Мой сосед Палыч — мужик хороший, но с машинами ему фатально не везет. Года три назад он осуществил свою мечту: продал старенькую, верную «Камри» и купил подержанный, но такой солидный и блестящий Range Rover. Ходил гордый, поглядывал на всех свысока, даже здороваться стал по-другому, с таким снисходительным кивком.
А на днях я встретил его у подъезда — чернее тучи. Стоит, курит одну за одной. Слово за слово, и он признался: продал свой «премиум». За три года владения он вложил в ремонты почти 400 тысяч, а при продаже потерял еще 300. Итого — минус 700 тысяч рублей. Его мечта превратилась в дорогую, прожорливую тыкву, которая высосала и деньги, и нервы.
И глядя на его грустное лицо, я подумал: а ведь история Палыча — это крайность, почти карикатура. Можно ведь влететь на деньги и с абсолютно новыми, популярными машинами, которые сегодня кажутся отличной, разумной покупкой.
Я решил взять три хита продаж — три кроссовера, которые сейчас разлетаются как горячие пирожки, и посмотреть, что с ними станет через три года, когда закончится эйфория от покупки и начнется суровая реальность. И картина, скажу я вам, получается очень интересная и поучительная.
1. Chery Tiggo 7 Pro Max
Сегодня это, наверное, главный народный «китаец». Выглядит модно, едет бодро, опций — как в космическом корабле, даже у немцев за двойную цену такого не найдешь. Люди берут их пачками, и я их понимаю. За свои деньги предложение кажется очень выгодным. Но именно в этой бешеной популярности и маркетинговой агрессии кроется главная ловушка, которая захлопнется через пару-тройку лет.
Проблема Chery (и многих других «китайцев») — это скорость, с которой они обновляют модели. Это не просто рестайлинг, это конвейер новинок. Сегодня у вас топовый «Pro Max». Через год выйдет «Pro Max Restyling» с новой решеткой и прошивкой. Еще через год — «Pro Max Ultra» с другим мотором, а там и новое поколение подоспеет, которое будет выглядеть так, будто ваша машина из прошлого века.
И ваша, еще недавно современная и модная машина, моментально превратится в «старый кузов». На вторичном рынке она будет стоить значительно дешевле, потому что покупатель всегда предпочтет более свежую версию, даже если она отличается только формой фар.
Добавьте сюда пока еще не до конца изученный ресурс турбомоторов и роботизированных коробок. Что с ними будет после 100 тысяч пробега в наших условиях, с нашими пробками и морозами? Сколько будет стоить ремонт «робота» или замена турбины? Дилеры пожимают плечами, а независимых сервисов с опытом пока мало.
В итоге через три года владелец Tiggo 7 Pro Max рискует оказаться с машиной, которая сильно подешевела, потому что вышла уже пара новых версий, и которую боятся покупать на вторичке из-за неизвестной надежности основных узлов. Потеря в цене может быть колоссальной, легко перевалив за 40-50%.
2. Mitsubishi Outlander
Казалось бы, полная противоположность «китайцу». Легендарная японская надежность, проверенная временем конструкция, атмосферный мотор. Что с ним может быть не так? Это же оплот консерватизма! А подвох здесь один, но очень дорогой. Имя ему — вариатор Jatco.
На новой машине он не доставляет проблем, вы просто ездите и наслаждаетесь плавностью хода. Но через три года гарантия, скорее всего, закончится, а пробег подойдет к критической отметке в 80-100 тысяч километров. Именно на этом рубеже эти вариаторы, особенно если предыдущий владелец любил резко стартовать или не менял масло вовремя, часто начинают требовать дорогостоящего обслуживания, а то и ремонта.
Продукты износа забивают гидроблок, появляются толчки и рывки. Замена ремня, шлифовка конусов, промывка гидроблока — это сотни тысяч рублей. Полная замена вариатора на новый — и вовсе космос, сопоставимый с половиной остаточной стоимости машины. Покупая трехлетний Outlander, вы, по сути, играете в лотерею. Повезет — проездите еще пару лет без проблем. Не повезет — попадете на ремонт, который сведет на нет всю экономию от покупки надежного «японца».
Именно поэтому на вторичке «Аутлендеры» с пробегом за 100 тысяч продаются с большим дисконтом. Все знают про этот «сюрприз».
3. Toyota RAV4
«Тойота не ломается», «РАВ4 — король ликвидности», «купил и забыл». Все это правда. Но именно в этой железобетонной репутации и кроется главная опасность для вашего кошелька. Эта машина превращается в тыкву не из-за поломок, а из-за своей неадекватной, грабительской стоимости владения.
Во-первых, вы изначально переплачиваете за бренд. Трехлетний RAV4 стоит почти как новый, теряя в цене какие-то смешные копейки. Во-вторых, из-за своей популярности и ликвидности это автомобиль номер один в списках угонщиков. А это значит, что полис КАСКО на него стоит каких-то заоблачных денег. Вы будете каждый год отдавать по 150-200 тысяч рублей просто за то, чтобы спать спокойно. И это не опция, а суровая необходимость.
Сложите эту сумму за три года — получается полмиллиона, а то и больше, которые вы просто выкинули на ветер, отдали страховой компании. Добавьте сюда стоимость хорошей спутниковой сигнализации и прочих механических защит, потому что штатная охрана не спасет. В итоге, владея абсолютно надежной машиной, вы теряете огромные деньги на страховке и живете в постоянном страхе угона.
А при продаже вы, конечно, вернете большую часть ее стоимости, но те полмиллиона на КАСКО вам уже никто не вернет. Это и есть та самая «тыква» — экономически невыгодное владение, скрытое за ширмой надежности.
Вот и получается, что у каждой, даже самой популярной и, казалось бы, правильной машины, есть свои скрытые риски. У одной — бешеная потеря стоимости из-за гонки обновлений, у другой — дорогая «болячка», заложенная в конструкцию, у третьей — непомерные расходы на страховку из-за криминальной популярности.
А как вы считаете, какой из современных кроссоверов самый рискованный для покупки на вторичке? Делитесь своим мнением в комментариях.