Найти в Дзене

Николай Рерих: художник, паломник, писатель, путешественник и мыслитель

Ведя свою рубрику «След в искусстве» https://dzen.ru/suite/ce4693df-b57f-4f25-b22b-47dd98ca1070 я не могла пройти мимо одного из моих любимых художников, яркой и многогранной фигуры русской культуры XX века - Николая Рериха. Он сочетал в себе дар живописца, этнографа, философа, провидца и организатора культурных инициатив, оставив глубокий след в искусстве и духовной мысли своего времени. Николай родился в 1874 году в семье известного нотариуса и общественного деятеля Константина Федоровича Рериха. С ранних лет его привлекали древние культуры, археология, живопись, история и природа. Учился будущий живописец в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, но истинным учителем для него стали поездки — по России и особенно по Центральной и Южной Азии. Эти путешествия сформировали эстетический язык художника, тонкое чувство цвета, торжественная монументальность форм и интерес к символике Востока. При сдаче дипломной картины Рерих напишет: «В древней и самой Древней

Ведя свою рубрику «След в искусстве» https://dzen.ru/suite/ce4693df-b57f-4f25-b22b-47dd98ca1070 я не могла пройти мимо одного из моих любимых художников, яркой и многогранной фигуры русской культуры XX века - Николая Рериха. Он сочетал в себе дар живописца, этнографа, философа, провидца и организатора культурных инициатив, оставив глубокий след в искусстве и духовной мысли своего времени.

Картина "Ангел последний"
Картина "Ангел последний"

Николай родился в 1874 году в семье известного нотариуса и общественного деятеля Константина Федоровича Рериха. С ранних лет его привлекали древние культуры, археология, живопись, история и природа. Учился будущий живописец в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, но истинным учителем для него стали поездки — по России и особенно по Центральной и Южной Азии. Эти путешествия сформировали эстетический язык художника, тонкое чувство цвета, торжественная монументальность форм и интерес к символике Востока.

Николай Рерих
Николай Рерих

При сдаче дипломной картины Рерих напишет: «В древней и самой Древней Руси много знаков культуры: наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники». И на долгие годы уйдет с головой в открытие, сохранение и продолжения русского фольклора, иконописи, росписи церквей и созданию картин, посвященных теме Древней Руси, ее сказаниям, былинным героям, храмовым комплексам и просветленным природным пейзажам.

Произведение "Заморские гости"
Произведение "Заморские гости"

В дальнейшем в его творчестве появляются восточные мотивы, когда Николай увлечется духовными практиками, медитациями, культурой и религией Востока. Он организовывает Центральноазиатскую экспедицию, куда направляется со всей своей семьей. Рерихи посещают Алтай, Монголию, Китай, Тибет и Индию, где проводят археологические и этнографические исследования, собирают редкие манускрипты, картины и иконы, произведения фольклора. Художник не только напишет более 500 картин, но и выпускает книги «Сердце Азии» и «Алтай-Гималаи».

Тибетские монастырь высоко в горах
Тибетские монастырь высоко в горах

Рерих был чрезвычайно продуктивен и много трудился. За свою жизнь он написал около 7000 картин, множество книг, организовал несколько музеев и выставок по всему миру, а обширный материал, собранный во время продолжительной экспедиции, сохранил в основанном им институте «Урусвати», директором которого являлся его старший сын Юрий ученый и востоковед. Конечно, на протяжении всего творческого пути художника поддерживала его любимая жена Елена, верная спутница и соратница художника. Вместе они активно работали над идеями международной защиты культурных ценностей в последствии, ставшей организацией ЮНЭСКО.

Полотно "И мы трудились"
Полотно "И мы трудились"

Основной темой творчества Рериха являются пейзажи священных мест и мест силы. Природа как храм, человек как странник и хранитель духовных ценностей, поиск гармонии между культурами. Его пейзажи — не просто топография, а символические картины, где горы, небо и свет становятся носителями мироздания. Его стиль близок к символизму и модерну, но отличается строгой монументальностью и ясностью композиции; палитра — глубокие рубиновые, ультрамариновые и золотые тона.

Вечное вдохновение художника: горы, мистика, археология, история, природа и сама жизнь!
Вечное вдохновение художника: горы, мистика, археология, история, природа и сама жизнь!