Проблема тусклого света — это боль для 90% водителей на машинах старше 5-7 лет. Но ее решение часто лежит на поверхности. Сегодня я расскажу вам о четырех последовательных шагах, от самого простого и бесплатного до чуть более сложного, которые гарантированно сделают ваши фары ярче.
Шаг первый, банальный до смеха: помойте фары. Нормально!
Да-да, не смейтесь. Я серьезно. Вы не представляете, сколько света «съедает» даже тонкий слой дорожной пыли и грязи. Мы привыкли протирать фары на заправке грязной щеткой или сухой тряпкой. И это — огромная ошибка.
Что происходит? Грязь, налипшие насекомые, битум — все это работает как тонировочная пленка. Свету приходится пробиваться через этот мутный слой, он рассеивается и теряет до 30-40% своей яркости. А когда вы трете пластиковую фару сухой тряпкой, вы действуете как наждачная бумага, оставляя на ней тысячи микроцарапин. Со временем они превращают прозрачный пластик в матовый.
Как делать правильно?
Заведите простое правило: мойка машины начинается с фар.
- Обильно смочите фару водой, чтобы размочить грязь.
- Нанесите автомобильный шампунь или специальное средство для удаления насекомых.
- Дайте ему поработать пару минут.
- Аккуратно, без сильного нажима, смойте грязь мягкой губкой или микрофибровой тряпкой.
- Ополосните чистой водой и вытрите насухо.
Эта пятиминутная процедура, выполненная правильно, уже даст заметный эффект, особенно если вы давно этого не делали. Это бесплатно, но это фундамент, без которого все остальное бессмысленно.
Шаг второй: лечим «катаракту», или полировка
Если фары чистые, но стекло (а точнее, поликарбонат) все равно мутное, желтое и шершавое на ощупь — поздравляю, у вашей машины «катаракта». Это естественный процесс старения. Ультрафиолет, песок с дороги, химия — все это разрушает верхний защитный слой пластика. Свет проходит через такую фару, как через матовое стекло в ванной — вроде и светит, а ни черта не видно.
Что делать? Полировать. Есть два пути:
1. Для смелых (сделать самому). В любом автомагазине продаются наборы для полировки фар. Обычно в них входит несколько листов наждачной бумаги разной зернистости (например, от 800 до 2500), полировальная паста и защитный лак.
Процесс вкратце: Вы оклеиваете вокруг фары кузов малярным скотчем. Затем, постоянно смачивая водой, начинаете шкурить фару наждачкой, от самой грубой к самой мелкой. Ваша задача — снять поврежденный верхний слой. После самой мелкой наждачки фара станет равномерно матовой. Не пугайтесь, так и должно быть. Затем вы берете полировальную пасту и дрель/шуруповерт с мягкой насадкой (или просто долго и упорно трете вручную) и доводите фару до полной прозрачности.
ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП! После полировки нужно обязательно покрыть фару специальным защитным лаком (он есть в наборах) или заклеить бронепленкой. Иначе через 2-3 месяца она помутнеет еще сильнее, чем была.
2. Для умных (довериться профи). Если вы никогда этого не делали, лучше обратитесь в любой приличный детейлинг-центр. Цена вопроса — 1500-3000 рублей за обе фары. Мастер сделает все за час, с гарантией. Эффект от полировки — колоссальный. Вы просто не узнаете свою машину. Световой пучок станет четче, ярче, дальность освещения увеличится в разы. Это самый эффективный способ вернуть свет за небольшие деньги.
Шаг третий: заглянем внутрь. Лампочки — не вечные!
Итак, фары у нас чистые и прозрачные. Но свет все равно так себе. В чем дело? Заглянем в источник — в лампочки. Большинство из нас ездит на обычных галогеновых лампах. И у них есть две неприятные особенности.
Они стареют. Галогенка — это, по сути, продвинутая лампа накаливания. Со временем вольфрамовая нить в ней истончается, а на внутренней стороне колбы оседают продукты горения. Лампа при этом продолжает светить, но ее яркость падает. За год-два эксплуатации лампа может потерять до 50% своей изначальной яркости! Вы этого не замечаете, потому что процесс идет плавно.
Они бывают разными. Стандартная лампа — это компромисс между яркостью и сроком службы.
Что делать?
- Меняйте лампы парами. Если перегорела одна, вторая на подходе. К тому же, старая и новая лампы будут светить с разной яркостью и цветовой температурой, что очень плохо для восприятия дороги.
- Купите лампы с увеличенной светоотдачей. На коробках таких ламп пишут: «+30%», «+50%», «+150%» света. Это не обман. Они действительно светят заметно ярче стандартных за счет более тонкой нити и другого состава газа в колбе. Да, у них есть минус — срок службы у них меньше, чем у стандартных (обычно около года). Но год отличного света — это год вашей безопасности. Цена вопроса — от 1000 до 2500 рублей за хороший комплект. Эффект вы почувствуете в первую же ночную поездку.
Важное предостережение про «колхозный» ксенон и LED!
Умоляю вас, никогда, слышите, НИКОГДА не ставьте ксеноновые или светодиодные лампы в фары, которые для этого не предназначены (то есть в обычный рефлектор для галогенок).
Почему? У галогеновой лампы источник света (нить) находится в строго определенном месте — в фокусе отражателя. Именно поэтому фара формирует правильный световой пучок с четкой светотеневой границей. А у LED-лампы или ксеноновой колбы источник света совершенно другой по форме и расположению. В итоге фара перестает фокусировать свет и начинает слепить во все стороны, особенно на встречную полосу. Вы превращаетесь в опасного эгоиста, который слепит всех вокруг, а сам при этом видит ненамного лучше. Это незаконно, опасно и просто неуважительно.
Шаг четвертый, для самых дотошных: проверяем напряжение
Это уже уровень «продвинутый», но проблема встречается часто, особенно на старых авто. Свет лампы очень сильно зависит от напряжения. Даже небольшое падение напряжения с 13.5В до 12.5В может снизить яркость на 30-40%!
Откуда берутся потери? Старая проводка, окислившиеся контакты, плохая «масса» на кузове, умирающий генератор. Электрический ток, пока добежит от аккумулятора до фары, теряет свою силу.
Как проверить и исправить?
Самый простой способ — взять мультиметр и померить напряжение прямо на контактах лампочки при заведенном двигателе. Если оно заметно ниже, чем на клеммах аккумулятора (например, 12.8В на фаре против 14В на аккумуляторе), значит, у вас большие потери.
Что делать? Начать с простого: зачистить клеммы аккумулятора, проверить и зачистить провод «массы», идущий от аккумулятора на кузов. Часто проблема именно в этом. Если не помогло, стоит обратиться к автоэлектрику.
Итог: простой план действий
Итак, вместо того чтобы копить деньги на новые фары, сделайте вот что:
- Тщательно помойте фары (0 руб.).
- Отполируйте их и покройте лаком (от 500 руб. самому до 3000 руб. в сервисе).
- Купите и поставьте пару новых галогеновых ламп с увеличенной светоотдачей (1000-2500 руб.).
Я вас уверяю, выполнив эти три пункта, вы получите 80% возможного улучшения. Ваша машина будет светить так, как не светила уже много лет. Этого будет более чем достаточно для комфортной и безопасной езды ночью.
Хороший свет — это не про тюнинг и красоту. Это про вашу безопасность и безопасность тех, кто едет вам навстречу. Не экономьте на этом, тем более что, как видите, большие вложения здесь и не нужны.
Удачи на темных дорогах! И пусть ваш путь всегда будет хорошо освещен.