- В 1785 году светлейший князь Таврический Г. А. Потемкин даже отправил двух тульских мастеров в Англию для обучения этой технике.
- Как любая новинка, связанная с научными открытиями и техническими усовершенствованиями, стразы вошли в моду, поскольку свидетельствовали о просвещенности владельца.
- Увидеть редкие аксессуары, украшения и даже предметы интерьера — настоящие произведения искусства, выполненные в этой технике, можно на выставке «Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII — начала XIX века из собрания Исторического музея» до 2 февраля 2026 года. Вход по билету в музей.
В наряде щеголя середины XVIII — начала XIX столетия важной деталью были пуговицы. На мужском платье их количество на платье могло достигать 100 штук — все зависело от вкуса, состоятельности владельца, и, конечно, от веяний мод. Пуговицы прикреплялись через небольшой промежуток вдоль бортов, пришивались на обшлага и карманы, места сборок боковых складок. Кафтан не застегивался на пуговицы, чтобы был виден не менее нарядный камзол, и поэтому выполняли чисто декоративную функцию. Пуговицы делали из металла, фарфора, слоновой кости, покрывали эмалью, обтягивали тканью и оформляли вышивкой или живописными вставками. Особо роскошные экземпляры оформляли драгоценными камнями.
Стальные пуговицы были особенно популярны в 1780-х гг. благодаря новой, пришедшей из Англии, трудоемкой технике огранки стальных «алмазов» — сталь, ограненная и отшлифованная, в неярком, но живом свете свечей сияла, как настоящий бриллиант.
Стоили эти небольшие украшения весьма дорого: в сатирической заметке 1790 года указывается, что некий господин купил стальные пуговицы для своего платья за двух проданных им крестьян. Несмотря на присущее этому жанру преувеличение, история показательна — позволить себе стальные пуговицы или другие аксессуары по последней моде могли далеко не все. То же касалось и других украшений и аксессуаров из стали, украшенных алмазной гранью.
В 1785 году светлейший князь Таврический Г. А. Потемкин даже отправил двух тульских мастеров в Англию для обучения этой технике.
Несколько ранее такой же популярностью пользовались другие имитации драгоценных камней — стразы. Их появление связано с открытиями в области химии: сначала — с получением свинцового стекла Дж. Равенскрофтом, но особенно — с изобретением эльзасским ювелиром Г. Ф. Штрассом калиевого стекла с высоким содержанием свинца. Такое стекло характеризовалось сильным блеском и игрой цвета. Поиски более дешевых материалов для имитации драгоценных камней объясняются необходимостью постоянного обновления аксессуаров и деталей одежды в соответствии с быстро меняющейся модой.
Как любая новинка, связанная с научными открытиями и техническими усовершенствованиями, стразы вошли в моду, поскольку свидетельствовали о просвещенности владельца.
В этом смысле показателен случай, произошедший на обеде у И. И. Шувалова. Один из приглашенных нелестно отозвался о стеклянных пуговицах. В стихотворном послании М. В. Ломоносов, с чьим именем связаны эксперименты со стеклом в России, изложил свою точку зрения:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза;
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Не редко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Ни камням дорогим, ни злату, но стеклу!
Изделия со стразами и граненой сталью покупали те, кто мог себе позволить настоящие бриллианты. В них не видели превосходство человека над природой — концепцию, важную для эпохи Промышленной революции.
Главным же преимуществом «подделок» перед драгоценными камнями было то, что с их помощью можно было всегда следовать изменчивым модам: количество стразов и граненой стали было неограниченным, также же как их размер и форма. Кроме этого ценился их монохромный блеск. Украшения и аксессуары со стразами и граненой сталью носили даже при дворе. Получив еще более широкое распространение, в конечном итоге стразы потеряли свой модный статус. А вот изделия из граненой стали, эффектно сверкающие вечером при свете свечей, долго держали свой культовый статус из-за сложности производства. На пике популярности уже серебряные украшения изготавливались так, чтобы напоминать граненую сталь.
Увидеть редкие аксессуары, украшения и даже предметы интерьера — настоящие произведения искусства, выполненные в этой технике, можно на выставке «Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII — начала XIX века из собрания Исторического музея» до 2 февраля 2026 года. Вход по билету в музей.
Литература: Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII — начала XIX века. ГИМ. М, 2017