Во фразе "30 лет - ума нет" постепенно появляются новые смыслы. Удивительно, почему люди не хотят посмотреть правде в глаза: при абсурдно наполненной и сложной академической программе — дети выходят из школы полными нулями.
Сидят по 8-9 уроков в день с 8:30 до 16.00 — без спорта, свежего воздуха, всестороннего развития личности, ненавидя это все, ради создания иллюзии постижения сложной наукообразной программы.
В любом случае за бортом, даже при успешном освоении программы, останутся 90% детей. Тех, кому не очень надо, не очень интересно и не очень легко.
На самом деле уровень образования низкий, очень низкий и не просто в среднем, а в массе. Нули! Вот что имеем на выходе.
Почему все школьники после школы с нулевыми знаниями? Почему мы учимся, но всё равно не получаем новых знаний.
Вопрос в том, что нет учителя, обладающего знаниями? Или есть система, против которой нельзя пойти?
Казалось бы, тут нет ничего загадочного: вот информация, изучай её, и получишь новые знания и навыки. Тем более на дефицит учебных материалов — книг, курсов, сервисов — жаловаться не приходится. Однако, мы поглощаем гигабайты информации и тратим на это много сил, денег и времени, но остаёмся при этом образованными нулями, с бесполезным набором заученных фактов.
Именно благодаря школе и вузу мы становимся нулями.
Школа и вуз - это примеры одного из самых бестолковых способов научиться чему-то полезному для реальной жизни, если соотнести потраченное время и конечный выхлоп.
Школа натаскивает решать определенные задачи по заданным методам, зубрить определенные факты и излагать заранее одобренные мысли. Сопоставлять данные, находить информацию, отстаивать свою точку зрения, понимать задачу, создавать методы решения она не учит. Учит она послушанию и умению ездить по рельсам, которые кто-то проложил.
Вот и получается, что КПД школьного обучения крайне низкий, годится только для выпуска нулей.
Что на выходе? На выходе много несчастных нулей, людей, которые не понимают: как и чем им заниматься, как добиваться карьерного и профессионального успеха, как строить личные и семейные отношения, как беречь свое здоровье и как, вообще, быть счастливым человеком.
О, все мы учились или еще учимся в школе чтобы получить его, заветное образование! Но что это такое? Что получаем на выходе? На выходе получается, что все учились как-нибудь и чему-нибудь. Результат: нули образования или образованные нули. Как кому больше нравится.
Основная проблема не в недостатке знаний у выпускников, а в том, что недавний школьник является профессионально выпестованным неучем, то есть неучем по жизни, абсолютно не умеющем и не желающим обучаться нулем.
Возможно, в этом и заключается реальный, а не декларируемый госзаказ на школьное образование в стране.
Культ незнания популярен среди молодых людей. Отрицая багаж знаний прежних поколений, они уверены, что прежние знания ничего не значат.
Современных молодых людей убедили в том, не обязательно знать очень многое — у них под рукой гаджеты. Системно-критический метод познания подменила псевдодоступность знаний: чтобы узнать что-то, вам уже не нужно идти в библиотеку, достаточно ткнуть кнопочку на сотовом телефоне. Полученные знания будут поверхностны, но создадут иллюзию информированности.
При этом люди забывают, что Знание - это не константа, это способ познания мира.
Так что у нас в итоге? Поколение нулей или тех, кого не учат?
Чем было образование всю – почти всю – человеческую историю? Это была привилегия, предоставлявшая возможность намного лучшей жизни, нежели та, которой жило большинство людей соответствующего времени. Вполне закономерно, что возник статус-кво, при котором обладатели этой привилегии старались ограничивать доступ к ней тех, кто находился ниже по социальной лестнице, чтобы не плодить конкуренцию.
Этот статус-кво рухнул – по абсолютно объективным причинам. Индустриализация, научно-технический прогресс и в целом переход цивилизации к современности потребовали грамотности широких масс – и привилегированные слои были вынуждены снять многовековые барьеры, которыми отделяли себя от остальных.
При этом образование, став всеобщим правом, в общественном сознании приобрело сакральный статус.
Вот только все это в прошлом.
С одной стороны, образование вроде становится все доступнее, все шире, а с другой – результаты как-то радуют все меньше. Выпускники как школ, так и вузов демонстрируют снижающийся по сравнению с предыдущими поколениями уровень знаний и навыков.
Параллельно с этим высшее образование перестало выступать гарантированным социальным лифтом и пожизненным куском хлеба с маслом, что вообще-то столетиями было его неотъемлемой и важнейшей функцией. Получить диплом и сесть кассиром в ближайшем к дому супермаркете или встать охранником там же – вполне обычная история нашего времени.
Беда в том, что пытаясь разрешить ситуацию, люди мыслят в той самой традиционной многовековой парадигме образования, которая уже прекратила свое существование. Ее больше просто нет, а образование как общественный феномен приобрело качественно иную, нежели всю предыдущую человеческую историю, природу.
Вот некоторые причины всемирной деградации системы массового образования.
Биологические: подход системы массового образования, основанный на том, что каждого человека можно обучить чему угодно, было бы у него желание и усердие,- ошибочен. У людей, от природы не предрасположенных к чему-то, желание, а тем более усердие, к изучению этого не возникнет.
Исторические: существующая, давно кажущаяся всем само собой разумеющейся, система массового образования была разработана в XVII веке Яном Коменским. Она была призвана быстро увеличить численность людей, умеющих читать, писать, считать и подчиняться. Естественно, что четвёртая, а она первая, из целей официально умалчивается. Инструменту, обеспечивающему наработку навыка подчинения, придали благородную окраску.
Этот инструмент выражен балльной (буквенной) системой оценки вызубренного. Чем точнее ученик повторил сказанное и/или заданное преподавателем, тем выше оценка, даже если ученику приходится повторять чушь.
В сознание людей вбито понимание словосочетания «хорошо учиться», как тождественное получению высоких оценок. Качество усвоения изученного, выражающееся в правильном понимании, как правило, не интересует, если цифры хорошие. В результате ученики приучаются получать оценки получше, а не познавать и уметь что-то применять на практике, выходящей за рамки программы учебного заведения.
Увеличение количества обучаемых неизбежно приводит к ухудшению качества обучения.
Социальные: самым лёгким способом оскорбить почти любого человека является обвинение его в безграмотности (необразованности) и/или в низком уровне интеллекта. Поэтому все заявляют о своей хорошей обучаемости, о стремлении к получению новых знаний. Многие тратят время и деньги на приобретение свидетельств об их образованности. Этому способствует массовое распространение фотографий гордящихся обладанием таких свидетельств со своими трофеями (дипломами, сертификатами, свидетельствами и пр.) Таким образом, осуществляется подмена цели. Вместо приобретения знаний и навыков целью становится коллекция бумажек и званий.
В этих условиях преподающим не важно, получит учащийся знания и навыки или нет. Прошедший ритуал «обучения», будет удовлетворён получением бумажки.
Образование – это бизнес. Для государств, предоставляющих всеобщее, массовое «бесплатное» образование, это – бизнес. И раз это – бизнес, то и вся система массового образования подчиняется объективным экономическим законам.
Производство халтуры стало нормой, в том числе и в системе массового образования. Это выражается, например, в том, что учеников в урочное время в школах учат так, чтобы озабоченные оценками родители купили дополнительные репетиторские услуги.
Преподаватели давно привыкли продавать платёжеспособным клиентам антураж и комфорт, а не образовательные услуги.
Кстати, о сроках «обучения» в школах и вузах. Они столь велики только потому, что обеспечивают занятость большего числа работников в отрасли, а также снижает давление на весь рынок труда. Ведь все верят, что молодые люди заняты важнейшим делом – учёбой, а не «маринуются», теряя самые подходящие для набора знаний и навыков годы.
Да, массовое образование – бизнес по сути. Да, бизнес предназначен для заработка денег. Но! Зарабатывать надо на качественном результате, а не на процессе.
Политические: баранами управлять легче. Правители всех стран это знают. Конечно, и им нужны умные грамотные помощники, но их надо немного. Элита – по определению малочисленна.
Переманивать из других стран высокообразованных людей, стремящихся к профессиональным достижениям, политически намного выгоднее, чем развивать собственную систему массового образования.
А что, если кто-то не хочет быть нулем?
Выход есть:
Альтернативное образование. Только оно дает то, что нужно, чтобы не быть нулями:
понимать, как зарабатывать и сохранять деньги;
знать свои права и обязанности;
понимать себя: что вам важно, какие у вас ценности, интересы, способности;
способность строить взаимовыгодные отношения с людьми: уметь договариваться, слышать других, отстаивать свои границы;
знать, как заботиться о своем здоровье: правильно питаться, тренироваться, распознавать проблемы со здоровьем на ранних стадиях;
уметь преодолевать препятствия и не сдаваться при первых трудностях;
понимать, как грамотно ставить и достигать цели;
Ау, школа.. но в школе и вузе этим вещам не учат вообще.
Педагог, психолог С. Ж.