Ни один отечественный автомобиль не вызывал столько споров. Ее либо люто ненавидели, либо нежно любили. Ее дразнили «беременной антилопой» за несуразный, оплывший дизайн. И в то же время она была мечтой, символом успеха и шагом в будущее для миллионов людей в 90-е и нулевые.
Проект-призрак из Советского Союза
Самый главный миф о «десятке» — что это автомобиль, рожденный в хаосе 90-х. Это неправда. Разработка будущего флагмана ВАЗа началась в далеком 1983 году. Да-да, еще при Андропове, когда «восьмерка» еще даже не встала на конвейер.
Проект получил внутренний индекс ВАЗ-2112 (не путать с будущим хэтчбеком), а позже — «серия 300». Перед конструкторами стояла амбициозная задача: создать седан нового поколения, который не просто догонит, а перегонит западные аналоги. Это должна была быть витрина достижений советского автопрома.
Первые эскизы и макеты поражали воображение. Дизайнер Владимир Ярцев, вдохновляясь мировыми трендами, рисовал стремительный, футуристичный автомобиль. Гладкие, зализанные формы, вклеенные стекла, утопленные ручки дверей — все это было невероятно смело для середины 80-х. Посмотрите на тогдашние мировые хиты вроде Volkswagen Passat B2 или Audi 100 C3 — это были строгие, «квадратные» машины. А наши инженеры уже тогда метили в будущее, в аэродинамический дизайн 90-х.
К 1987 году прототип был практически готов. Он прошел все испытания, был утвержден и рекомендован к производству. Запуск планировался на 1992 год. Если бы все пошло по плану, мы бы получили современный, конкурентоспособный автомобиль мирового уровня. Но…
Долгий путь на конвейер: рожденный в СССР, собранный в России
А потом рухнула страна. Вместе с ней рухнули все планы, производственные цепочки и финансирование. Проект «десятки» был заморожен. Он лежал на полке, пока завод, да и вся страна, пытались выжить в новой реальности.
Именно эта пауза стала для ВАЗ-2110 роковой. Представьте себе блюдо, которое приготовил гениальный шеф-повар, но подали его на стол через пять лет, холодным. Автомобильный дизайн — вещь скоропортящаяся.
В начале 90-х в мире началась революция биодизайна. Ford, Opel, японские бренды начали выпускать «замыленные», округлые машины. И когда в 1995 году ВАЗ наконец-то запустил «десятку» в мелкосерийное, а в 1996-м — в массовое производство, ее дизайн уже не выглядел как прорыв. Он выглядел как попытка догнать ушедший поезд. То, что было авангардом в 1987-м, стало нормой в 1995-м. А тяжелая «корма» с высоким багажником, которая и породила обидное прозвище, была компромиссом ради практичности, но нарушала изначальную гармонию силуэта.
Амбиции и компромиссы: что хотели и что получили
Но дизайн — это полбеды. Гораздо драматичнее история с начинкой. Изначально в ВАЗ-2110 планировали заложить технологии, которые для нашего автопрома были настоящим космосом:
Бортовой компьютер (система бортового контроля), который сообщал бы о неисправностях.
Электронный блок управления двигателем (впрыск топлива вместо карбюратора).
Новый 16-клапанный двигатель, мощный и экономичный.
Подушки безопасности и ABS (антиблокировочная система тормозов).
Оцинкованные детали кузова для борьбы с коррозией.
В условиях 90-х реализовать все это сразу было невозможно. Завод боролся за выживание. Комплектующие поставлялись с перебоями, их качество скакало. В итоге первые «десятки» сходили с конвейера в сильно «упрощенном» виде.
Первые машины были карбюраторными. Ни о каких подушках безопасности и ABS речи не шло. Знаменитый 16-клапанный двигатель, «шеснарь», который и сделал «десятку» по-настоящему динамичной машиной, появился только в конце 90-х. А качество сборки первых партий стало притчей во языцех. Огромные зазоры между панелями, скрипучий пластик в салоне, вечные проблемы с электрикой — все это было следствием производственного хаоса.
Машина рождалась в муках. Каждый новый элемент, каждая опция внедрялись с боем. Но они внедрялись! Постепенно появились гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, впрыск топлива стал нормой. «Десятка» эволюционировала на конвейере, избавляясь от «детских болезней».
Почему она все-таки стала хитом?
Несмотря на все проблемы, «десятка» была огромным шагом вперед. Просто поставьте рядом ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110. Это машины из разных эпох.
- Аэродинамика. Коэффициент лобового сопротивления Cx у «десятки» был 0,347. Это был отличный показатель, на уровне многих иномарок того времени. Машина была тише на высокой скорости и экономичнее.
- Простор и комфорт. Внутри было заметно больше места, чем в «Самаре». Посадка была удобнее, салон выглядел (по меркам своего времени) современно.
- Управляемость. Она ехала совершенно иначе. Была стабильнее на прямой, лучше держала дорогу.
- Двигатель. Когда появился 16-клапанный мотор мощностью 92 л.с., «десятка» превратилась в одну из самых динамичных машин в своем классе. Она легко «уезжала» от старых иномарок и дарила настоящее удовольствие от вождения.
- Статус. В конце 90-х — начале 2000-х ВАЗ-2110 был символом успеха. Это была самая дорогая и престижная модель ВАЗа. На ней ездили те, кто уже поднялся, но еще не мог себе позволить новую иномарку. Это была машина «нового среднего класса».
Наследие «десятки»
ВАЗ-2110 — это трагический герой. Автомобиль с огромным потенциалом, который стал жертвой исторических катаклизмов. Он опоздал родиться, и всю свою конвейерную жизнь пытался наверстать упущенное.
Но именно на «десятке» и ее семействе (хэтчбек 2112 и универсал 2111) ВАЗ отработал технологии, которые легли в основу следующего поколения — «Приоры». Бортовой компьютер, впрыск, 16-клапанные моторы — все это стало нормой благодаря ей.
Сегодня, глядя на бегающие по дорогам потрепанные «десятки», сложно представить, какой мечтой они были 25 лет назад. Но эта машина — памятник своей эпохе. Эпохе больших надежд и жестоких разочарований, гениальных инженеров и разваленных заводов. Эпохе, когда мы, несмотря ни на что, пытались сделать шаг в будущее. И, как бы то ни было, с «десяткой» у нас это получилось.