Давайте на секунду вернёмся в тот самый финал. Пустынная местность, гигантские линии электропередач гудят от напряжения. Два детектива ждут развязки дела, которое стоило им всего. Появляется фургон, коробка... и один из самых сокрушительных финалов в истории кино.
А теперь представьте, что всего этого не было. Никакой головы в коробке, никакого выстрела, продиктованного чистой яростью. Вместо этого - банальная гонка на время, героический поступок другого персонажа или, что совсем дико, голова собаки. Фильм Дэвида Финчера "Семь" мог закончиться совершенно иначе, и каждый из альтернативных вариантов увёл бы его от статуса культового триллера в ряд обычных дектективов девяностых. Студия, актёры и даже сам режиссёр тянули одеяло на себя.
Приготовьтесь, сейчас разберём семь концовок, которые чуть не случились.
Герой, которого мы не просили
Что если бы спусковой крючок нажал не доведённый до ручки Миллс, а всегда спокойный и рассудительный Сомерсет? Такой вариант действительно существовал, и он был одним из первых предложений. Логика в этом есть: именно Сомерсету Трейси доверила тайну своей беременности. Он единственный, кто видел в ней не только жену напарника, а близкого человека. Он первым заглядывает в коробку и осознаёт весь ужас произошедшего.
Представьте эту сцену. Сомерсет видит содержимое, его лицо каменеет. Он поднимает пистолет и хладнокровно убивает Джона Доу. На раскадровках к этому моменту даже была прописана реплика, от которой веет дешёвым боевиком. Миллс в шоке кричит: "Что ты наделал?!", а Сомерсет бросает через плечо: "Я ухожу на пенсию". Занавес.
Кстати, именно этот финал предпочитал Морган Фриман. По его мнению, такой поворот позволял Миллсу сохранить себя, не сломаться окончательно и, возможно, продолжить борьбу. Но Брэд Питт был категорически против. Он справедливо считал, что Миллс, потеряв всё, никогда не смог бы прийти в себя. Его реакция должна была быть животной, инстинктивной, а не сдержанной. В другом черновом варианте сценария Эндрю Кевина Уокера всё было ещё драматичнее: Сомерсет пытается остановить Миллса, достав нож, но тот в ответ стреляет в напарника, а уже потом убивает Доу. Фильм бы закончился сценой в больнице, где Сомерсет читает записку от Миллса со словами "ты был прав".
Голливуд наносит ответный удар
Студийные боссы панически боялись мрачного финала. Голова в коробке? Главный герой вредит себе? Это казалось им коммерческим провалом. Поэтому они выдвинули своё видение - традиционный голливудский "хэппи-энд". По их задумке, Джон Доу не убивал Трейси, а похищал её. Финальный акт превращался в стандартную гонку со временем, где отважные детективы должны были спасти жену и будущего ребёнка из лап маньяка.
В конце, разумеется, злодей повержен, а семья Миллс воссоединяется, готовая к долгой и счастливой жизни. Звучит как сценарий для совершенно другого фильма, не правда ли? К счастью, и режиссёр, и исполнитель главной роли были готовы сражаться за оригинальную идею. Брэд Питт, прочитав первоначальный сценарий, поставил студии ультиматум. В его контракте было два жёстких условия. Первое: "Голова остаётся в коробке". Второе: "Он должен застрелить убийцу в конце. Он не поступает 'правильно', он поступает под влиянием страсти".
Это был тот самый случай, когда настойчивость актёра спасла фильм. Но студия не сдавалась и предложила компромисс, который оказался ещё более нелепым. Если уж так нужна голова в коробке, рассуждали продюсеры, то пусть это будет... голова собаки. Да, они всерьёз считали, что так Миллс выглядел бы "более героическим", а зрители не ушли бы из зала с тяжёлым сердцем. Это предложение превращало трагедию в фарс и обесценивало всю концепцию семи смертных грехов, где Гнев Миллса должен был стать финальной, самой разрушительной точкой.
Пламя в церкви и потерянный финал
Ещё до того, как Дэвид Финчер занял режиссёрское кресло, проектом интересовался Джеремайя С. Чечик, известный по "Рождественским каникулам". И у него было своё, совершенно иное видение финала. Никакой пустыни, никаких коробок. Действие переносилось в заброшенную церковь.
В этой версии Миллс и Сомерсет выслеживали Джона Доу именно там. Маньяк поджигал здание, связывал Миллса и, завидуя его жизни, вырезал на груди детектива крест. Сомерсет успевал застрелить Доу, но было уже поздно - Миллс погибал от ран. Финал оставлял в живых Трейси, которая, убитая горем, уезжала из города. Сомерсет лишь просил её позаботиться о себе и о ребёнке.
Этот сценарий уже считался основным, и именно его студия рассылала кандидатам. Финчеру же по ошибке отправили самый первый, оригинальный черновик Уокера - тот самый, с головой в коробке. Когда режиссёр выразил интерес, ему поспешили объяснить, что это не та версия, и прислали "правильный" сценарий с церковью. Финчер ответил коротко: "Нет, в таком виде мне это не интересно". Одно счастливое недоразумение определило судьбу всего проекта.
Последний монтаж: выстрел и тишина
Даже когда все договорились, что голова в коробке остаётся и стреляет именно Миллс, споры о последних кадрах не утихали. Команда сняла несколько вариантов кульминации. Один из них был "смягчённой" версией того, что мы видим в кино, но тестовые показы показали, что зрителям нужно больше напряжения, и сцену сделали более интенсивной.
Однако у самого Дэвида Финчера была другая идея, ещё более радикальная. Он хотел, чтобы фильм обрывался в ту самую секунду, когда Миллс нажимает на курок. Выстрел - и мгновенный переход в чёрный экран. Никакой последующей сцены с арестом, никакого монолога Сомерсета, никакой цитаты Хемингуэя.
Это был бы мощный, шокирующий ход, но студия наотрез отказалась. Они посчитали такой финал слишком жестоким по отношению к аудитории. Именно из этих споров родился тот эпилог, который мы знаем. Финчер, по его признанию, не в восторге от цитаты про "мир - прекрасное место, и за него стоит бороться", но этот момент даёт зрителю хоть какой-то островок для рефлексии после пережитого мрака.
Так, через битвы с продюсерами, ультиматумы актёров и счастливые случайности родился один из величайших финалов в кино. Путь к нему был вымощен странными, нелепыми и откровенно плохими идеями. И глядя на них, понимаешь, насколько хрупким может быть произведение искусства и как легко оно могло свернуть не туда, оставшись в истории просто очередным триллером, а не фильмом, который заставил миллионы людей по всему миру задаться вопросом: "Что в коробке?".
На этом у меня сегодня все! Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!
И до встречи в следующем выпуске!