Найти в Дзене
Омут памяти

Северус Снейп, Драко Малфой, Сириус Блэк - почему мы любим антигероев?

Когда-то главной функцией литературы было задавать верные нравственные ориентиры. Люди читали и видели - вот это человек достойный, ему следует симпатизировать, а вот это - недостойный, его следует осудить. Вопроса, кого любить и кого одобрять просто не существовало, ведь всё было на поверхности. С того времени прошло несколько веков. Литература невероятно усложнилась - нынешнее обилие жанров, стилей и персонажей и не приснилось бы скромному творцу эпохи Петра I и Ломоносова. Свою однозначность литература тоже потеряла. Сейчас очевидных "плохишей" и "хорошишей" можно встретить либо в сказках, либо в старых произведениях. Они перестали быть интересны - сейчас люди тяготеют к сложным противоречивым характерам, непростым судьбам, морально серым персонажам. Следовательно, сместив с первого места героев и злодеев, симпатии читателей потянулись к антигероям: Остапу Бендеру, Хитклиффу, Северусу Снейпу и другим. Или, если брать только Поттериану: Северусу Снейпу, Драко Малфою и Сириусу Блэку.
Оглавление

Когда-то главной функцией литературы было задавать верные нравственные ориентиры. Люди читали и видели - вот это человек достойный, ему следует симпатизировать, а вот это - недостойный, его следует осудить. Вопроса, кого любить и кого одобрять просто не существовало, ведь всё было на поверхности.

С того времени прошло несколько веков. Литература невероятно усложнилась - нынешнее обилие жанров, стилей и персонажей и не приснилось бы скромному творцу эпохи Петра I и Ломоносова.

Свою однозначность литература тоже потеряла. Сейчас очевидных "плохишей" и "хорошишей" можно встретить либо в сказках, либо в старых произведениях. Они перестали быть интересны - сейчас люди тяготеют к сложным противоречивым характерам, непростым судьбам, морально серым персонажам.

Следовательно, сместив с первого места героев и злодеев, симпатии читателей потянулись к антигероям: Остапу Бендеру, Хитклиффу, Северусу Снейпу и другим.

Или, если брать только Поттериану: Северусу Снейпу, Драко Малфою и Сириусу Блэку.

Не только их, но давайте остановимся на этой троице.

Что же в этих тёмных, местами отталкивающих, местами притягательных личностях так привлекает нас?

Неидеальность

Кто-то насмотрелся на идеалы в кино и литературе, кого-то в детстве тюкали "сыном маминой подруги", так или иначе - идеалы больше не привлекают. Они не реалистичны, в них нет ни жизни, ни потенциала к развитию.

А вот неидеальные персонажи вызывают интерес. У них есть внутренние конфликты, есть сильные и слабые стороны. Их поступки и решения спорные, их поведение непредсказуемо.

Свобода интерпретации

Однозначный герой и однозначный злодей - фигуры, во-первых, определённые, а во-вторых, они будто выбирают за читателя, как на них нужно реагировать и как оценивать.

А люди не любят, когда их ставят перед фактом и свершившимся выбором. Из-за этого персонаж, который находится "на грани" не заявляет себя ни добром, ни злом, кренится в поступках то к свету, то к тени, привлекает больше.

В них узнаёшь себя

Кто-то считает себя однозначно хорошим или плохим?

Я - нет.

Мне не отшибло память, я помню и хорошее, и плохое, что делала в своей жизни. Кому-то я была другом, с кем-то ссорилась. Кому-то помогала, кому-то переходила дорогу. Однажды спасла брошенного котёнка. Однажды поскандалила с бабушкой, наговорив ей очень нехороших вещей.

Такова я - не герой и не злодей, и таковы люди вокруг меня. Конечно, нам проще понять кого-то, кто похож на нас - не героя и не злодея. И проще ему сочувствовать.

Конечно, в Поттериане, как и в большинстве современных литературных произведений, нет героев однозначно плохих и хороших. Мы видим темные стороны Гарри и Дамблдора, можем в чём-то посочувствовать Волдеморту и Амбридж. Но такие персонажи, как Северус, Драко и Сириус по-настоящему находятся на грани света и тьмы, тяготея то в одну, то в другую сторону.

Как вы считаете, почему антигерои так привлекательны? И кого ещё в Поттериане можно отнести к ним?