Когда речь заходит о самых увлекательных и необычных границах мира, немногие из них могут сравниться с рубежом между Китаем и Северной Кореей. С одной стороны, Даньдун, яркий китайский город с торговыми центрами, неоновыми вывесками и стремительным ритмом жизни.
А с другой - северокорейский Синыйджу, место, где, кажется, понятие времени не существует. И хотя два этих города разделяет лишь узкая река Ялуцзян, они как будто существуют в параллельных реальностях.
Спрятанная на северо-востоке Азии граница между Китаем и Северной Кореей считается одной из самых геополитически сложных на планете. Протянувшись почти на 1500 километров, она является четвертой по протяженности границей Китая и единственным реальным «окном» во внешний мир для Северной Кореи. Естественными рубежами служат реки Ялуцзян и Туманная, пересекающие живописные горы и густые леса.
Даньдун, крупнейший приграничный город Китая, расположен на Ялуцзянской равнине в провинции Ляонин. А прямо через реку лежит Синыйджу - административный центр провинции Пхёнан-Пукто. Оба города находятся на западной оконечности границы, у побережья Желтого моря, и соединены Мостом дружбы – символом отношений между двумя государствами.
В реке Ялуцзян насчитывается 205 островов. Согласно пограничному договору от 1962 года острова были разделены по этническому признаку. Поэтому сегодня Северная Корея контролирует 127 из них, а Китай – 78. Обе страны имеют равные права на навигацию по реке, и особенно на равнинных участках.
Зимы в этой местности суровые. Температура часто опускается ниже минус 29 градусов Цельсия, превращая Ялуцзян в настоящий каток. В самые холодные месяцы местные жители даже ходят пешком по замерзшей реке. А вот лето здесь жаркое - +30 градусов и выше.
По обе стороны проживают в основном ханьцы (титульная нация Китая) и этнические корейцы с глубокими культурными связями – особенно, что касается кухни и традиций. Но они практически не общаются между собой, и все из-за языкового барьера. В Китае доминирует путунхуа, когда как корейцы говорят на своем родном языке.
Несмотря на наличие заимствованных слов, произношение различается настолько, что китайский собеседник в процессе беседы сможет уловить лишь два-три знакомых слова. А вот любое более сложное обсуждение превращается в практически невыполнимую задачу.
Экономики тоже разные. Китай, вторая по величине экономика мира, располагает современными мегаполисами, такими как Даньдун, который еще часто называют «воротами в Северную Корею».
Противоположность этому – северокорейская закрытая экономика с ВВП, составляющим лишь малую часть от китайского. Тем не менее, приграничные рынки процветают с обеих сторон. Товары, от кимчи и до одежды и электроники, ежедневно переходят из рук в руки.
Когда люди оказываются в Даньдуне, их практически сразу захватывает энергия города, который, собственно, и живет за счет торговли. С населением более 800 000 человек, Даньдун является крупнейшим и важнейшим населенным пунктом вдоль границы Китая и Северной Кореи.
Это не только главный торговый узел, но и единственный официальный сухопутный переход между двумя странами. Поэтому потоки грузовиков и поездов непрерывно пересекают границу, доставляя все – от еды до электроники.
Кроме того, Даньдун - единственный в мире город, где можно с удивительной легкостью организовать поездку в Северную Корею. Местные туристические агентства ежедневно предлагают туры в КНДР, включая краткосрочные, всего на 24 часа.
Многие туристы, побывав там, возвращаются с ощущением, будто они съездили в далекое прошлое – туда, где не интернета, яркой рекламы и толп в магазинах. Только тишина, строгость и давящее чувство изоляции.
Разделение чувствуется не только в образе жизни, но и как каждая сторона взаимодействует с миром. Жители Даньдуна открытые, уверенные, легко заводят разговор с иностранцами. А вот северокорейские граждане сдержанные и отстраненные. Между городами всего лишь небольшая река, а ощущение такое, будто их разделяет вечность.
Удивительно, но порядка 40 000 северокорейских граждан работает в Даньдуне. Многие проводят на китайской стороне многие годы, изучая язык и работая, не покладая рук, чтобы иметь возможность отправлять деньги семьям.
Так, к примеру, достаточно большой процент граждан КНДР работает в северокорейских ресторанах. Вежливые, с доброй улыбкой, они никогда не заговорят первыми, хотя китайский знают. И на вопросы, не касающиеся их непосредственных обязанностей, не ответят.
После работы они возвращаются в строго контролируемые общежития, где телефон, интернет и общение с местными строго лимитировано.
В отличие от плотно охраняемой демилитаризованной зоны между севером и югом Кореи, на границе Китая и КНДР нет суровых ограждений с колючей проволокой. При желании из Даньдуня в Северную Корею можно переплыть за несколько минут. Но едва ли кто-то в здравом уме решится на это! Ведь, оказавшись на территории КНДР, обратно можно уже и не вернуться…
В последние годы Китай усилил охрану границ из-за политических перемен, однако своеобразная магия этого места никуда не делась. Даньдун остается важнейшим перекрестком, где Восток встречается с Западом, и одной из самых захватывающих границ в мире.
Каждый месяц тысячи китайских туристов устремляются к границе с Северной Кореей, чтобы взглянуть на жизнь по ту сторону реки. Почему? Потому что стоимость жизнь позволяет исследовать контрасты Северной Кореи вблизи. Жизнь вдоль границы Китая и КНДР предлагает уникальное сравнение расходов на проживание.
Так в китайском городе Даньдун один человек тратить порядка 550 долларов в месяц: 114 долларов за однокомнатную квартиру в центре, 13 долларов за коммунальные услуги и почти 5 долларов за интернет. Все остальное – питание, транспорт и личные расходы.
А вот в северокорейском городе Синыйджу жизнь неожиданно обходится дороже. Там ежемесячные расходы достигают примерно 1570 долларов. Аренда аналогичной квартиры – 855 долларов, коммунальные услуги – 81 доллар, а доступ к интернету – 55 долларов. Питание и транспорт тоже, соответственно, дороже.
С точки зрения безопасности обе стороны достаточно спокойные. В китайском Даньдуне уровень преступности невероятно низкий, именно поэтому и местные жители, и заезжие туристы абсолютно спокойно прогуливаются вдоль реки Ялудзян даже по ночам.
Народ вокруг приветливый, а присутствие служб безопасности ощущается практически всегда, но не вызывает дискомфорта. Полицейские Даньдуна редко когда сталкиваются с серьезными преступлениями, и чаще всего они помогают туристам найти нужный маршрут.
На другой же стороне, в Синыйджу, безопасность носит несколько иной характер. И да, этот город тоже считается одним из самых безопасных, но только не из-за отсутствия преступности, а благодаря строгому контролю.
Кражи и мошенничество отсутствуют здесь как данность, но не потому, что некому проворачивать темные делишки. Просто никто не решается. Северокорейские солдаты регулярно патрулируют набережную, следя за возможными попытками незаконного пересечения границы или за другими нарушениями.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!