У Советского Союза было много амбициозных планов: от поворота рек до тоннелей на острова. В газетах такие стройки называли «вызовом природе», а в кулуарах их обсуждали как проекты века. Но не все удалось довести до конца. Где-то не хватило денег, где-то изменились политические приоритеты, а где-то сама история поставила точку. Сегодня мы вспоминаем несколько заброшенных мегапроектов, которые могли изменить карту страны, но остались лишь в архивах и бетонных руинах.
🌊 Поворот сибирских рек: напоить пустыню морями
В 1970-е годы учёные и инженеры предлагали перенаправить часть стока Оби и Иртыша в Среднюю Азию. План был грандиозным: каналы, водохранилища, новые шлюзы. Цель — оживить засушливые земли и даже спасти Аральское море.
Но проект встретил сопротивление: экологи били тревогу, интеллигенция писала открытые письма. В эпоху Перестройки стройку признали слишком опасной для природы и отменили. Единственное наследие — канал Иртыш – Караганда, частично реализованный в Казахстане.
🚂 Трансполярная магистраль: сталинская дорога в никуда
Идея была в том, чтобы соединить Архангельск с побережьем Охотского моря. Железная дорога длиной почти 1500 км должна была стать «артерией Севера».
Строили её заключённые ГУЛАГа: около 80 тысяч человек работали в условиях вечной мерзлоты. Но после смерти Сталина проект закрыли. Часть линий использовали при разработке нефтегазовых месторождений, остальное заросло тундрой.
🏜 Главный туркменский канал: Каспий мечтал встретить Амударью
В 1950-е планировали прорыть канал длиной 1200 км и шириной 100 м, соединяющий Амударью с Каспийским морем. Для СССР это был бы символ победы над пустыней: гидроузлы, плотины, ГЭС, водохранилища.
После смерти Сталина стройку свернули, а силы направили на более «скромный» Каракумский канал. Он был завершён к концу 1980-х, а грандиозный туркменский проект остался на бумаге.
🌉 Сахалинский тоннель: мечта о дороге под морем
В 1950 году Сталин дал зелёный свет строительству тоннеля под Татарским проливом. Планировали соединить материк с Сахалином железной дорогой длиной почти 1000 км с подходами.
На стройке трудились 27 тысяч заключённых. Успели построить 120 км путей, но после смерти вождя и амнистии заключённых работы остановились. Сам тоннель так и не начали рыть.
🚢 Канал Волго-Дон-2: вторая попытка соединить реки
Канал длиной 64 км должен был повысить пропускную способность уже существующего Волго-Донского. Работы стартовали в 1980-е, но из-за кризиса 1990 года стройку заморозили.
Сегодня можно увидеть лишь остатки недостроенных участков — бетонные русла, заросшие травой.
⚛ Протонный коллайдер в Протвино: гонка с Европой
В 1983 году в Подмосковье начали строить протонный ускоритель длиной 21 км. Тоннель рыли по стандартам метро, на глубине до 60 метров.
К 1994 году работы остановились — денег не было. Проект заморозили, а через 14 лет в Швейцарии запустили Большой адронный коллайдер.
🏛 Дворец Советов: Ленин выше небес
415 метров высоты, статуя Ленина размером со 100-метровый дом, залы для Верховного совета. Такой должна была быть главная сталинская высотка.
В 1939-м успели построить фундамент, но война остановила стройку. Позже попытались вернуться, но проект окончательно закрыли. В 1960-м в котловане открыли… крупнейший в мире открытый бассейн.
🔭 Комплекс «Терра-3»: лазер против ракет
В 1960-е в Казахстане началось строительство экспериментального лазерного комплекса для ПРО. Испытания показали: мощности недостаточно. Проект тихо закрыли к концу 70-х.
Советский Союз строил с размахом, но не всегда с расчётом. Одни проекты остановили из-за смерти лидеров, другие — из-за кризисов и нехватки денег. Но все они оставили след — в истории, в пейзаже и в нашей памяти.
Подписывайтесь на канал «Строительный мир» — мы рассказываем о стройках, которые меняли судьбы стран и людей, даже если они так и не были завершены.