Найти в Дзене
Прокачай свои мозги

Почему взлётно-посадочные полосы на авианосцах расположены под углом и какой они длины?

Мастерство пилота палубной авиации по праву считается вершиной лётного искусства, ведь посадка на авианосец — задача исключительной сложности. Эти корабли, заслуженно прозванные «плавучими аэродромами», находятся в постоянном движении, а в условиях шторма их палуба подвергается сильной качке, что делает приземление многотонной машины крайне рискованным. Помимо непредсказуемого поведения самого «плавучего аэродрома», лётчикам противостоят мощные океанские ветры и зачастую плохая видимость. В довершение всего, посадочная зона представляет собой предельно короткий, да ещё и расположенный под углом к курсу корабля участок палубы, требующий от пилота ювелирной точности.

Авианосцы играют ключевую роль в структуре ВМС США, обеспечивая оперативное развертывание авиации в любой точке мира благодаря действию в международных водах. Однако, несмотря на впечатляющие размеры этих кораблей, их взлётно-посадочные полосы выглядят крошечными в сравнении с наземными аэродромами. В настоящее время ВМС США эксплуатируют авианосцы класса «Нимиц» и более современные корабли класса «Джеральд Р. Форд». Длина кораблей обоих классов составляет около 333 метров (1092 фута), что сопоставимо с длиной трёх с половиной футбольных полей. Может показаться, что места для посадки самолёта предостаточно, однако длина самой посадочной полосы на каждом из них — всего около 91 метра (300 футов). Для сравнения, длина полос в коммерческих аэропортах варьируется от 1800 до 4900 метров.

Взлёт и посадка на авианосец

Многим после просмотра фильма «Топ Ган» может показаться, что они знают об авианосцах всё, однако в действительности новые корабли класса «Форд» оснащены передовыми технологиями, отсутствующими на их предшественниках. Чтобы самолёт мог набрать достаточную скорость для взлёта со столь короткой полосы, ему необходима помощь так называемой «катапульты». На кораблях класса «Нимиц» до сих пор применяются привычные по фильмам паровые катапульты, проверенные десятилетиями эксплуатации. Новейшие же авианосцы могут похвастаться электромагнитными системами EMALS. Данная технология преобразует электрическую энергию корабельных реакторов в мощное магнитное поле, позволяя разгонять самолёт до скорости свыше 240 км/ч. Такое решение оказалось более эффективным и экономичным по сравнению со старой системой.

-2

Процесс посадки требует от пилота высшего мастерства, потому что ему необходимо зацепить выпускаемым из хвостовой части тормозным гаком один из нескольких тросов-аэрофинишёров, натянутых поперёк палубы. Несколько тросов предусмотрены на случай промаха. Следует отметить, что это упрощённое описание сложнейшего процесса, требующего от лётчика невероятной точности и мастерства. Для облегчения процесса посадки авианосцы класса «Форд» были оборудованы усовершенствованной системой аэрофинишёра (AAG), которая менее требовательна в обслуживании и позволяет принимать на борт более широкий спект разных летательных аппаратов.

История появления угловой палубы

Первые авианосцы имели лишь одну взлетную полосу, проходившую строго по центру полетной палубы. В таких условиях взлет или посадка могла осуществляться только по одному самолету за раз, а если садящийся самолет промахивался мимо тормозного троса, он рисковал повредить корабль или даже столкнуться с другими машинами. Подобные ошибки обходились дорого и таили серьезную опасность как для пилота, так и для персонала на палубе.

-3

Прорывное решение было найдено в 1951 году капитаном британского Королевского флота. Посадочная полоса, смещённая под углом к оси корабля, давала пилотам самолётов, которые после Второй мировой войны становились всё тяжелее и быстрее, второй драгоценный шанс. В случае неудачного зацепа троса лётчик мог безопасно уйти на второй круг, просто набрав скорость и снова взлетев, вместо того чтобы врезаться в надстройки или упасть в воду. Более того, такое расположение палубы освободило дополнительное пространство, что и позволило организовать одновременные взлёты и посадки.

ВМС США незамедлительно взяли на вооружение эту концепцию. В 1952 году был модернизирован авианосец класса «Эссекс» — USS Antietam. Корабль стал своего рода испытательным полигоном, и успех превзошёл все ожидания, в результате чего угловыми палубами были оснащены ещё четырнадцать авианосцев этого класса.

Уважаемые читатели, если для вас данная статья была полезной, пожалуйста подпишитесь, это поможет начинающему автору и каналу в продвижении.