совершенство!
ДРАКУЛА 1979г. с Лоренсом Оливье
Знаете, я считаю, что это лучшая экранизация знаменитого произведения. Она не заставляет тебя пугаться из-за страшилок, скримеров и подобных кино-эффектов. Этот фильм берет своей АТМОСФЕРОЙ. Актер, исполняющий роль графа, за весь фильм обнажил клыки возможно только один раз, но от его взгляда все внутри замирало.
И вот как раз некая "торжественность", поэтичность, возвышенность очень свойственная этому фильму.
Каноничность 9/10
Не считая отличий о которых мы говорили и которые есть почти в каждом фильме:
- Мина влюбляется в Дракулу
- Нет Джонатана вначале (но все его сцены перенесли в середину)
- Дракулу убивают солнцем
и то, что Ван Хельсинг стал отцом Люси (что тоже было)
У "канона" есть массу плюсов:
1. ЕСТЬ ЯЩИКИ! Ура! и им уделяется внимание.
2. Погоня, как в книге. Прям детально подробно...
3. Оправданы мотивации Ренфилда (почему у него поехала кукушка) и еще куча подробностей для тех, кто перед просмотром прочитал книгу.
В целом могу сказать, что несмотря на отличия, это самая каноничная версия.
Сюжетность 10/10
Очень интересно наблюдать за происходящим. Одновременно очень жутко и не хочется отрываться от экранов. Прекрасная операторская работа. Стройность сюжета. Актерская игра на высоте! "Комбо", так сказать.
SeкSуальность 12/10
А вот теперь поподробнее.
На мой взгляд, в этом фильме, есть то, что задумывал сам Брэм Стоккер. А именно, не открытую "голую" seксапильность, не обнаженные женские прелести (хотя я такое не осуждаю), а именно внутреннее напряжение, которое возникает между двумя людьми, которые готовы тотчас же прыгнуть в постель, но их что-то удерживает.
Это не то, когда ты видишь (простите) грудь, а когда ты стоишь за занавеской и можешь только догадываться, кто стоит в лучах лампы и в каком наряде. И как раз именно это придает фильму настоящую атмосферу, ту атмосферу, что закладывал автор - когда нельзя, но очень хочется! и еще возможно это смертельно.
Вместо Итогов
Конечно, можно сколько угодно рассуждать какой из фильмов по-настоящему "каноничен", но по правде сказать, а нужна ли фильму такая приверженность передачи информации "буква к букве"? Все-таки кино это отдельное произведение, живущее по законом своего жанра, а не бумажных страниц. И определенную вольность в повествовании, при наличии стройного сюжета и влекущей атмосферы, кинематограф может себе позволить.
На самом деле интересно, как одна книга с описанной в ней легендой про Графа Дракулу (а вдруг и не легенды), стала прародителем сотен оригинальных и захватывающих фильмов, которые будут будоражить кровь еще не одному поколению зрителей.
Ну а с Вами был Маэстро!
Подписывайтесь на мой канал!