Найти в Дзене
Духовный бисер. Светоч веры

— НЕ ПЛАЧЬ ДЕТОЧКА, Я ТВОИ ГРЕХИ НА СЕБЯ ВОЗЬМУ.

Многие, кто приходил к батюшке за помощью, были поражены: им казалось, что он может разрешить любую ситуацию и помочь каждому. Причиной тому была Божья благодать. Люди глубоко уважали отца Валентина, ведь по его молитвам они получали помощь. Новомуч. Анна описывает обычное начало труженического дня батюшки так: "В церкви собралась толпа. Все чинно, по порядку ожидают его, испытывая страх и благоговение. Какая пёстрая толпа! Впереди ухарски выставилось детство-мальчишество. Степенно расположилась зрелость на виду. В уголке, кряхтя, примостилась дряхлость-старость. Скромно, смиренно ждут молоденькие девушки, изредка обмениваясь короткими фразами. С унынием и нетерпением ожидают болезненные, скорбящие — ждут батюшку-утешителя. Они знают по опыту: достаточно ему лишь благословить или сказать ласковое слово — и многолетние тяжкие скорби и страдания сразу уходят. «Батюшка едет!» — раздаётся торжественно-радостный возглас в толпе. Все смешиваются в беспорядочную массу, спеша вперёд. Среди мн

Дар прозорливости и исцеления был у отца Валентина, однако он тщательно скрывал свои способности. Открывал он их только тогда, когда требовалось укрепить веру и добродетели людей.

Многие, кто приходил к батюшке за помощью, были поражены: им казалось, что он может разрешить любую ситуацию и помочь каждому. Причиной тому была Божья благодать. Люди глубоко уважали отца Валентина, ведь по его молитвам они получали помощь.

Новомуч. Анна описывает обычное начало труженического дня батюшки так:

"В церкви собралась толпа. Все чинно, по порядку ожидают его, испытывая страх и благоговение.

Какая пёстрая толпа! Впереди ухарски выставилось детство-мальчишество. Степенно расположилась зрелость на виду. В уголке, кряхтя, примостилась дряхлость-старость.

Скромно, смиренно ждут молоденькие девушки, изредка обмениваясь короткими фразами.

С унынием и нетерпением ожидают болезненные, скорбящие — ждут батюшку-утешителя. Они знают по опыту: достаточно ему лишь благословить или сказать ласковое слово — и многолетние тяжкие скорби и страдания сразу уходят.

Стоило к нему приблизиться какому-нибудь обездоленному бедняге, измученному невзгодами и лишениями, как лицо священника вновь озарялось добротой и состраданием…
Стоило к нему приблизиться какому-нибудь обездоленному бедняге, измученному невзгодами и лишениями, как лицо священника вновь озарялось добротой и состраданием…

«Батюшка едет!» — раздаётся торжественно-радостный возглас в толпе. Все смешиваются в беспорядочную массу, спеша вперёд.

Среди многочисленной толпы, среди множества людей медленно начинает проходить пастырь. Тесно сжавшаяся толпа, общий гул просьб и обращений затрудняют ему путь.

Бедная вдова с малолетними детьми изнывает в безысходной крайности; несчастная мать с горячими неутешными слезами просит за непутевого сына; брошенная мужем страдалица-жена изнемогает в семейной неурядице; бездольные, безместные бывшие рабочие; гордые, еще не смирившиеся богачи, знатность — все они спешат и толкаются.

Там девушки-сироты предоставлены житейским бурям. И вся эта толпа осаждает пастыря. Он же кротко-любяще благословляет и утешает собравшихся.

С просьбой помолиться подают записки за болящих и усопших. Одни записки батюшка принимает с тяжелым вздохом, другие – охотно.

О каких больных предстоит молиться ему? Это умирающие, большей частью безнадежные больные. Со всех концов Москвы, даже из других городов России – ближних и дальних – приходили к пастырю с неизлечимым раком, острыми воспалительными болями, скоротечной чахоткой.

Мучительные переломы, трудные операции, дифтерит – всё это требовало молитвенной помощи от батюшки. И батюшка, собирая бережно все записки, подаваемые ему, нес их в алтарь. Пламенной душой призывал он Господа, прося Его утешить и облегчить душевные страдания горемычной братии".

Часто отцу Валентину приходилось убеждать собравшихся: «Пропустите, пропустите», — твёрдо произносил священник, однако эти слова не всегда оказывали нужное воздействие.

Но если духовник замечал, что кто-то особенно нуждается в помощи, он решительно расталкивал людей и направлялся к страдальцу. Он успокаивал несчастного, отвечал на его вопросы и оказывал посильную поддержку.

Иногда батюшка хмурился и гневался из-за того, что прихожане не подчинялись его просьбам и мешали ему двигаться вперёд. Но стоило к нему приблизиться какому-нибудь обездоленному бедняге, измученному невзгодами и лишениями, как лицо священника вновь озарялось добротой и состраданием…

Нередко источником глубоких мучений становились не хвори и бедность, а непростые взаимоотношения с родными. И тут поддержка благословенного духовника оказывалась весьма действенной: «Много удивительных случаев происходило благодаря вмешательству пастыря в житейские неурядицы.

Когда отец Валентин понимал, что беседа с человеком способна принести благие результаты, он был готов тратить на него огромное количество времени и энергии.
Когда отец Валентин понимал, что беседа с человеком способна принести благие результаты, он был готов тратить на него огромное количество времени и энергии.

Там нескончаемые конфликты, раздоры, беспорядки накатывали могучей волной и давили тяжким бременем на души людей. Родители, дети, падчерицы, пасынки, зятья, невестки — все конфликтовали и противостояли друг другу: требовалось расставить всех по своим местам и указать верный путь.

Порой какие-то пустяковые детали, слухи вызывали огромное беспокойство в целых семействах; там ложные доносы и кляузы причиняли душевные муки несчастным; тут лукавство и вероломство вели к краху неосторожных.

«Не рыдай, милая, — обычно утешал духовник измождённого человека, — я твои прегрешения на себя приму».

Когда отец Валентин понимал, что беседа с человеком способна принести благие результаты, он был готов тратить на него огромное количество времени и энергии. Как отмечала мученица Анна, «мало кто способен так же внимательно относиться к каждому человеку, как это делал батюшка».

Нередко, взяв человека под своё покровительство, отец Валентин не прекращал опекать его вплоть до своего последнего дня. Он активно участвовал в устройстве мирской жизни и подбирал для человека подходящий род занятий.

Приняв кого-то под своё духовное наставничество, батюшка проявлял заботу не только о самом человеке, но и о его семье, родственниках и даже приятелях. Он уделял внимание всем, кто был дорог его подопечному, проявляя поистине безграничную доброту и участие.

Одним из главных дел батюшки было просвещение людей, которые родились православными, но отошли от церкви. Таких людей было много: и среди образованных, и среди знатных, которые иногда зазнавались из-за своей учёности или увлекались развлечениями. А также среди обычных людей, которые мало знали о вере и даже через много лет после крещения Руси верили в приметы и ходили к гадалкам.

Известные пороки пьянства и безделья лишали жизни в Боге, здоровья и благополучия тысячи русских людей.

«Когда служба заканчивалась, люди не спешили уходить, дожидаясь, когда батюшка выйдет из храма, — рассказывает В. Н. Зверев. — Как только он появлялся, все сразу же устремлялись к нему за благословением.

Люди целовали руки отца Валентина, хватались за его одежду. Бежали за экипажем, и я не раз видел, как восторженные прихожане отвязывали лошадь и сами везли батюшку до его дома.

Отец Валентин обитал недалеко от Кремля, на улице Воздвиженка, в доме напротив здания архива Министерства иностранных дел.

Помню и растерянность, и недовольство извозчика батюшки, которому приходилось в такие моменты просто сидеть на облучке с пустыми вожжами».

Отец Валентин и сам приезжал в семьи духовных чад:

Среди своих постоянных дел батюшка всегда находил время заглянуть к своим духовным детям. Какими замечательными были эти визиты!

Если кто-то болел или, скажем, готовился к помолвке, или отмечал другой семейный праздник — батюшка тут же собирался и ехал, даже если на улице была метель или ливень, и даже если нужно было добираться до самого края Москвы. Он приезжал, чтобы поддержать своей пастырской заботой и благословить счастливых хозяев.

Без благословения батюшки не обходилось ни одно важное событие в семьях его духовных чад: заранее сообщали ему о событии, и он старался помочь — то лично приходил, то давал благословение издалека, всегда подкрепляя молитвой.

И даже летом, когда многие уезжали на отдых, батюшка не забывал о своей пастве — приезжал с дачи и служил в соборе. Казалось бы, можно было бы и отдохнуть. Но батюшка говорил:

«Там, в будущей жизни отдохнем, а здесь будем трудиться».

Одним из главных и важных средств исправления и возрождения души отец Валентин считал частое Причащение Святых Животворящих Таин Христовых и Таинство исповеди.

«Попостись, помолись, и со смирением и верой подходи к Чаше», говорил старец

В особых тяжёлых случаях – больным, заблудшим – советовал причащаться ежедневно. Часто с большим трудом батюшке удавалось убедить приобщать деток так часто, как удается бывать в храме.

Видя, что при частом Причащении у детей проходят ранее непонятные и тяжёлые болезни, родители начинали понимать силу великих Таинств и сами становились ревнителями православной веры.

Рассказ о Валентине Николаевиче Амфитеатрове (1836–1908) - прославленном московском пастыре. Пастырь, проповедник, духовный писатель, подвижник благочестия, настоятель кремлёвского Архангельского собора.

👆 Читайте наши новые статьи, рассказы, проповеди.

Смотрите новые видео на нашем канале "Духовный бисер" на Рутубе: https://rutube.ru/channel/25620467/videos/

Большая просьба ПОДПИСАТЬСЯ на наш Телеграмм канал "Духовный бисер":https://t.me/duhovniybiser

🙏Помочь каналу и внести посильную лепту на продвижение контента:https://dzen.ru/kovalchuk75?donate=true

Молимся и подаём свечи в Алтарь за здравие всех жертвователей канала