И вот случилось новое веяние. Оно как ураган ворвалось в нашу жизнь и перевернуло всё с ног на голову.
Теперь мы поняли, что былое не вернуть, и то, что вы купите в масс-маркете совсем не будет радовать вас. Посуда из гипермаркета не станет навевать воспоминания про русский дух, где Русью пахнет.
А она вот, стала кому-то ненужной и была отдана в добрые руки.
И когда берешь старый глиняный салатник, то сразу отплываешь куда-то в далёкое детство, где ценилось народное творчество и керамика, как искусство.
А фарфор был роскошью и белым золотом в каждом советском серванте.
И не важно, кто его сотворил, здесь как картины ходили лоси, прыгали зайцы и разгуливали тетерева. Здесь вывешивались медальоны с картинами и казалось, что ну вот, ты уже в роскошном платье в 18 веке!
Ну что же, всё это и вправду красиво!
Но сегодня я вновь хочу вернуться к тем самым простым вещам, которые мы часто обходим стороной и не ценим.
А они настолько красивы своим изящным рисунком, что диву даёшься, а ведь это всего лишь точки. Много точек. Они плавно переплывают в линии и зиг-заги, они становятся цветами, петушками и солнышками.
Вот один из прекрасных примеров таких невероятно красивых кашпо из глины 50-х годов прошлого столетия.
О нём я писала здесь:
Глиняная посуда часто изготавливалась из красной природной глины и расписывалась красками из минералов.
Для росписи применяли ангобы – натуральные краски из цветных жидких глин. Их оттенки приобретались благодаря природному пигменту. Глина доводилась до жидкой консистенции, иногда добавлялись в массу соли минералов. И даже практиковалось окрашивать глину гуашью.
Искусственное окрашивание глины позволяло получить множество оттенков и появилась возможность разнообразить цветовую палитру натуральной глины. Её цвета варьировались в бежево-коричневой гамме.
Этот приём до сих пор используется гончарами.
Керамическая посуда изготавливается путем формовки глины на гончарном кругу, это сейчас снова в моде! Многие теперь хотят ощутить это волшебство превращения!
После этого она обжигается в раскалённой печи при гипер высоких температурах.
Ну вот глина готова!
Теперь можно наносить точки.
А дальше берётся специально заточенная палочка или толстая игла, которая плавно рассекает всё на своём пути, и эти линии приобретают прекрасный геометрический рисунок или не геометрический! Скажем, растительный.
Иногда использовали гребёнку и калячницы, которые очень похожие на спринцовку.
Калячницы – инструмент для декорирования керамики, который имеет разные формы. Они могут быть в виде спринцовок или пластиковых флаконов разных объемов. Калячницы имеют несколько видов насадок в зависимости от модели.
Вот прекрасный пример этого тонкого искусства. Глиняный винтажный Салатник с красивой геометрической росписью.
Такие и многие другие изделия производились на Васильковском майоликовом заводе в период СССР. Он покрыт глянцевой глазурью и расписан вручную.
Внутренняя часть глиняной миски украшена декоративными узорами, полосками и точками, есть центральный элемент на дне, в виде цветочка или солнышка из точечного рисунка.
Редкий старинный салатник выполнен из красной глины и произведён в период 1950-1965 годов.
Именно в этот период обрели популярность керамические изделия хозяйственно-бытового назначения.
Узор на внутренней части выполнен в технике точечного рисунка фляндровки.
Фляндровка – особый способ росписи керамики ангобами. Фляндровку также можно увидеть в народном гончарном творчестве Болгарии, Белоруссии и других стран.
Идея смешения цветов зародилась в Древнем Египте.
Древнейшая техника декоративной росписи керамики ангобами полюбилась многим мастерам.
Она включает в себя достаточно простые элементы росписи с хитроумными приёмами. Оригинальная роспись происходит путём взаимодействия острой палочки и каплями натуральной глиняной краски.
В результате чего появляется гребёнчатый изор из ярких волнистых полосок.
Производство расписной керамики набирало оборот. Мастера создавали яркие блюда, декоративные тарелки, вазы и наборы для кваса и молока.
Делали анималистические скульптуры барашков, львов, птиц из обливной керамики.
Вот еще один пример росписи керамики. Салатник винтажный с росписью Белая Смородина.
Винтажный салатник изготовлен из натуральной глины и украшен ручной росписью ангобами – натуральными минеральными красками.
Глиняный салатник с красивым этническим узором ручной работы покрыт блестящей глянцевой глазурью.
Этот дорогой сердцу рисунок прекрасно сохранился, а ведь именно такую посуду ставили в печь в разных обличиях.
Часто для украшения глиняной посуды использовались лепка и подглазурная роспись.
Красивый керамический винтажный салатник сегодня станет колоритным украшением интерьера кухни, веранды или загородного дома. Он дополнит коллекцию фаянса и майолики времен Советского Союза.
Главное качество такой посуды – она ударопрочная и очень удобная для использования.
Винтажный салатник из красной глины можно использовать для подачи салатов, мясных блюд, фруктов и солений.
С ней всё покажется вкуснее!
И её можно мыть в посудомоечной машине.
Как люди жили, как тонко чувствовали!
А ваш какой любимый салатник?