Участвовать в марафоне Книжной Юлы оказалось крайне занятно и приятно. Так что вот вам и вторая книга, прочитанная в рамках марафона "Что в имени тебе моём?"
Сегодня мы поговорим о книге, которая стала для меня настоящим открытием. Слышала я о ней уже давно, помню, мне ее даже рекомендовали к прочтению. Но руки все "как-то не доходили". Оно, может быть, и славно, потому что я не могу утверждать, что поняла бы ее так же , как сейчас, в школьные годы, когда впервые о ней услышала.
О чем книга?
Джонатан Ливингстон — чайка, что поражается узкому мышлению своих "соплеменников". Пока все чайки живут так, как принято ими: просто добывают остатки хлеба, брошенного с проходящего мимо корабля, Джонатан мечтает о долгих и быстрых полетах. Его охватывает страсть к совершенствованию, и Джонатан решает всецело отдаться искусству полета, стремясь увеличить скорость и продлить парение в небе. В определенный момент своей жизни он более не может мириться с правилами общества чаек. И из-за неповиновения оказывается изгнан из стаи.
Изгнанный из стаи, Джонатан ведет отшельничий образ жизни. Спустя какое-то время перед ним появляются две чайки и предлагают ему отправиться в высший совершенный мир чаек — на небеса, где он постепенно учится летать сквозь само пространство и время.
Через какое-то время Джонатан принимает решение вернуться на Землю и подарить шанс познать искусство полета таким же чайкам, как и он. Передав свои знания ученикам, Джонатан вновь исчезает в пространстве и времени.
О чем книга на самом деле?
На первый взгляд может показаться, что это история о чайке, которой надоело летать в стае в поисках еды. Чайке, что стремится познать искусство полета. Джонатан хочет летать выше, быстрее, лучше, красивее. И именно за это его изгоняют из стаи, объясняя такое решение тем, что "чайки так не делают".
Но если копнуть глубже — это история о поиске себя. О том, что происходит, когда ты вырываешься из той среды, в которой родился. Когда твои мечты и стремления оказываются непонятны и даже враждебны тем, кого ты считал своей "стаей". Когда все в одночасье рушится, но остается проблеск надежды на то, что все твои усилия не напрасны.
И я хочу вместе с вами окунуться еще глубже, как бы "прослеживая" путь Джонатана.
Если обратиться еще раз к сюжету и попробовать все структурировать, то путь Джонатана можно разделить на несколько важных составляющих.
1. Стремление
Всё начинается с внутреннего конфликта. Джонатан не может принять правила игры своей стаи, в которой полет представлен как всего лишь способ добычи пищи. Его душа рвется в небо ради самого полета: ради скорости, красоты, свободы; ради этих ощущений и самого процесса. И мы не можем назвать это обычным бунтом, мы называем это стремлением. Стремлением, сравнимым с жаждой. Жаждой найти тот самый смысл. Жаждой, что заложена внутри Джонатана.
Джонатан выделяется этой жаждой. И именно благодаря ей его мышление так сильно отличается от образа мыслей стаи. Герой задается вопросами, которые другим даже в голову не приходят: «Как высоко можно подняться? Как быстро можно лететь?»
2. Изгнание
И вот он итог его вопросов. Классическое развитие событий. Следствием искреннего стремления в обществе, которое это стремление никак не может понять, становится непонимание и отвержение.
Стая, что живет по инерции, живет только ради добычи еды, воспринимает его стремление как ничто иное, кроме как угрозу. Джонатана изгоняют из стаи вовсе не за плохие поступки. Его изгоняют за другой образ мышления. За то, что он нарушает "покой стаи". За то, что его желания не совпадают с желанием большинства. За то, что он другой.
Джонатана исключают за его инаковость. И это становится ключевым моментом, подтверждающим одну общую истину, которую проще всего увидеть в антиутопических романах: система отторгает того, кто вышел за рамки установленных системой норм и правил.
Изгнание всегда болезненно, но Джонатану оно необходимо. Для него изгнание становится шансом на то, чтобы сделать еще несколько больших шагов вперед.
3. Обретение учителя
Находясь на грани отчаяния, Джонатан впервые встречает не просто "мыслящих иначе", не просто таких же чаек, отличающихся от "стаи". Он встречает первых проводников. Две сияющие чайки, Чианг и его ученик, "раскрывают двери" перед Джонатаном в новый мир.
Они не просто учат Джонатана летать быстрее. Они показывают, что его потенциал может быть безграничен. И здесь важны вовсе не личности наставников Джонатана. Здесь важно само их появление, дарующее главному герою то необходимое, в чем он так нуждался в самом начале — надежду.
Появление наставников становится моментом надежды на то, что Джонатан такой не один. И на то, что такой сложный и тернистый путь уже кто-то прошел. И теперь можно встретить тех, кто будет говорить с ним на одном языке.
Он теперь не просто "другой". Он теперь часть "другой стаи", где система отличается от привычной. Где тебя не изгонят за "инаковость", а каждое стремление поддержат.
И это вселяет в Джонатана, как мне кажется, кое-что еще. Куда большее, чем надежда. Вселяет саму веру. Веру в лучшее, большее, значимое. И именно эта вера движет Джонатаном.
4. Настойчивый труд
Но даже в том мире, где возможности могут быть безграничными, совершенство и мастерство не могут быть дарованы так, как были дарованы надежда и вера.
И здесь, на мой взгляд, важно отметить особенность новой жизни Джонатана. На Небесах, в этом новом для него мире, он обретает магические способности. Но далеко не сразу, герой упорно трудится: день за днем он обучается новому, падает и вновь поднимается, получает одно знание за другим, которые ему передают его наставники.
И этот этап можно назвать "титаническим трудом": изо дня в день Джонатан развивается и совершенствуется, пока не достигает просветления.
Он не просто трудится: Джонатан как бы преодолевает собственные преграды, выходит за рамки "возможного" и "невозможного", переступает собственно установленную грань, продолжая двигаться к собственной цели — понять искусство полета.
5. Просветление
Просветление Джонатана наступает в тот момент, когда он окончательно переступает черту возможностей. Его физический навык трансформируется в метафизическое прозрение.
Джонатан осознает что-то совершенно "нереальное", что-то, о чем никогда ранее даже не смел подумать — вот оно разрушение внутренних преград.
Главный герой понимает, что его настоящее "я" — это вовсе не физическое тело. Это само сознание, все еще остающееся стремление летать быстрее и лучше, его воля, его крайне сильный и, можно даже сказать, могущественный дух.
Он понимает, что подлинное совершенство полета заключается вовсе не в скорости и не в высоте. Оно заключается в способности выйти за рамки понимания самого времени и пространства. Оказаться везде и сразу с помощью силы и мысли.
6. Наставничество
Финал пути Джонатана — это вершина, которая заключается в возвращении, чтобы помочь познать искусство полета другим. Джонатан принимает решение покинуть идеальный мир, чтобы вернуться к таким же, каким был он сам. К тем, кто изгнан за свою инаковость. И к тем, кто продолжает искать, скитаясь в одиночестве по скалистым берегам.
Джонатан становится не просто учителем, он становится именно наставником для одной чайки, а потом еще для одной — и так до первой "стаи", которую старается просвятить, показывая искусство полета одной птице за другой.
Джонатан не дает готовый ответ, он лишь указывает направление и помогает ученикам поверить в себя. Его целью становится вовсе не создание культа вокруг себя, а "взращивание" тех, кто однажды превзойдет его самого.
Но именно на вершине этого пути Джонатан сталкивается с тем, чего сам же и не хотел: его приравнивают едва ли не к божеству и годами позже, когда его первые ученики достигли желаемого и "ушли" из этого мира, он становится неким идолом.
Только вот в самом конце Джонатан вновь сталкивается с чайкой, что отличается от других стремлением узнать искусство полета, а не верить в существование кого-то "божественного". И вновь становится наставником, вселяя в "ученика" те самые надежду и веру, которые когда-то были дарованы ему.
Сам путь Джонатана Ливингстона представляет собой ничто иное, как путь исполнения мечты, как путь вечного самосовершенствования и достижения поставленной цели.
Перед Джонатаном была цель не просто летать выше, быстрее и лучше. Джонатан с самых первых страниц истории мечтал о большем — о преодолении собственной природы. Он ищет вовсе не скорость, он ищет само совершенство. А значит, стремится к куда большему — найти собственное предназначение.
Изгнание не становится для Джонатана наказанием, оно просто необходимо для освобождения. И Небеса становятся лишь этапом обучения — это не метафора рая, это метафора части долгого и изнурительного пути. Именно на небесах Джонатан меняет собственный образ мышления: он ломает выстроенные в разуме преграды, стремясь к достижению первоначальной цели — найти собственное предназначение. И ломая одну за другой, он все-таки то находит.
Предназначение Джонатана в просвещении других. И "рай" — это не место, это само сознание. И это сознание Джонатан не просто обретает сам, он передает его другим.
"Он — не кости, плоть и перья, но сама идея свободы и полёта, которая совершенна по сути своей и потому не может быть ограничена ничем".
Вершина пути Джонатана — это метафора самой свободы, в которой ты не бежишь от проблем, а преображаешь реальность вокруг себя через любовь к другим людям.
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — это не про то, как стать лучшим в мире. Она о том, как обрести свой собственный мир через верность себе, упорный труд, преодоление страха одиночества и служение тем, кто ещё в пути.
Почему «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» цепляет за душу?
Это история о свободе. Не о той, которая подразумевает под собой "делай, что тебе хочется". А о внутренней свободе. Свободе быть собой, даже если это значит быть таким одним. Главный герой следует собственному внутреннему зову, преодолевая одну преграду за другой.
Это история о пути к совершенству. И она вовсе не о том, чтобы быть "лучше других". Она о том, чтобы стать лучшей версией самого себя. Джонатаном не движет слава, — и подтверждением тому будет эпизод, где он просит ученика сделать так, чтобы его не превратили в идола, в какое-то божество — им движет стремление познания нового, другого, кажущегося нужным и необходимым.
Это история про учителей и одиночество. Путь Джонатана — это "маленькое" напоминание о том, что пути к предназначению могут очень часто сопровождаться одиночеством. Но рано или поздно мы все равно может найти тех самых, кто будет говорить с нами на одном языке. Или тех, кого мы сможем научить, кому мы сможем передать наши знания.
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — это не книга-ответ. Это книга-вопрос, обращённый прямо к читателю: «А ты летаешь так, как можешь? Или довольствуясь тем, что кидаешься за рыбой со всеми?».
Это та книга, которую стоит перечитывать в те моменты, когда кажется, что ты сбился с пути. Она не даст готового решения, но напомнит, что высота, свобода, скорость и это "стать лучше" не где-то снаружи, оно внутри нас. Нужно только расправить крылья и полететь, разрушая преграды внутри самого себя.