Найти в Дзене
Исторический музей

Стальные алмазы

Оглавление

В наряде щеголя середины XVIII — начала XIX столетия важной деталью были пуговицы. На мужском платье их количество на платье могло достигать 100 штук — все зависело от вкуса, состоятельности владельца, и, конечно, от веяний мод. Пуговицы прикреплялись через небольшой промежуток вдоль бортов, пришивались на обшлага и карманы, места сборок боковых складок. Кафтан не застегивался на пуговицы, чтобы был виден не менее нарядный камзол, и поэтому выполняли чисто декоративную функцию. Пуговицы делали из металла, фарфора, слоновой кости, покрывали эмалью, обтягивали тканью и оформляли вышивкой или живописными вставками. Особо роскошные экземпляры оформляли драгоценными камнями.

Стальные пуговицы были особенно популярны в 1780-х гг. благодаря новой, пришедшей из Англии, трудоемкой технике огранки стальных «алмазов» — сталь, ограненная и отшлифованная, в неярком, но живом свете свечей сияла, как настоящий бриллиант.

Стоили эти небольшие украшения весьма дорого: в сатирической заметке 1790 года указывается, что некий господин купил стальные пуговицы для своего платья за двух проданных им крестьян. Несмотря на присущее этому жанру преувеличение, история показательна — позволить себе стальные пуговицы или другие аксессуары по последней моде могли далеко не все. То же касалось и других украшений и аксессуаров из стали, украшенных алмазной гранью.

В 1785 году светлейший князь Таврический Г. А. Потемкин даже отправил двух тульских мастеров в Англию для обучения этой технике.

Несколько ранее такой же популярностью пользовались другие имитации драгоценных камней — стразы. Их появление связано с открытиями в области химии: сначала — с получением свинцового стекла Дж. Равенскрофтом, но особенно — с изобретением эльзасским ювелиром Г. Ф. Штрассом калиевого стекла с высоким содержанием свинца. Такое стекло характеризовалось сильным блеском и игрой цвета. Поиски более дешевых материалов для имитации драгоценных камней объясняются необходимостью постоянного обновления аксессуаров и деталей одежды в соответствии с быстро меняющейся модой.

Как любая новинка, связанная с научными открытиями и техническими усовершенствованиями, стразы вошли в моду, поскольку свидетельствовали о просвещенности владельца.

В этом смысле показателен случай, произошедший на обеде у И. И. Шувалова. Один из приглашенных нелестно отозвался о стеклянных пуговицах. В стихотворном послании М. В. Ломоносов, с чьим именем связаны эксперименты со стеклом в России, изложил свою точку зрения:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза;
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Не редко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Ни камням дорогим, ни злату, но стеклу!

Изделия со стразами и граненой сталью покупали те, кто мог себе позволить настоящие бриллианты. В них не видели превосходство человека над природой — концепцию, важную для эпохи Промышленной революции.

Лорнет-одноглазка. Англия. Конец XVIII в. Сталь, стекло, огранка, полировка
Лорнет-одноглазка. Англия. Конец XVIII в. Сталь, стекло, огранка, полировка

Главным же преимуществом «подделок» перед драгоценными камнями было то, что с их помощью можно было всегда следовать изменчивым модам: количество стразов и граненой стали было неограниченным, также же как их размер и форма. Кроме этого ценился их монохромный блеск. Украшения и аксессуары со стразами и граненой сталью носили даже при дворе. Получив еще более широкое распространение, в конечном итоге стразы потеряли свой модный статус. А вот изделия из граненой стали, эффектно сверкающие вечером при свете свечей, долго держали свой культовый статус из-за сложности производства. На пике популярности уже серебряные украшения изготавливались так, чтобы напоминать граненую сталь.

Пряжки парные. Англия. Конец XVIII в. Сталь, огранка, полировка
Пряжки парные. Англия. Конец XVIII в. Сталь, огранка, полировка

Увидеть редкие аксессуары, украшения и даже предметы интерьера — настоящие произведения искусства, выполненные в этой технике, можно на выставке «Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII — начала XIX века из собрания Исторического музея» до 2 февраля 2026 года. Вход по билету в музей.

-5

Литература: Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII — начала XIX века. ГИМ. М, 2017