Найти в Дзене

Бессмертный полк: как в фарфоре оживают маршалы Великой Победы

Уникальная фарфоровая коллекция полководцев Победы из собрания «Слава, запечатленная в фарфоре» стала частью экспозиции «Парады Великой войны» в музейно-выставочном центре «Россия - моя история». Выставка, которая проходит с 19 августа по 31 декабря 2025 г., посвящена военным парадам войск Красной Армии в период с 1941 по 1945 гг. Проект приурочен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества. В годы Великой Отечественной войны неоднократно проводились военные парады, но отдельно эта тема исторически не рассматривалась. А ведь именно эти парады были особенно значимы для отечественной истории. По-настоящему переломным стал парад, состоявшийся 7 ноября 1941 года, в самом начале войны, на Красной площади в Москве. Тогда весь мир увидел, что Советский Союз полон решимости защищать свою Родину при любых обстоятельствах. Войска прямо с парада уходили на фронт. Уже через месяц нацистский вермахт, имевший до этого репутацию непобедимого, потерпит свое первое крупно

Уникальная фарфоровая коллекция полководцев Победы из собрания «Слава, запечатленная в фарфоре» стала частью экспозиции «Парады Великой войны» в музейно-выставочном центре «Россия - моя история». Выставка, которая проходит с 19 августа по 31 декабря 2025 г., посвящена военным парадам войск Красной Армии в период с 1941 по 1945 гг. Проект приурочен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества.

В годы Великой Отечественной войны неоднократно проводились военные парады, но отдельно эта тема исторически не рассматривалась. А ведь именно эти парады были особенно значимы для отечественной истории. По-настоящему переломным стал парад, состоявшийся 7 ноября 1941 года, в самом начале войны, на Красной площади в Москве. Тогда весь мир увидел, что Советский Союз полон решимости защищать свою Родину при любых обстоятельствах. Войска прямо с парада уходили на фронт. Уже через месяц нацистский вермахт, имевший до этого репутацию непобедимого, потерпит свое первое крупное поражение. Так будет сорван амбициозный план «молниеносной войны» против СССР. За этим парадом последуют другие, не менее жизнеутверждающие. Апогеем же станет триумфальный Парад Победы 24 июня 1945 г. — символ окончательной Победы над нацистской Германией и начала новой эпохи.

На выставке представлены уникальные архивные материалы по истории военных парадов в годы Великой Отечественной войны. Отдельной экспозицией представлены фарфоровые фигуры выдающихся военачальников, которые ковали Победу. Это Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Николай Воронов, Александр Новиков, Яков Федоренко, Иван Пересыпкин, Василий Маргелов, Ефим Смирнов. Каждая фигура — не просто портрет человека, но символ мужества, стратегического гения и беззаветного служения Родине.

«История — это зеркало, в котором отражается судьба народа. Каждое поколение несёт ответственность за сохранение памяти о великих свершениях своих предшественников. Только хорошо зная историю своей страны, мы можем уверенно строить будущее и передавать эстафету памяти следующим поколениям», – отмечает один из создателей коллекции Алексей Иванович Колодко, член правления фонда «Общество поощрения художеств», руководитель департамента по развитию проектов, военный историк, кандидат военных наук.

Специально для Вас подготовили краткий гид по экспозиции. Алексей Иванович рассказывает, как проходила работа по созданию фарфоровых образов полководцев Великой Победы, а также делится интереснейшими историческими фактами о героях выставки.

Как создать шедевр

«Почему именно фарфор? Фарфор — это тот материал, который позволяет наилучшим образом представить героя в виде скульптуры. Мы используем полихромную роспись скульптуры. А это, как минимум, позволяется воссоздать цвет кожи лица и рук человека, красоту военного костюма, военных атрибутов, орденов и медалей героя, максимально приблизиться к образу живого человека. Буквально перенестись в прошлое, увидеть историю своими глазами.

Художественному воплощению предшествует большая исследовательская работа. Мы тщательно изучаем сохранившиеся архивные материалы, фотографии и прочие изображения выбранного героя. Я много читаю военные мемуары, собираю свою библиотеку военных мемуаров. Мне часто говорят, зачем? Этим мемуарам 50 с лишним лет, там уже все устарело, на самом деле нет. Ничего не устарело - принципы, подходы, взаимоотношения и характеры людей, их проявления в сложной обстановке. Все это дает серьезную основу для работы над скульптурой, над пониманием особенностей исторической личности.

Мы выбираем определенный исторический период или событие в истории страны. Затем ищем тех, кто оказал заметное влияние на ход истории именно в этот исторический период нашей страны. И начинается работа. Вообще, каждая скульптура создается порядка шести месяцев. Сначала мы формируем образ. Тщательно отсматриваем фотографии. Выбираем позу, характерную для этого человека. В скульптуре нет ничего случайного. Ни положения рук, ни поворота головы или корпуса, ни постановки ног, здесь все имеет значение. Все должно выражать ту мысль, которую мы хотим отразить и показать в художественном образе героя.

Все скульптуры созданы с высочайшим портретным сходством, исторической достоверностью и точным соблюдением элементов формы одежды и наград героев. Я служил в армии и закончил службу полковником. Я прекрасно понимаю, как носится форма одежды, как держатся перчатки, как носится сабля. Я понимаю архетип военного человека. Это очень помогает. Мы очень тщательно работаем над каждой деталью. Однажды, нужно было воссоздать мундир цвета морской волны. Художнику было сложно понять какой должен получиться цвет мундира, что именно требуется. Тогда я поехал на «блошиный рынок» около м. Удельная нашел на развалах парадную форму капитана войск связи. Купил, привез, говорю, вот такой цвет должен быть. И так во всем.

«В центре внимания экспозиции — Маршалы Победы. Георгий Жуков — легендарный Маршал Победы, четырежды Герой Советского Союза. Его полководческий талант проявился в ключевых сражениях войны: от обороны Москвы до штурма Берлина.

При организации обороны Москвы он сумел остановить наступление немецких войск на столицу, координировал действия советских войск в Сталинградской и Курской битвах. Жуков был автором успешных наступательных операций «Уран» и «Багратион». Он мастерски применял новые методы ведения боевых действий, активно использовал танковые армии и авиацию, уделял особое внимание маскировке и планированию операций. В завершающем этапе войны Жуков руководил штурмом Берлина, а 8 мая 1945 года он принял капитуляцию фашистской Германии, вписав своё имя в историю как один из величайших полководцев XX века.

Широко известно высказывание о Жукове, приписываемое Адольфу Гитлеру: «Если бы в германской армии был хотя бы один такой генерал, как Жуков, то Германия давно бы завоевала мировое господство».

Полностью рассказывать историю Жукова нет смысла. Это один из тех, кого знает любой гражданин нашей страны. Хочу обратить внимание на интересную особенность его скульптуры. Здесь у Жукова изображены только три звезды Героя Советского Союза. Мы это сделали намеренно. Хотим, чтобы зрители задумались, а почему три? Ведь он стал обладателем четырех. Но, как я и говорил, каждая наша работа со смыслом, здесь нет ничего случайного…

Константин Рокоссовский — дважды Герой Советского Союза, один из выдающихся полководцев эпохи. Командовал Парадом Победы 1945 года, его стратегическое мастерство помогло одержать победу в самых сложных операциях.

С первых дней войны он активно участвовал в приграничных сражениях на Юго-Западном фронте, а затем, командуя группой войск под Ярцевом и 16-й армией на Западном фронте, сыграл ключевую роль в обороне Москвы. В дальнейшем, командуя Брянским, Донским, Центральным и Белорусскими фронтами, Рокоссовский показал незаурядный полководческий талант, особенно ярко проявившийся в Сталинградской битве, где его войска окружили и разгромили немецко-румынскую группировку численностью 330 тысяч человек. В Курской битве он успешно организовал артиллерийскую контрподготовку и отражение наступления противника, а в операции «Багратион» предложил новаторское решение с нанесением одновременно двух главных ударов, что привело к разгрому группы армий «Центр» и освобождению Белоруссии.

Иосиф Сталин — Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР, под руководством которого была выстроена вся система управления страной в годы Великой Отечественной войны.

Под его руководством были организованы мобилизация ресурсов, эвакуация и развертывание промышленного производства на востоке страны. Это позволило сохранить экономический потенциал СССР в критический период войны. Сталин лично принимал стратегические решения по проведению важнейших военных операций, включая контрнаступление под Москвой, Сталинградскую битву и освобождение Европы. Его дипломатическая деятельность способствовала формированию антигитлеровской коалиции и получению помощи от союзников.

Лаврентий Берия — заместитель Председателя Совета Министров СССР, сыграл важную роль в организации оборонной промышленности и создании ядерного щита страны.

Под его руководством была организована эффективная работа военно-промышленного комплекса, включая эвакуацию стратегически важных предприятий на восток страны и их скорейший запуск в новых условиях. Берия также отвечал за работу разведки и контрразведки, что способствовало успешному противодействию вражеским спецслужбам. Его деятельность по координации работы различных отраслей народного хозяйства позволила обеспечить фронт всем необходимым для ведения успешных военных операций. Особое внимание он уделял развитию атомной промышленности.

Маршалы родов войск

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне я понял, что есть маршалы, о которых мало говорят. Они как бы остаются в тени славы и известности других полководцев. Это маршалы родов войск. А ведь от их действий во многом зависел ход и исход войны. Именно поэтому особое место в экспозиции занимают военачальники, руководители различных родов войск Красной Армии. Мы хотели бы обратить внимание на этих забытых героев.

Звания маршалов родов войск были введены 16 января 1943 года. Фактически эти звания соответствовали «пехотному» званию генерала армии. Одним из первых маршалов артиллерии стал Николай Николаевич Воронов, чьи идеи и новшества в применении артиллерийских систем внесли неоценимый вклад в успех советских войск.

Он разработал передовую теорию применения артиллерии, включая концепцию артиллерийского наступления, эффективность которой была доказана в Сталинградской и Курской битвах. Воронов первым в истории создал артиллерийский резерв Верховного главнокомандования, что позволило максимально концентрировать огневую мощь на решающих участках фронта. Под его руководством была создана эффективная система противовоздушной обороны Ленинграда, что помогло сохранить город от полного разрушения.

Наша скульптура изображает его в зимней форме одежды. Почему в зимней? 19 ноября 1942 года впервые в ходе Великой Отечественной войны было применено артиллерийское наступление. В этот день началась Сталинградская стратегическая наступательная операция под кодовым названием «Уран». Воронов был одним из разработчиков плана применения артиллерии в этой операции. Перед ним развернуты карты, на которых обозначено положение войск. В руках он держит курвиметр. Это такое приспособление, которое позволяет по карте измерять расстояние.

Яков Николаевич Федоренко стал первым маршалом бронетанковых войск, его стратегические решения определили развитие танковых войск Красной армии. С июля 1941 года он занимал пост заместителя наркома обороны СССР и начальника Автобронетанкового управления РККА, а с декабря 1942 года одновременно командовал бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Он лично участвовал в ключевых сражениях войны как представитель Ставки ВГК — в битве под Москвой, Сталинградской и Курской битвах. Под его руководством осуществлялось техническое перевооружение танковых войск, контроль за производством и поставками в действующую армию новейших танков Т-34, КВ, ИС-1, ИС-2 и Т-44.

Примечательно, что Федоренко 149 раз за годы войны вызывался на доклад к И.В. Сталину. Это невероятное количество говорит о том, насколько много внимания было уделено развитию бронетанковых войск.

Яков Федоренко был человеком суровым, таким мы его и изобразили. В руке он держит танковый шлемофон. Согласно нашей задумке, Федоренко буквально только что покинул танк. Он полон мыслей о минувшем сражении.

Посмотрите на плинт, на который опирается фигура Федоренко, как и остальных военачальников. Плинт заслуживает особого внимания. Здесь показаны не просто разрисованные звездочки, а Кремлёвская стена, все 22 башни Кремля.

Иван Терентьевич Пересыпкин — маршал войск связи, его подчиненные обеспечили надёжную связь на всех уровнях управления, что имело решающее значение для успеха военных операций.

В июле 1941 года Пересыпкин занял пост начальника Главного управления связи Красной армии, а в 1944 году стал наркомом связи СССР и заместителем наркома обороны по связи. Под его руководством была создана и успешно функционировала система военной связи, обеспечивавшая управление войсками на всех фронтах.

Что еще интересно? В самом начале войны командиры радиосвязью старались мало пользоваться. Считалось, если кто-то выйдет в эфир по радио, немцы тут же определят, где находится штаб и нанесут удар. Он искоренил эту радиобоязнь. Организовал устойчивую телефонную связь с фронтами. Сталин мог позвонить любому командиру дивизии на фронте. И это реально работало.

Когда в Ленинграде звучала «Седьмая Симфония» Дмитрия Шостаковича, во многом благодаря Пересыпкину она получила неофициальный статус «секретного оружия». Концерт транслировался по громкоговорителям и по радио. Его слышал и неприятель. Это было настоящее чудо. Именно тогда стало ясно, что война фашистами проиграна. Музыка стала пророческим утверждением Великой Победы, до которой фактически оставалось еще три года.

Уже после войны в Берлине были сняты и вывезены все телефонные коммуникации. За счет этого была восстановлена телефонная связь в Москве и в Ленинграде. Вот такой был Иван Терентьевич Пересыпкин. И неслучайно мы изобразили его с телефонным аппаратом.

Александр Александрович Новиков — главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, под его командованием советская авиация успешно действовала в ходе войны.

В Великую Отечественную войну командовал ВВС Северного фронта, с августа 1941 года — ВВС Ленинградского фронта. Инициатор и основной руководитель воздушной операции ВВС РККА против Финляндии в июне 1941 года, участник битвы за Ленинград, в которой советская авиация не только отбивала атаки с воздуха на Ленинград и «Дорогу жизни», но и сама наносила чувствительные атаки по вражеским аэродромам и войскам.

В нашей скульптурной версии взгляд Александра Александровича устремлен в небо. А в мыслях он уже там — в гуще воздушных сражений, среди рева моторов и стремительных манёвров, где разворачиваются эпические битвы и свершаются подвиги.

Василий Филиппович Маргелов — генерал армии, создатель современных Воздушно-десантных войск, чьи тактические приемы и способы применения ВДВ остаются актуальными до сих пор.

Именно благодаря выдающимся заслугам Василия Маргелова воздушно-десантные войска обрели статус полноценного рода войск. Историки отмечают особый вклад командующего в становление и развитие ВДВ, что нашло отражение даже в народном сознании. Ярким свидетельством всенародного признания заслуг военачальника стала неофициальная трактовка аббревиатуры ВДВ как «войска дяди Васи», которая прочно закрепилась в армейском фольклоре.

И, наконец, Ефим Иванович Смирнов — генерал-полковник медицинской службы, начальник Военно-санитарного управления РККА, он усовершенствовал основы оказания медицинской помощи в условиях крупномасштабной войны.

Этот человек начинал службу врачом танкового батальона. Потом он был назначен заместителем начальника Главного медико-санитарного управления Красной Армии, а буквально перед самой войной — начальником Главного медико-санитарного управления. Именно результатам его деятельности мы обязаны организацией медицинского обеспечения с выносом раненых с поля боя. Он обосновал и ввёл в практику систему специализированной медицинской помощи раненым и больным, что в период Великой Отечественной войны обеспечило возвращение в строй 73% раненых и свыше 90% больных.

И еще один важный факт. Буквально через месяц после начала войны с подачи Ефима Смирнова был подписан приказ Совета народных комиссаров, согласно которому медицинские работники приравнивались к солдатам, участвующим в бою.

Чтобы подчеркнуть принадлежность к медицинской сфере, мы набросили ему на плечи белый халат. При этом оставили и форму генерал-полковника. Самого Смирнова мы показываем в движении, очень деятельным и энергичным».

Все фарфоровые скульптуры военачальников Великой Отечественной войны можно увидеть на выставке «Парады Великой войны» в музейно-выставочном центре «Россия - моя история» (Бассейная, д. 32, стр. 1). Выставка продлится до 31 декабря 2025 г.