Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Тихая ночь” (2020, Silent Night): Последнее Рождество

Оглавление

Этот фильм, названный в честь строчки из популярной рождественской песни Silent Night, Holy Night (а действие разворачивается в Рождество), на контрасте с названием будет рассказывать об ужасах, а не о чем-то благодатном.

“Тихая ночь” – это предапокалиптическая трагикомедия Камилль Гриффин (Camille Griffin), которая выступила режиссером и сценаристом.

“Предапокалиптическая” потому, что в фильме не показан сам апокалипсис, здесь предпринята попытка нагнать страха, создать напряжение и накалить обстановку на примере отдельной группы людей, которые точно знают, когда придет их срок.

постер к фильму “Тихая ночь” (2020), режиссер Камилль Гриффин | источник фото imdb
постер к фильму “Тихая ночь” (2020), режиссер Камилль Гриффин | источник фото imdb

Предрождественская обстановка призвана усилить впечатление, потому что в конце декабря возникают ощущение надежды на лучшее и появляется желание, чтобы произошло чудо. Словом, рождественские и новогодние огни ассоциируются со сказкой, а Камилль Гриффин моделирует ситуацию, что такой день может стать декорацией для дороги в вечность. В целом спорить с ней трудно, потому что, на самом деле, в такие неспокойные времена случится может всякое в любой момент без оглядки на торжественность.

Для Камилль Гриффин этот фильм является дебютом в полнометражном кино. И в нем она сняла троих своих сыновей – Романа и близнецов Харди и Джилби. Мальчики ранее работали в комедии Тайки Вайтити "Кролик Джоджо", и Камилль отчасти была вдохновлена смелостью Вайтити в том, что он "может говорить о нацистах" в жанре комедии. Так, она решила, что расскажет "о глупых аристократах с помощью комедии".

Сюжет

25 декабря, где-то в британской сельской местности. Нелл (в исполнении Киры Найтли) и Саймон (в исполнении Мэтью Гуда) пригласили друзей в свой дом, чтобы провести праздник вместе. Ведь это Рождество – последнее не только в их жизни, а вообще для всего мира. Экологическая ситуация настолько вышла из-под контроля, что в воздухе образовалась настоящая угроза – токсичное облако идет по всему миру, убивая целые города на своем пути. В фильме в качестве абсурда звучат обвинения русских, которые так хотят мирового господства, что отравили весь мир.

Правительство Великобритании выдало гражданам (кроме бездомных и нелегальных мигрантов) чудо-таблетку, которую необходимо выпить непосредственно перед тем, как облако накроет тот или иной район.

Компания старалась веселиться, шутить и сплетничать, чтобы отогнать мысли о смерти 26 декабря, но постепенно паника взяла верх.

Каким получился фильм – миру снова конец, но каким бы жестоким и несправедливым он ни был, расставаться с ним и жизнью ни у кого нет

Совсем короткий срок, когда фильм только-только начинается, трудно понять, что люди собираются на следующее утро уйти на тот свет. Не по своей воле, конечно, а потому, что природа устала от них и извергла токсичное облако. В самом начале семья суетится перед прибытием гостей – и сделано это в юмористическом ключе. Взрослые кажутся детьми, а дети – взрослыми.

Потом приезжают гости, и все начинают друг перед другом показывать "лучшие" стороны. Только за столом, когда наконец начался ужин, разговор заходит о том, что время истекает, и напрасно они не слушали Грету Тунберг.

По сценарию истину вложили в уста "младенцу". В то время, когда родители спускают все накопления на брэндовую одежду, дети проявляют какое-то трезвое понимание катастрофы. Китти, дочь друзей Нелл и Саймона, так злится на мать, что называет ее только по имени (та купила туфли на деньги, которые были отложены на университет для Китти), а Арт, сын Нелл и Саймона, обеспокоен тем, что ученые могли допустить ошибку в своих расчетах.

Пусть родители и пытались держать Арта подальше от телевидения и Интернета, но он тайком изучил проблему. Он знает, что приближается облако с токсином, и что Национальная служба здравоохранения разработала таблетку для эвтаназии.

Но, по его мнению, они слишком рано сдались, не проверили все варианты, упустили возможность для спасения. Его возмущает, что таблетки выдали не всем, упуская бездомных и нелегалов, и даже сам заявил, что не будет пить таблетку.

Арт (в исполнении Романа Гриффина Дэвиса) | источник фото imdb
Арт (в исполнении Романа Гриффина Дэвиса) | источник фото imdb

С помощью волнения Арта на фоне взрослых, которые до последнего закрывают глаза на очевидное и заливают панику газировкой и шампанским, как раз и вырисовывается самая настоящая катастрофа.

Голос Арта – метафорически весомый аргумент, который обычно упускается из виду, потому что большинство принимает его за что-то, не стоящее внимания. Не просто же так Арт приводит для примера историю из школы, когда учитель извинился перед учеником, признав свою ошибку. Арт подразумевал, что кто-то из ученых, возможно, не посчитали нужным прислушаться к чьему-то мнению, и теперь каждый в мире должен с дрожью ждать момента, чтобы принять таблетку Exit и “уйти с достоинством”, как всех псевдоуспокаивают соцсети. Хотя, на самом деле, никакого достоинства в этом нет, когда знаешь, что многие будут задыхаться от токсина, корчась от боли, потому что их не посчитали настоящими людьми.

Мне кажется, Камилль Гриффин показала своим фильмом апофеоз человеческой беспечности. Она нарисовала какую-то жуткую сказку, в которой ни у кого нет ответственности перед будущим. То есть в случае опасности никто не будет бороться, элита получит таблетку, нищета погибнет в муках, а королева спрячется в бункере в компании корги.

Дело в том, что фильм не делает прямых наставлений. Но задуматься позволяет. Никто ничего не сделал для решения проблемы, более того, эту проблему даже никто не захотел признать, продолжая естественный ход своих жизней согласно календарю и перекладывая вину на кого-то другого. Если пофантазировать, можно представить, что это история разворачивалась до того, как случился апокалипсис в фильме Джошуа Оппенхаймера “Конец света” (2024, The End). У Камилль Гриффин показан привилегированный класс, но все же не такой, который может позволить себе обустроить комфортабельный бункер как у Оппенхаймера. Но у обоих режиссеров богатые бесполезны – они умеют только жалеть себя, великолепно притворяться, поднимать хрусталь и танцевать под веселые песенки.

Финальный твист заставляет задуматься, что Арт был прав, и ученые могли упустить важную вещь в прогнозах. Возможно, был способ спасти человечество от вымирания.