В течение многих лет небольшая картина «Женщина в белом тюрбане» или так называемый «Портрет Беатриче Ченчи» в Национальной галерее старинного искусства (в палаццо Барберини) приписывалась великому болонскому художнику Гвидо Рени (который, согласно романтической легенде, написал девушку за день до казни 11 сентября 1599 года). Сегодня большинство искусствоведов сходятся во мнении, что автор картины – болонская художница 17 века Джиневра Кантофоли.
Она родилась в Болонье в 1618 году, в обеспеченной семье Франческо Кантофоли и Оливии Булдруни. Живописью занялась поздно, скорее всего, обучалась в мастерской художника Джованни Андреа Сирани, ученика и ближайшего сотрудника Гвидо Рени. Затем посещала «женскую школу», которой руководила невероятно талантливая художница Элизабетта Сирани, дочь Джованни Андреа (она была на двадцать лет младше Джиневры Кантофоли). Изначально Джиневра Кантофоли заслужила репутацию миниатюристки, что было популярным направлением для женщин-художниц эпохи барокко. Но с поддержкой Элизабетты Кантофоли начала работать над более масштабными произведениями, создавая портреты, религиозные образы. В 1569 году ей выпала особая честь увидеть, как её алтарный образ Святого Фомы из Вильянуэвы торжественно несли по улицам Болоньи, прежде чем он был официально освящен и установлен в церкви Сан-Джакомо-Маджоре.
Для того времени единственным местом, где женщины могли учиться живописи, был монастырь (если только они не были дочерьми художников), и школа Сирани была первой художественной академией в Европе, которая принимала начинающих художниц. Главная причина, по которой искусство считалось неподходящей дисциплиной для обучения женщин, – учебная программа включала изучение обнаженной мужской натуры. Элизабетта развивала свои способности под наставлением Джованни Андреа Сирани, но будучи подростком, она уже затмила его своими творческими успехами. Она также была одной из первых художниц, публично признанных коллегами и критиками как женщина-«виртуоз», наделённая художественным гением и изобретательностью.
Элизабетта Сирани умерла в возрасте 27 лет. Вскрытие выявило язвенную болезнь, и врачи заподозрили отравление. Так началось одно из самых противоречивых и обсуждаемых дел того времени. Поначалу Джиневру Картофоли обвинили якобы в имевшем место соперничестве, но эта гипотеза была почти сразу отвергнута. Даже отец попал под подозрение, хотя это было маловероятно, учитывая его безумную любовь к дочери. Потом произошёл переломный момент – отец Сирани обвинил Лючию Толомелли, служанку, которая приревновала Элизабетту к одному из своих любовников.
Свидетели якобы видели, как она купила «ядовитый красный порошок» и подсыпала его в ужин Элизабетты. Начался судебный процесс, длившийся целый год. Толомелли держали взаперти, допрашивали и пытали, а затем изгнали из города, несмотря на заключение патологоанатомов о смерти от прободной язвы, вызванной стрессом и переутомлением.
Историю Джиневры Кантофоли изложил Массимо Пулини (историк искусства, профессор живописи Академии изящных искусств в Болонье) в монографии «Ginevra Cantofoli. La nuova nascita di una pittrice nella Bologna del Seicento». На протяжении веков творчество забытой героини Болоньи 17 века оставалось в тени Гвидо Рени, Джованни Франческо Джесси, Карло Чиньяни, отца и дочери Сирани. Массимо Пулини приписал ей 30 работ. Хотя, возможно, существуют и другие, не отмеченные или приписываемые другим художникам.
За свою творческую карьеру Джиневра создала шесть религиозных картин в Болонье (сохранились только две) – впечатляюще для того времени и места, учитывая невероятную художественную конкуренцию. Но Кантофоли сосредоточила свою деятельность преимущественно на поясных изображениях женских фигур, типичных для живописи того периода (сивиллы, Клеопатра, Порция…).
После смерти мужа в 1668 году она составила опись собственных работ, чтобы обезопасить дочь Орсолу. Наряду с небольшими работами, которые она писала на стекле в начале своей карьеры, каталог включал 51 картину большего размера и репродукции ее собственных работ. Эта опись подтверждает её статус профессиональной художницы, финансовую и социальную независимость, которую профессия обеспечивала ей после смерти мужа. К моменту смерти в 1672 году Джиневра Кантофоли была успешной и состоятельной женщиной, владевшей несколькими земельными участками и зданиями. Погребена в церкви Сан-Джакомо-Маджоре.
При казни Беатриче Ченчи присутствовали Караваджо, Орацио Джентилески и маленькая Артемизия, которая сидя на плечах отца, видела истребление чуть ли не целой семьи. Почему там были Караваджо и Джентилески? На такие «спектакли» было принято приходить художникам, чтобы понять драматизм моментов и уловить анатомические напряжения.
Чтобы написать Беатриче, Гвидо Рени должен был её видеть. Но Рени переехал в Рим в 1601 году, к тому времени Беатриче уже не было в живых.
Посмотрев на картину в Национальной галерее старинного искусства, невозможно не заметить ту же руку, что написала «Голову девушки» в музее Ала Понцоне в Кремоне. Лица похожи, вероятно, одна и та же модель. Массимо Пулини в монографии рассказывает, как открывал для себя ассоциации, основанные на композиционном и экспрессивном сходстве, также стилистическом родстве – от светотени до линий драпировок. Опыт атрибуции Кантофоли начинался с картины «Аллегория живописи» в Пинакотеке Брера.