Найти в Дзене

Публикуем текст письма о восполнении пробела в правовом регулировании порядка установления санитарно-защитных зон для производств III класса

Публикуем текст письма о восполнении пробела в правовом регулировании порядка установления санитарно-защитных зон для производств III класса опасности. Письмо отправлено СППР на имя главного санитарного врача, руководителя Роспотребнадзора Поповой Анны Юрьевны.

Уважаемая Анна Юрьевна!

Общероссийская общественная организация «Союз пчеловодов - промышленников России» (СППР) ознакомилась с двумя ответами Роспотребнадзора (письмо начальника Управления контрольно-надзорной деятельности Шевкуна И.Г. от 12.05.2025 № 09-6734-2025-40 и от 06.06.2025 № 09-8191-2025-19) на наше обращение.

В обращениях СППР было указано на пробел в праве, который возникнет с 01.09.2025 в части порядка установления СЗЗ вокруг производств, где применяются пестициды, установление которых в настоящее время регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В настоящее время в соответствии с разделом II СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для объектов I - III классов опасности должен разрабатываться проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Обработка сельскохозяйственных угодий пестицидами с применением тракторов относиться к производствам III класса опасности. При этом для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности окончательные размеры санитарно-защитных зон должны быть установлены или изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Однако, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 утрачивает силу с 1 сентября 2025 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение также допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

Также 1 сентября 2025 года утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»(Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

Статьей 106 ЗК РФ с 04.08.2018 установлены новые требования к положениям Правительства РФ о зонах с особыми условиями использования территорий. Указанная статья ЗК РФ применяется с особенностями, установленными ст. 26 ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 23.06.2025 вступят в силу «МР 2.1.1.0358-24. 2.1.1. Планировка и застройка населенных мест. Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.12.2024).

Однако в названных документах, которые будут действовать после 01.09.2025 порядок, аналогичный порядку, установленному СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не регламентирован.

По поводу изложенной проблематики в письме Роспотребнадзора от 06.06.2025 содержался ответ: «При актуализации санитарных правил и санитарной классификации Ваше обращение по вопросу сохранения требований части положений СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 будет проанализировано.».

Однако выводов по результатам соответствующего анализа до СППР доведено не было. Соответственно, расцениваем ранее данные ответы Роспотребнадзора как промежуточные.

С учетом вышеизложенного настаиваем на разработке нормативного правового акта, регламентирующего порядок установления санитарно-защитных зон вокруг сельскохозяйственных производств, на которых применяются пестициды, взамен утрачивающего силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.