Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Спасибо, что выбрали наш банк/Thank You for Banking with Us (2024 г.) трагикомедия, где традиционные правила Палестины подвергаются …

В странах, где основной религией является ислам, в каждой существуют свои правила и законы, но во всех они в первую очередь опираются на религиозные догматы. Так, например, в Палестине, если завещание составлено не по традициям ислама, оно может быть оспорено. И если на наследство претендуют, предположим, брат и две сестры, одна незамужняя, вторая близка к разводу, тогда всё имущество и сбережения усопшего могут отойти в распоряжение родственника первой очереди мужского пола. Тогда взрослые, но не семейные, женщины, становятся условными невольницами и попадают под власть брата. Как, например, свободная младшая сестра Наура и старшая Марьям, которой опостылели муж и оба сына. У них скончался отец, имевший круглую сумму на счёте в банке. Предвидя невыгодный для себя исход наследования, они решают какое-то время не говорить никому о смерти отче и постараться присвоить его 160 тысяч долларов. Обе имеют мощную для такого преступного деяния мотивацию. Её причины у каждой свои, а вот итоговая
Кадр из фильма "Спасибо, что выбрали наш банк".
Кадр из фильма "Спасибо, что выбрали наш банк".

В странах, где основной религией является ислам, в каждой существуют свои правила и законы, но во всех они в первую очередь опираются на религиозные догматы. Так, например, в Палестине, если завещание составлено не по традициям ислама, оно может быть оспорено. И если на наследство претендуют, предположим, брат и две сестры, одна незамужняя, вторая близка к разводу, тогда всё имущество и сбережения усопшего могут отойти в распоряжение родственника первой очереди мужского пола. Тогда взрослые, но не семейные, женщины, становятся условными невольницами и попадают под власть брата.

Как, например, свободная младшая сестра Наура и старшая Марьям, которой опостылели муж и оба сына. У них скончался отец, имевший круглую сумму на счёте в банке. Предвидя невыгодный для себя исход наследования, они решают какое-то время не говорить никому о смерти отче и постараться присвоить его 160 тысяч долларов. Обе имеют мощную для такого преступного деяния мотивацию. Её причины у каждой свои, а вот итоговая цель для осуществления мечты сводится к освобождению от власти мужчин.

Хоть в данном случае, в фильме снятом о традициях и законах мусульманского государства, в производстве участвовали европейские страны, кино нельзя отнести к тем многочисленным примерам картин, порочащих чужую культуру за европейские деньги. Здесь есть определённая доля откровенной демонстрации некоторых бытовых моментов, случающихся в жизни, но не принятых к отражению в кино. Однако они, эти сцены, вполне укладываются в общепринятую норму и вовсе не раздражают. Здесь почти как в работах иранцев, Фархади или Киаростами, созданных на родной земле в состоянии независимости от западных спонсоров. Да и лента больше сатирически-местечковая, нежели созданная для массового зрителя планеты Земля.

Кадр из фильма "Спасибо, что выбрали наш банк".
Кадр из фильма "Спасибо, что выбрали наш банк".

Хотя с другой стороны, фразы наподобие – «Всё о"кей?», говорят о необычном для мусульманского государства и его жителей космополитизме. В этом не станет ничего удивительного, если хоть чуть познакомиться с внутренним культурным устройством личности этой нации. Палестинцы достаточно свободны, их нравы хоть и с трудом, но впишутся в понимание западного мира. Тут есть разводы супругов, банки и даже за рулём автомобиля разрешено ездить женщинам. Со всеми этими экзотическими идентификаторами соприкасается зритель. И тем они удивительнее, чем менее знаешь об этой наполовину признанной (или наполовину не признанной) стране.

Являясь восточными женщинами по крови и образу мыслей, сёстры не позволяют себе ничего из ряда вон лишнего. Да, им воздастся за такое деяние на небесах, но жить здесь и сейчас хочется. Они скромны, хоть и мысли их нечисты, поступают с оглядкой на старшее поколение и, в общем, приходят к справедливому выводу. Брат оставил их, живёт в звёзднополосатой, а они тут, на местах, ощущают и проживают всю боль и тревогу за в будущем свободную Палестину. К тому же, пусть и не в равных долях, но уделяли больному отцу время, находясь рядом. Поэтому да, деньги принадлежат им, осталось лишь выудить их со счёта.

С этим, в сущности, и связан нарратив картины. Всё вокруг пресловутых долларов. Но пока героини обдумывают, совершают одну попытку за другой, ища разные варианты осуществления подтасовки, раскрываются многие стороны, порядки и устои, общественной жизни палестинок. Если в светских странах вызвать любовника и предложить ему позвонить от лица другого человека не составит особого затруднения, то здесь это и не очень большая, но всё-таки рисковая операция. Или весть о разводе, мгновенно разносящаяся по ушам и мыслям всех, кто имеет хоть какое-то отношение к супругам. Деталями, штрихами, интонациями – и вот мы уже имеем объёмное представление о многом, что касается экзистенциальных проблем палестинцев.

Кадр из фильма "Спасибо, что выбрали наш банк".
Кадр из фильма "Спасибо, что выбрали наш банк".

Спасибо, что выбрали наш банк скромное драмеди, с элементами сатирического взгляда на некоторые архаичные традиции с меткими вкраплениями чёрного юмора. Нам вполне понятны переживания героев, их стремление и желание жить чуть лучшую жизнь, нежели сейчас. В этом смысле авторам удаётся осуществить главную функцию искусства, а именно просветить массы и предложить ещё одно зерно для обсуждений. И на фоне уничтожения Газы эта картина выглядит куда большим материалом для оптимизма и воодушевления, чем многие речи самых высоких политиков. И если нам когда-нибудь удастся попасть на западный берег реки Иордан, в первую очередь захочется увидеть тот банк, в котором женщине с голосом мужчины удалось совершить операцию по обналичиванию огромной суммы.