В советское время во времена правления Иосифа Сталина была своя «золотая молодёжь». И по Рублёвскому шоссе и тогда располагались дачи важных чиновников – куда ни ткни пальцем, всюду жили то наркомы, то министры. Только вот дачи их были государственными. А узнав о попытках некоторых владельцев расширить свои дома деревянными пристройками, глава государства подписал указ с новыми нормативами на такие дачи – не больше 4 комнат для холостых чиновников, и не больше семи – для семейных.
Интересно, когда началась Великая Отечественная война, как сложились судьбы «золотых деток» этих людей? Быть может, они отправили их в дальние тылы? Или ещё лучше – за границу? Хотя бы в сторону Китая. Здесь лучше всего обратиться что называется к «первоисточнику» – воспоминаниям человека, который и в высших управленческих кругах мог тогда общаться, и с детишками наркомов и партийных начальников был знаком аж с самого детского садика. Это приёмный сын Иосифа Виссарионовича – Артём Сергеев. В беседе с корреспондентом Екатериной Глушик он говорил о многом очень откровенно, а она сумела сохранить записи и сделать из них книгу.
О том, что оба сына Сталина воевали и один из них погиб в концлагере более-менее известно. Сам Сергеев начал войну с 26 июня 1941 года командиром артбатареи и закончил в мае 1945 года. Был 24 раза ранен. Девять раз награждался орденами и множество – медалями. Посмотрим, а что же другие сыновья и дочери с элитных дач?
Николай Шверник после войны занял высшую должность в государстве – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В войну отвечал за эвакуацию промышленности на восток страны. Вот где была полная возможность отправить своих близких как можно дальше от фронта. А его жена и дочь всю войну проработали в военном госпитале. Там супруга 8 месяцев старалась поставить на ноги азербайджанскую девушку-снайпера. Когда это наконец удалось, она настолько привязалась к девчонке, что Шверники её удочерили.
Старый большевик Фёдор Никитич Самойлов поддерживал партию ещё задолго до революции. Ему была представлена дача среди партноменклатуры. Сын Алексей погиб на фронте уже в 1941 году. В этих же местах жила семья ещё одного старого коммуниста Андрея Андреева. Его дочка всю войну работала в эвакуационном госпитале.Сын Владимир воевал на бомбардировщиках дальнего действия.
Государственная дача была и у члена Политбюро ЦК партии Анастаса Микояна. Своего среднего сына Владимира он потерял в 1942 году, когда его истребитель был сбит фашистами. Парню было всего 18 лет. Ещё двое, Степан и Алексей, тоже крепко гоняли хвалёных немецких асов в воздухе. Оба сильно разбились и были что называется «собраны по косточкам». Старший остался в авиации и после войны, испытывал новую технику. Ивану (Вано) было в войну всего 14 лет. Но и он отправился с братьями на фронт. Служил механиком на аэродроме. А после войны стал одним из создателей МиГ-29. Ещё один, Серго, в то время учился в школе.
Семье Климента Ворошилова дачу от государства выделили в селе Неклюдово. В его семье воспитывался оставшийся сиротой сын старого революционера – Тимур Фрунзе. Их выпуск, не прошедший полное обучение планировали отправить в войска ПВО вблизи столицы. Но Тимур, которому совсем недавно исполнилось 18 лет, устроил скандал. Как он, боевой лётчик пойдёт под Москвой сидеть! Был согласен пойти хоть в пехоту, только на передовую. Его всё-таки взяли. А в 1942 году пришла похоронка. Племянник Климента Ефремовича, Николай Щербаков, окончил ускоренные артиллерийские курсы и отправился на передовую. Погиб в 1945 году. Родных по крови детей у Ворошилова не было.
У будущего главы государства Никиты Хрущёва государственная дача была недалеко от посёлка Ильинское-Усово. И сын Леонид за высокую должность отца во время войны не спрятался. Что бы про него ни говорили, был настоящим боевым лётчиком. И в первый год войны получил тяжёлое ранение. А в 1943 году вероятнее всего погиб в бою.
А вот в упоминании Сергеева тоже владельцы элитных дач, но так скажем руководителей «рангом поменьше». Хотя тоже – с Рублёвки. У секретаря Московского комитета партии Кулькова на младшего Бориса «похоронка» пришла в 1941 году. Старшему Александру повезло больше – он вернулся, вот только без ноги.
Ещё несколько достойных сынов своих родителей. У зам. Наркома лесного хозяйства Рудакова сын отправился на войну добровольцем. Пал в боях. У Николая Васильевича Разина, который строил укрепления на многих фронтах войны, будучи в личном распоряжении Народного Комиссариата обороны, сын воевал пехотинцем. После ранения 8 месяцев лежал в госпиталях на грани жизни и смерти. С трудом выкарабкался.
В закрытой ныне Барвихе была во времена Сталина дача у начальника главного управления авиапрома Баранова. Он, как и миллионы простых людей, не дождался своего сына с войны. Здесь же недалеко жило семейство секретаря Верховного Совета СССР Горкина. Сын Юрий имел бронь от службы по болезни. Но пошёл добровольцем, попал в окружение и смог добраться до партизан. С ними сражался два года.
По другим источникам известно, что сын Лаврентия Павловича Берии, Серго, выполнял особые задания по поручению главы государства и своего отца за рубежами страны. С 1942 года хотя и учился в Ленинградской академии связи, но всё также тихо исчезал и затем появлялся после выполнения длительных секретных поручений. Учитывая его высочайший профессионализм, все поручения выполнялись успешно и дожил до конца войны.
Вот такие были дети из «особых» семей во времена, когда страной правил Сталин. Но какие-то же всё-таки у них были привилегии? Рассказывает Артём Сергеев и об этом – они могли поступить в специальные артиллерийские или лётные школы. Чтобы после них суметь успешно поступить в военное училище и защищать свою Родину. Чего же больше всего боялись, что было главным позором для такой молодёжи? Того, что невзирая на должности родителей в такую школу точно не приняли бы тех, кто плохо учился. Пример этому, воспоминания Артёма о том, как переживал Василий Сталин – а вдруг не возьмут из-за плохого поведения и троек? Что он скажет тогда отцу? Это же позор на всю страну, если в армию не возьмут из-за проблем в учёбе сына Сталина. Но всё же он сумел выправиться и отбор в лётчики прошёл.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
С каждой Рублёвской (и иной) дачи государственного руководителя, где были дети соответствующего возраста, их провожали на войну наравне с любой советской семьёй. За спинами народа они не прятались. Сражались за Родину достойно и вернулись не все. Так что если возникнет у современного кинематографа новое желание снять фильм про беспутных детей кремлёвской элиты в военное время – верить точно не стоит. Потому что была эта молодёжь действительно золотой (без всяких кавычек). Только не богатством родителей, а патриотизмом, смелостью и несгибаемым духом.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.