Спустя уже столько времени все же решился немного осветить прогресс разработки и обновлений игры SurrounDead. Ранее (год назад) по этой игре я снимал полноценный видос в формате первого взгляда. С тех пор в игре есть прогресс и изменения, о которых сегодня и поговорим уже в формате статей "Стоит ли?". Сейчас игра стоит порядка 460 руб. в Steam и мы выясним действительно стоит ли она этих денег или стоит таки пропустить данный продукт мимо (быть может до релиза).
Но перед тем, как мы подойдем к сути, хотелось бы прояснить насчет "хомяка". Я раскрывал немного определение "хомячества" в статье про DayZ. Вкрадце расскажу, что это значит. Игры про выживание в условиях зомби-апокалипсиса - это уже не просто жанр, а целая веха в игровой индустрии. Игр этих на любой вкус и цвет на просторах Steam. Большинство из этих игр сетевые. Т.е. есть сервера, где люди играют толпами, месят зомбей и друг друга, выживают как могут, строят базы. Сервера эти делятся на PvP (player vs player) и PvE (player vs environment). PvP - сервера, где разрешено убивать других игроков и противодействие друг другу никак не возбраняется, а является частью игрового процесса. PvE - сервера, где нападения друг на друга запрещены или запрещены отчасти - есть отдельные зоны, где это не возбраняется. Вот игроков PvE-серверов часто называют "хомяками" за редкостную любовь тащить все, что не приколочено к себе на базу и складировать там в ужасающих количествах. Эти базы зачастую служат первопричиной багов на всех ПВЕ-серверах. А вот какое отношение эта терминология имеет к игре - обсудим ниже.
История
Традиционно начнем с истории создания. SurrounDead вышла в ранний доступ Steam в 2022 году. Разработчиком выступил(и) никому неизвестный инди-разраб под ником Survivor. Издается игра, собственно, таким же издателем PlaySurrounDead, которого видимо учредил сам разраб или студия. По последним данным над игрой работает несколько человек из Королевства Нидерланды. При этом связаться с основным разработчиком не так просто - на вопросы отвечает community manager под ником Wholf. Возможно позже с ним удастся связаться и прояснить у него некоторые вопросы касательно игры в формате интервью.
Как видно - игра уже как 3 года находится на прилавках Steam. Но все эти 3 года ее популярность была... скажем так... весьма сомнительно. Игра обрела основной костяк сообщества в 200-300 человек (они же и были одновременно ее онлайном). Однако, мы все понимаем, что это ни о чем. Год назад я застал игру в своем видео уже в более доделанном виде. И казалось бы - попробовал - снял - забыл и сделал refund. Но я решил дать игре шанс, потому как вижу в ней потенциал развития и вижу работу команды.
Как бы то ни было, игра хайпанула только в мае 2025 года. Хайпанула после первого действительно крупного обновления и патча. И вроде бы ничего такого разработчики не добавили - прибавилось точек спавна, несколько улучшились эффекты и графика в целом, был скорректирован ИИ и цены у торговцев. Но в совокупности с другими более мелкими обновлениями, она действительно сильно ушла вверх. Когда я вернулся в нее, то обнаружил кучу нового контента и механик, которых ранее в ней не было. И если в первом взгляде она ощущалась какой-то пустой, то сейчас она действительно ощущается как небольшой но приятный выживач. О выживаче надо сказать отдельно. По самой игре видно, что разработчики провели некое исследование survival-игр, в ходе которого, вероятно, выяснили, что нравится игрокам в "выживалках". Тут точно можно встретить что-то от DayZ, что-то от Project Zomboid, что-то от 7 Days To Die. Видимо сами разработчики играли во все эти игры и постарались взять оттуда самые вовлекающие моменты. Все это + скидки в Steam помогли увеличить аудиторию игры на 2000%, что является одним из рекордов площадки.
Сюжет и геймплей
Я редко объединяю эти разделы в один. Но тут уж не судите строго - как такового сюжета в ранней версии игры нет. О сюжете можно сделать вывод уже в ходе непосредственно игры. Известно, что миру наступил "пушной зверь", что произошло это классическим образом через зомби-апокалипсис. Но каким-то образом наш герой жив и здоров. И теперь он находится на неизвестной (пока) территории с минимумом вещей, необходимых для базового выживания. Судя по разбросанным по карте карантинным зонам и блокпостам - конец мира произошел не неожиданно, а все началось с заражения и первых инфицированных, которых как-то пытались определить, изолировать и возможно даже лечить. Но не помогло и инфекция распространилась повсюду. Также иногда можно встретить остатки военной техники и даже неразорвавшиеся ядерные бомбы, а также места высокой радиоактивности. Это свидетельствует о том, что все тотально вышло из-под контроля настолько, что власти даже решились на крайние меры - сжечь инфекцию и зараженных в ядерном огне. Также на карте можно встретить особые зоны primaty и secondary infestations, которые говорят о том, что не смотря на то, что почти все вокруг уже подверглось заражению, вирус все равно продолжает развиваться и мутировать. Но люди, тем не менее, смогли выжить. Часть из них начала даже основывать поселения, представляющими собой некие безопасные зоны. Часть (в основном из бывших заключенных и прочих слоев криминалитета) - принялась воевать и грабить ради выживания - всё, в конечном итоге, предсказуемо.
В начале игры нам предложат создать персонажа. Это процесс не шибко тяжелый - все стандартно. Выбираем внешность, начальную одежку и пр. В начале игры нас заспавнит в произвольной зоне на довольно большой карте. Да - карта тут действительно большая. Хотя изначально так не скажешь - иллюзорно кажется, что не такая уж она и здоровая. Но поверьте - на ней есть множество различных точек интереса и заскучать она не даст.
Как и во всех выживачах, тут мы имеем дело со статусными показателями. Есть голод, жажда, НР, выносливость, а также показатель радиоактивной зараженности. Голод и жажда понятно - надо искать еду и (желательно) чистую воду и восстанавливать данные показатели. Иначе по достижении нуля, наше здоровье будет убавляться. НР восстанавливаются через медикаменты. Однако, есть навыки, которые могут автоматически восстановить 80% здоровья при условии, что показатели голода и жажды в норме. Опять же восстановление будет идти за счет этих показателей. Выносливость восстанавливается автоматически, если не предпринимать никаких действий, на что она уходит (быстрый бег, прыжки, паркур и пр.). Но выносливость можно восстанавливать несколько быстрее, употребляя разного рода энергетики и специальную пищу. А вот радиация - это нечто новое. Показатель радиации, а если точнее, то сопротивляемости радиации, можно восстановить в игре только специальными препаратами. Мы хапаем радиацию, когда находимся без средств защиты в зараженных зонах. Средства для защиты бывают разные - в основном это разного рода респираторы и противогазы. Главное только следить за качеством используемых фильтров.
Но статусные показатели это далеко не все. У нашего персонажа есть также шкала опыта и набираются уровни. Опыт мы получаем, в основном, за убийство зомби, местных бандюков да боссов. По накоплению необходимого числа опыта имеем +1 lvl и +1 очко перков. А очки перков тут можно потратить... на прокачку. Правда... древо прокачки тут не такое уж впечатляющее, но думаю, что к моменту полноценного релиза игры этот момент будет поправлен и оно куда больше расползется в ширь. А перки тут весьма полезные. Какие-то позволяют вскрывать более сложные замки (да - этим тут тоже придется заниматься ради получения более дорогого лута), какие-то дают регенерацию здоровья до определенного уровня, какие-то увеличивают скрытность или урон от атаки. Все перечислять уж не буду, но перки есть и это главное. Также есть и пассивные навыки (как та же скрытность), прокачать которые можно при помощи специальных книг, которые можно найти на карте или же купить у специализированного торговца.
И, пожалуй, самое главное место в этой игре - инвентарь! Он тут есть и он... похож на инвентарь персонажа в DayZ SA. Т.е. у вас есть разного рода одежда. У одежды есть определенное количество слотов, где можно хранить предметы. Каждый предмет занимает от 1 слота и может быть разных габаритов, так что распределение вещей тут придется делать похлеще чем в каком-нибудь "Таркове". В игре есть различные контейнеры и рюкзаки, позволяющие расширить возможности переноски вещей. Однако, при этом вес вещей не учитывается (возможно пока). К тому же никто не мешает создавать "матрешку" из рюкзаков прямо у себя в инвентаре, расширяя его до вместимости черной дыры. В DayZ данный момент считается багом и всячески порицается сообществом, но в SurrounDead это норма и основа "хомячьей" жизни. Эта возможность была очень положительно воспринята сообществом и из возможного бага уже превратилась в фичу, от которой, возможно, разработчики и не откажутся до самого релиза. И... скажу вам, в этом есть что-то очень интересное. Помимо слотов под разные вещи у нашего персонажа есть 2 слота под прикладное (ну или просто большое) огнестрельное оружие, слот под пистолет, слот под оружие ближнего боя, стандартные слоты под головной убор, куртку, штаны, ботинки, перчатки, маску (туда также устанавливается противогаз или респиратор). Из особенностей тут стоит отметить отдельные слоты под контейнер (!), GPS, бинокль, компас. В слот для контейнера можно вставить какое-нибудь "тематическое" хранилище. По миру разбросаны, например, ланчбоксы, в которых можно хранить еду или ящики для боеприпасов.
Инвентарь дело интересное - это тут несомненно. Однако, в игре есть еще и техника и ее куча. От обычных городских седанов до монстер-траков и различной военной техники. Машины можно найти в разном состоянии с различным уровнем топлива на карте, преимущественно на дорогах. Ремонтируется техника не как в Project Zomboid (где можно прям механика отыгрывать), а более просто. Нам нужно только наличие специального ремонтного набора (скрафтить или купить который не так-то и просто). Для заправки нужны канистры с топливом. Ушатываются машины довольно легко. Но я заметил, что количество повреждений также зависит от вида машины - военная техника так-то получает повреждения куда неохотнее. Повредить машину можно при столкновении с зомби и с препятствиями на высокой скорости, в воде или от выстрелов противников (об этом несколько позже поговорим). У каждой машины свой размер инвентаря. У какой-то он больше, у какой-то меньше. Также, недавно разработчики добавили возможность буксировки машин. По крайней мере на военной технике и "утилитарках" (буксирах) данное нововведение проверено - работает.
Никто не запрещает нам также создать собственную базу. При чем где угодно. И возможностей по ее постройке и кастомизации тут будет даже побольше чем в том же DayZ SA. По миру мы будем находить различные функциональные и просто эстетичные элементы фурнитуры - шкафы, ящики, заборы, фонари и т.п. Их смело и просто можно установить на своей базе. Большинство из этой фурнитуры действительно функциональна. Куча различных контейнеров для хранения, всяких осветительных средств, диванов, стульев и пр.
А что не нашли - создайте сами. Тут есть крафт. Достаточно простой, чтобы разобраться с ходу - персонаж может создавать сам по себе базовые вещи (перевязки, костры, спальники и пр.). Если надо создать что-то более технологичное, то понадобятся верстаки, которые также можно установить на базе и ни в чем себе не отказывать. Естественно - для того, чтобы что-то создавать нужны ресурсы. С этим проблем нет - дерево можно нарубить при наличии топора, металл можно получить, разбирая машины, бетон можно найти на различных стройках и магазинах в городах. Есть все инструменты, чтобы превратить свою базу в неприступную крепость.
Теперь поговорим об оружии. Вооружение в зомби-выживалке - это, пожалуй, одна из самых важных составляющих игры. И тут оно есть и есть во весьма внушительных количествах. При этом, оружие тут также может сортироваться по редкости. Совсем редкие экземпляры отмечаются в инвентаре желтым цветом (совсем как в какой-нибудь aRPG). Вообще с оружием проблем нет. Базовое оружие вроде дробовика и какого-никакого пистолета можно найти даже на трупах зомбей. Рукопашное оружие вообще валяется чуть ли не в каждом доме - биты, сковородки, трубы... да что угодно. С патронами ситуация немного тяжелее - периодически вы таки можете испытать их дефицит. Поэтому - там где можно экономить - лучше сэкономить и вломить одиночно плетущемуся мертвецу с палки. Оружие также можно модифицировать. Рукоятки, прицелы, ЛЦУ - если у ствола есть соответствующий слот под это оборудование, то его можно смело занимать. Чувствуется оружие нормально. Не сказал бы, что ощущается такой "импакт" от выстрелов, от которого прямо ловишь кайф, но негативных реакций стрельба не вызывает. Оружие брыкается, отдает хлопками на округу и... ломается. За стволом тут надо периодически следить, чтобы не дай Бог оно не развалилось у вас в руках или не дало клина в решающий момент. Зараженные на оружие реагируют соответствующе. Затеяв в городе сильную шмальбу без глушителя есть риск собрать у себя в непосредственной близости вечеринку в несколько десятков зомби.
Что можно сказать о зомби... и не только... о противниках, в общем. Они тут есть и ИИ их поначалу кажется весьма туповатым и безобидным для видавших виды выживальщиков. Однако, первое впечатление обманчиво... С одной стороны они реагируют как стандартный паттерн противника на Unity. Есть триггер в виде шума, визуального контакта или урона - они начинают двигать в вашу сторону, упираются в стенку и тупят... казалось бы. Я так тоже сначала думал и отстреливал их кучами, ничего не опасаясь. Иногда делал это со своей машины... ведь они же низко - ничего не сделают. А потом вдруг неприятно для себя обнаружил, что они способны (и еще как) на поиск пути до цели, в том числе и через сложные многоуровневые коридоры. Обнаружил я это словя несколько тычков от мертвых ночью в спину, находясь от них на несколько этажей вверху. Был до паники удивлен, что не так они и тупы как кажутся. Да вообще кажется, что ночью их интеллект несколько возрастает и они становятся... более шустрыми. Зомбей тут несколько видов. Есть обычные, которые ходят и ползают. Есть и те, что бегают и бегают много быстрее вас. Есть радиоактивные, которые способны снижать ваши показатели и долго жить. Есть те, кто подло взрывается в самый неподходящий момент (преимущественно тогда, когда вы решите приблизиться к трупу, чтобы попытаться их залутать). Но есть отдельная категория зомби - боссы. Их так же несколько видов и они достаточно сильные противники. Встретить их можно в различных точках интереса и при прохождении ивентов. В целом зомби тут - основной вид противников и не смотря на якобы тупость, когда целая толпа зомбей будет гоняться за оленем и будет потом долго еще безуспешно рвать бездыханное тело, они могут подкинуть весьма неприятный сюрприз, переключившись на вашего персонажа ни с того ни с сего.
Отдельно стоит отметить и таких противников как люди. Да - враждебные NPC тут тоже появились. И они способны доставить немало хлопот. В основном это местные рейдеры - бывшие заключенные и всякие маргиналы. Их условно можно поделить на тех, кто будет очень быстро бежать до вас, размахивая мачете и тех, кто будет стрелять в вас из оружия с различной точностью. И тут все тоже неоднозначно и вариативно. Встретившись с такими раз, я их быстро развалил. На следующий раз они стреляли настолько метко, что я было унес ноги, то они снайперски достали до персонажа с дробовика метров с 200. В 3й раз они просто устроили засаду на дороге, разрядившись полностью в мою машину и продолжали преследовать, даже после того как окончательно вывели авто из строя. Но подобные стычки добавляют разнообразия и не дают расслабиться в игре. К тому же - это отличный способ разжиться редкими модулями для оружия, боеприпасами и стволами.
Раз уж коснулись темы ивентов, то их тут есть. Конечно, я успел увидеть далеко не все, но о некоторых можно рассказать. Самый, наверное, базовый для большинства игр, начиная с DayZ - крушение вертолета (helicrush). Находясь в игре можно услышать звук взрыва (в зависимости от дальности от него) и получить сообщение что мол "в таком-то районе упал вертолет". Вертолеты эти бывают военными, снабжения, спасателей и пр. По прибытии на место предстоит сначала очистить район от сбежавшихся ходячих, а потом залутать ящики рядом с обломками.
Сброс снабжения (airdrop). На карте можно услышать звук летящего самолета, который сбрасывает на карту 2-3 контейнера на парашюте. Это могут быть контейнеры с боеприпасами, снабжения или с медициной. На местности они отображаются дымами разных цветов, а на карте будут соответствующие отметки.
Первичное заражение (primary infection). Зоны с повышенной радиацией (как правило), где по лору игры началось первое заражение. В этих зонах обитают усиленные зомби и боссы. А в этих зонах есть несколько областей с "коконами" вторичного заражения и большим "коконом" первичного. Цель такова - уничтожить сначала вторичные, а потом заняться первичным. После каждого уничтожения их можно обыскивать на предмет полезного лута. Но при получении урона уровень радиации будет усиливаться а на помощь к ним будут стекаться и возрождаться новые мертвецы.
Временные лагеря. Также на карте можно найти отметки временных лагерей. Лагерей выживших, бандитов или военных. В лагере выживших будет много обычных зомби и в самих них можно найти и оружие и различные припасы. В лагерях бандитов можно нарваться на... бандитов, естественно (иногда их можно застать дерущимися с зомби). В лагерях военных или "зонах дезинфекции" повышенный фон радиации. Тут можно нарваться на усиленных зомби и боссов, но и собрать топовый военный и медицинский лут.
И так далее. Повторюсь - не все ивенты я смог изучить более подробно и это возможно лишь при более продолжительной игре. Но они тут есть и это замечательно.
Помимо злых местных жителей тут есть и вполне себе нормальные люди, обитающие в безопасных зонах (safe zones). По мне это полный аналог торговых зон из Deadside или трейдеров из модового DayZ. Т.е. на карте есть места, где NPC и другие игроки не могут атаковать игрока и где он находится "в домике". Вся карта условно разделена на разные районы-биомы и в каждом есть по крайней мере 1 такая зона. В этой зоне есть уголки, где можно перевести дух, скрафтить какие-либо базовые вещи, приготовить еду, набрать воду, а также поторговать. Торговцы тут есть на любой вкус - торгуют оружием, компонентами, книгами, едой и пр. Есть черный торговец, который может продать "кота в мешке" в виде закрытых кейсов, в которых может оказаться рандомный лут. Может повезти и в таком кейсе окажется редчайшая топ броня. А может, что там окажется пара помидоров. Все зависит от случая. Но бывает, что для продажи предметов за кровные баксы, ехать никуда не надо. На карте можно встретить странствующих торгашей, которые имеют весьма разношерстный ассортимент всякой всячины (зачастую невероятно полезной).
Это далеко не всё, чем можно себя занять в игре и она точно заберет вас из реальности на несколько вечеров, а то и дней. Но основной геймплей, тем не менее, я расписал.
Обновления
Немного поговорим о последних обновлениях. Сейчас контент игры обновляется стабильно раз в 1-2 месяца. Не смотря на ранний доступ. Посмотрим, что разработчики добавили за период июль-сентябрь 2025 года:
- добавлено более 400 точек спавна зомби;
- новое оружие SCAR-H, P90, MP7 с соответствующими магазинами и боеприпасами;
- новая система частиц (брызги крови, вспышки и пр.);
- скорректированы спавны редкой экипировки;
- добавлено много новых крафтов;
- исправлена анимация тел;
- добавлена механика рыбалки;
- сделаны бункеры - новые ивентовые локации;
- добавлены маскировочные костюмы (гилли) и противогазы;
- добавлены новые возможности режима "песочница";
- переделаны характеристики всего оружия, особенно дробовиков;
- исправлено множество багов и проблем производительности.
Как видно - за несколько месяцев игра действительно обрела много дополнительного контента. Разработчики действительно работают над игрой и я очень надеюсь, что они доведут ее до полноценного релиза. Даже последние обновы спровоцировали огромный приток новых игроков и очень положительные отзывы в Steam. А что будет уже при полном релизе - сложно даже представить.
Итоги
Ну давайте разберем все плюсы и минусы. Ведь если б игра была б настолько хороша, как я ее (наверное) описал, то она врятли оказалась бы в рубрике "Стоит ли?". Естественно тут есть серьезные минусы. С них и начнем.
Минусы:
➖ графика. Графика тут весьма специфичная и упрощенная;
➖ специфичная механика стрельбы и поведения машин на дороге. Хотя второе разработчики пока что фиксят и даже наделили игрока возможностью "переспавнивать" машины;
➖ ИИ пока что слабоват, не смотря на все "фишки";
➖ карту хочется куда побольше чем сейчас.
Плюсы:
➕ идеальная игра для PvEшников, склонных к сбору ресурсов и их накопительству;
➕ неплохое совмещение систем инвентаря, перков и крафта;
➕ огромное количество контента, не смотря на то, что с балансом открытия этого контента еще работать и работать;
➕ в игре есть чем заняться - хочешь строить базу - строй, хочешь приключений - езжай в новые локации или на ивенты, хочешь торговать - добывай ресурсы и торгуй;
➕ не смотря на отсутствие русской локализации (ее можно добавить модом), английский тут простой до безобразия;
➕ системные требования ооочень демократичны (но возможно они изменятся при релизе):
ОС: Windows 10 64-bit
Процессор: i5
Оперативная память: 8 GB ОЗУ
Видеокарта: 2GB
Место на диске: 3 GB
Заключение
SurrounDead - весьма специфичный и бюджетный проект, но от этого не менее интересный. чем проекты от больших студий. Да - этот проект не для всех. Он реально серьезно подойдет только тем, кто ориентирован больше на PvE и кому нравится лутать зону в свое удовольствие, обустраивать базу и торговать с "неписями", мотаясь по безопасным зонам. Стоит игра (пока что) весьма немного - 460 руб. в нашем регионе и пока что она определенно стоит своих денег. Другой вопрос в том, что ее контент и механики подойдут может быть только 40% от всей общей аудитории выживальщиков. Поэтому, если вы относите себя к любителям-пвешникам - смело берите - не пожалеете.
А на этом у меня все - не забывайте подписаться на канал, ставить лайки и оставлять свои комментарии. В скором времени я запишу дополнительное видео по игре в уже свежем ее билде и выложу на канал (в том числе закреплю и в этой статье). До новых встреч на канале!