Считанные дни – и закончится лето, и начнётся школьная пора, и многие ребята впервые сядут за ученические парты. О том, как подготовить сына или дочь к новому этапу в жизни и что дети должны уметь к этому времени, рассказал магаданский психолог Александр Тарасюк.
Эксперт уверен: каждый нормально развивающийся ребёнок на определённом этапе жизни готов сменить деятельность, перестать быть детсадовцем и может начать учиться. И именно родители должны помочь в этом переходе и в подготовке к нему.
«В первую очередь ребёнок, который приходит в школу, должен уметь дойти до школы, раздеться, снять с себя верхнюю одежду и обувь, не потерять сменку, не потеряться в школе. Ну а всё остальное уже вторично — умение на уроке слушать учителя, отвечать, когда тебя спрашивают, поднимать руку, когда хочешь что-то сказать, и понимание того, что какое-то время придётся обходиться без опеки родителей», — рассказывает Тарасюк.
Всё это можно назвать одним словом — самостоятельность. И хорошо бы начать учить этому ребёнка ещё в детском саду, ведь с каждым прожитым месяцем увеличивается его физиологическая готовность вырабатывать новые навыки. А дело родителя — следовать за способностью малыша усваивать их, снижать опеку и давать ребёнку всё больше той самостоятельности, которую он сможет на себя взять, например, самому одеваться и обуваться.
Один из страхов родителей, которые возникают, когда заходит речь о самостоятельности ребёнка, — это боязнь позволять ему одному ходить в школу и возвращаться из неё.
«Известная тактика, которой многие родители придерживаются, — пройти вместе с ребёнком маршрут, на определённом этапе предложить, чтобы ребёнок был ведущим, чтобы он вёл тебя за руку, чтобы он руководил твоим поведением, несколько раз сделать так, а потом предложить это сделать ребёнку самому, а самому в это время наблюдать с определённого расстояния, следуя за ним и даже, возможно, скрываясь и прячась», — с улыбкой рассказывает психолог.
В самой школе уже ребёнок, а не его родители, может столкнуться со страхами. С этим моментом связан кризис развития. Наступает время, когда малышу нужно научиться не просто играть, как раньше, а вписываться в новый коллектив, заводить новые коммуникативные связи. Если малыш вырос в ориентированной на детей семье, в которой родители живут ради того, чтобы выросли дети, в школе он может получить шок.
«Выясняется, что здесь никто не собирается ориентироваться на их желания, никто не собирается по первому слову выполнять их требования, и в этим могут быть связаны большие психологические проблемы», — предостерёг Александр Тарасюк.
Поэтому родителям нужно давать возможность ребёнку занимать адекватное место в жизни, то, с которым он может справиться. Не ребёнок — центр вселенной, а ребёнок — часть семьи.
Ещё одно опасение родителей относительно школы — это буллинг. Под этот термин подгоняются многие явления, которые происходят с ребёнком в школе и которые могут даже не быть насилием. По формальному определению буллинг — это постоянные намеренные агрессивные действия одного ребёнка или группы детей. Это могут быть слухи, угрозы, физическое и словесное нападение, игнорирование.
«Если всё-таки случилось, если действительно насилие, тогда первое, что необходимо делать, — дать ребёнку необходимую поддержку, чтобы это насилие прекратить. Позиция „разбирайся сам“, „дай им сдачи“, „дай им отпор“, „покажи, что с тобой так нельзя“ — это хорошая позиция, но, если ребёнок уже оказался в этой ситуации, если о ней уже узнали родители, значит, он уже не справился. И требовать от него, чтобы он вернулся обратно и справился, бессмысленно», — отметил психолог.
По его словам, это научит ребёнка только тому, что о нём никто не будет заботиться и его никто не будет защищать, поэтому задача родителей — начать защищать своего ребёнка: приходить в школу, разбираться с ситуацией, встречаться с учителями и родителями тех детей, которые участвовали в этой ситуации.
Ребёнок тоже должен вынести из этой ситуации опыт: видимо, он не умеет справляться с насилием, значит, надо дать ему социально возможные, приемлемые способы. Для этого есть спортивные залы и секции и виды спорта, которые подразумевают умение быть в ситуации насилия, регламентированное, означающее, что здесь малышу не нанесут вреда.
Но часто дети боятся рассказывать родителям о проблемах в школе, о травле и насилии.
«Должно быть время, когда родитель общается с ребёнком: по пути в школу, во время приготовления обеда, ситуация, когда есть ты и я и мы с тобой разговариваем, и ты мне можешь рассказать всё, что угодно», — советует Александр Тарасюк.
Здесь важно создать такую обстановку, в которой взрослый не будет оценивать ребёнка, в которой ребёнок будет знать, что в этот момент не столкнётся с критикой, порицанием, наказанием, что он будет выслушан и, если у родителя есть, что сказать, это будет донесено в приемлемой форме. А если нужно передать опыт, лучше делать это на собственном примере, рассказывая, как взрослый сам повёл себя в похожей ситуации.
Редакция ЛюдиКолымы.рф желает читателям меньше поводов для волнений за своих детей и без потрясений преодолевать любые жизненные этапы.
Материал создан в партнёрстве с телеканалом «Колыма-Плюс»