Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как прохождение личного анализа привело к разгадке снов, приснившихся более 20 лет назад

Из детства мне запомнились два кошмарных сновидения одной ночи, которые в свое время вызывали перед походом ко сну страх и потребовали даже обращения к одной очень старой женщине из глухой деревни, которая как будто бы имела некоторые магические способности: она при помощи ритуала с использованием чаши воды, молитвы и горящей свечи могла отлить страх. Чаша с водой ставилась на голову, я сидел на табуретке, она держала горящую свечу над водой и читала молитву, в чашу капал воск и формировал узор. В моем случае вроде бы это был некий бес. Возможно, это событие во многом определило дальнейшую специфику моих интересов. Это сновидение примерно через 2-3 недели перестало меня пугать, но напоминало о имеющимся страхе. Во время прохождения личного анализа, я пару раз уже вспоминал это сновидение, но в контексте одного из сеансов вдруг была замечена ранее непримечательная взаимосвязь как двух сновидений одной ночи, так и их связи с тогдашней реальностью. Я кратко опишу эти сновидения, а далее п

Из детства мне запомнились два кошмарных сновидения одной ночи, которые в свое время вызывали перед походом ко сну страх и потребовали даже обращения к одной очень старой женщине из глухой деревни, которая как будто бы имела некоторые магические способности: она при помощи ритуала с использованием чаши воды, молитвы и горящей свечи могла отлить страх. Чаша с водой ставилась на голову, я сидел на табуретке, она держала горящую свечу над водой и читала молитву, в чашу капал воск и формировал узор. В моем случае вроде бы это был некий бес.

Возможно, это событие во многом определило дальнейшую специфику моих интересов.

Это сновидение примерно через 2-3 недели перестало меня пугать, но напоминало о имеющимся страхе.

Во время прохождения личного анализа, я пару раз уже вспоминал это сновидение, но в контексте одного из сеансов вдруг была замечена ранее непримечательная взаимосвязь как двух сновидений одной ночи, так и их связи с тогдашней реальностью.

Я кратко опишу эти сновидения, а далее подчерку то неочевидное их сходство, которое поспособствовало дальнейшему пониманию их взаимосвязи с реальностью, в которой я прибывал.

Сновидение первое:

Я вижу избу, все изображено в рисовке старых советских мультипликационных экранизаций сказок, мой взгляд скользит по этому интерьеру, как будто бы изба была вытянутой, достаточно длинной, я вижу ведьму (Бабу-Ягу), которая сидит на лавке, положив голову на ладонь руки, которая оперлась на стол. Я слышу голос рассказчика - как это бывает в сказках, внезапно она на меня нападает с возгласом "отдай мне свою жизнь/руку, что-то подобное, готовясь как будто отсечь какую-то часть тела".

Я просыпаюсь и опять засыпаю, вижу второе сновидение этой же ночи.

Рисовка в этом сновидении сильно отличалась. Если вам хочется представить нечто похожее на подобную рисовку, то это напоминает некую усредненную стилистику, которую можно встретить в мультфильмах "Его жена курица" 1990 года, "Медвежуть" 1988 года, "Ух-ты! Говорящая рыба!" 1983 года.

Теперь перейдем к сновидению:

Я вижу деревенский базар, ярмарку, тут преобладают серые цвета в основном темные одежды. Снова все вижу как будто бы со стороны. Мое внимание привлекает женщина, она в платке, в темном крестьянском одеянии, за спиной у нее корзинка, которой сидит ребенок 3-5 лет, это мальчик. Пока эта женщина торгуется у прилавка, сзади подходит неприятный с виду мужчина, он не старый, но и не молодой, выглядит как смерд, кмет, он выглядит очень сюрреалистично, я помню его длинный нос, абсолютно непропорциональный его голове, он тянет к этому ребенку руки и я вновь просыпаюсь.

Если рисовка этих сновидений отсылает к советским мультфильмам, которые я смотрел на кассетах, а других мультфильмов у меня не было, то нечто общее, кроме страха и отчасти стилистики, выявить достаточно проблематично. То, что связывало реальность и оба этих сновидения между, помимо аффекта страха, был нос. Фаллический символ, которым обладали и ведьма, и кмет. Но за рисовкой - как будто бы что-то ненастоящее, сюрреалистичное и абсурдное, из мира фантазий и сказок, да и за наблюдением всего происходящего как бы со стороны, скрывался весьма реальный образ, даже конкретный человек - это мой прадед. Он пугал меня в детстве разными историями и от него всегда исходила угроза, которая другими взрослыми или отрицалась, или списывалась на его старость (в общем-то рассматривалась как что-то несущественное, как плод фантазии, что-то надуманное => аналогия со сказкой, мультфильмом)

Итак, с одной стороны, это старая Баба-Яга, живущая в лесной избе, которая имела длинный нос, как это ей и приписывается в сказках:

«лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят»

С другой стороны - это небрежного отвратного вида кмет, обладающий выраженным длинным носом, который зацепил все мое внимание. (в этом можно заметить мое некое презрительное отношение к нему, которое высказать словами в детстве я не мог, зато сновидение передало мое представление о нем при помощи изобразительных возможностей)

И оба этих пугающих пришедших во сне образа имеют черты третьего лица - моего вполне реального очень старого прадеда, сочетающего в себе не только внешнее сходство с иллюстрируемыми персонажами, но и имеющим схожие по смыслу наполнения с образом Бабы-Яги из первого сновидения: Хозяйка леса - хозяин дома; тотем, он же дух покровитель - он же своеобразный родоначальник, самый старый из живущих в семье; и прочие нюансы, которые уже будут излишни для последующего обоснования взаимосвязей.

И как нетрудно догадаться, что забрать что-то, отсечь, как в случае первого сновидения - это классический недвусмысленный намек на кастрацию - ощущаемую угрозу наказания, которая исходила от всех трех образов.

Автор: Болтенков Никита Игоревич
Психолог, Психоаналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru