Глядя на обтекаемый силуэт современной иномарки, сложно представить, что у всего этого многообразия марок и моделей был один-единственный общий прародитель. Не плод фантазии инженера, а реальный, пахнущий бензином и маслом экипаж, который и сегодня может тронуться с места.
Его история началась в ту эпоху, когда по улицам еще цокали копыта, а главным топливом для транспорта был овес.
Давайте вместе разберемся, с чего все началось на самом деле.
Первый автомобиль в мире: История Benz Patent-Motorwagen и Карла Бенца
В 1885 году, когда в Российской империи еще вовсю правил Александр III, а до появления первого отечественного автомобиля Яковлева и Фрезе оставалось целых одиннадцать лет, в немецком Мангейме тихий и упрямый инженер Карл Бенц совершил нечто из ряда вон выходящее.
В своем сарае он завершил постройку самодвижущегося экипажа. Агрегат получил звучное имя — Benz Patent-Motorwagen, потому что 29 января 1886 года на него был официально оформлен патент DRP №37435.
Этот документ и считается свидетельством о рождении автомобиля.
Benz Patent-Motorwagen: технические особенности первого автомобиля
Конструкция была более чем смелой. Основа рамы — стальные трубы, материал легкий и достаточно прочный для своего времени.
Сердцем механизма стал одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель. Его рабочий объем составлял около 0,75 литра, а мощность — скромные 0,9 лошадиных сил.
Этого хватало, чтобы разогнать почти трехсоткилограммовую конструкцию до скорости в 16 километров в час. Для эпохи, где эталоном скорости был скакун, это было серьезное заявление.
Трансмиссия представляла собой систему ремней и шкивов с двумя передачами. Задняя передача отсутствовала в принципе. Чтобы развернуться, требовалась мышечная сила и определенная сноровка.
Тормозов в нашем понимании тоже не было. Имелся лишь небольшой рычаг, прижимавший к ободу заднего колеса деревянную колодку. Эффективность такого торможения, особенно на спуске, оставляла желать лучшего.
Одной из главных инженерных головоломок для Бенца стала система зажигания. Свечей в привычном виде не существовало.
Он сконструировал собственное решение: искру давали два платиновых контакта, которые раскалялись докрасна с помощью гальванической батареи и катушки Румкорфа. Запуск двигателя был целым ритуалом.
Сначала нужно было провернуть маховик, что требовало немалых усилий, и только потом мотор, с характерным треском и клубами дыма, оживал.
Первый автопробег в истории и первая автоледи Берта Бенц
Первый публичный выезд состоялся летом 1886 года и прошел без зрителей. Бенц просто выкатил свой экипаж из ворот и проехал несколько сотен метров по замкнутой дорожке рядом с домом.
Настоящий же триумф, а вместе с ним и слава, пришли к изобретению позже.
В 1888 году произошло событие, которое смело можно назвать первым в мире автопробегом и одновременно — геничным пиар-ходом.
Супруга Карла, Берта Бенц, без ведома мужа, взяла с собой двух сыновей-подростков и отправилась на Patent-Motorwagen к своей матери в город Пфорцгейм. Расстояние в 106 километров по дорогам того времени было настоящим подвигом.
Эта поездка подарила миру несколько автомобильных преданий, не совершенно достоверных, но оттого не менее ярких историй.
Запаса топлива — лигроина — в баке хватало от силы на пару десятков километров. Когда машина заглохла, Берта с сыновьями отыскала в Вислохе городскую аптеку, где и купила необходимый растворитель. Эта торговая точка вошла в историю как первая в мире автозаправочная станция, хотя и выглядела совершенно иначе, чем сегодня.
К бытовым трудностям добавлялись и технические. Говорят, именно Берта догадалась прочистить засорившийся бензопровод булавкой от своей шляпы, а износившиеся деревянные тормозные колодки велела обить кожей у первого попавшегося сапожника, значительно улучшив эффективность торможения.
Она не просто доказала практическую пользу нового транспорта, став его живой рекламой, но и открыла мужу глаза на ключевые для доработок узлы.
Именно после ее вояжа Карл Бенц ввел в конструкцию третью, понижающую передачу для подъема в гору, а также усовершенствовал тормоза.
Всего было построено три экземпляра Patent-Motorwagen.
Машина не стала коммерчески успешной в массовом понимании, но она была первым камнем, упавшим в воду, чьи круги расходились по всему миру, дойдя в итоге и до российских инженеров.
Она доказала саму принципиальную возможность использования бензинового двигателя для личного транспорта.
Авто история продолжается
Такой была отправная точка. Скромный трехколесный экипаж с моторчиком менее одной лошадиной силы положил начало целой цивилизации, которая сейчас стоит в гаражах и на улицах.
Интересно, а что бы сказали те первые зрители, смотревшие на клубящийся дым Motorwagen, если бы увидели современный седан или, скажем, электрический кроссовер?
А может, вы сами видели этого трехколесного прадедушку в музее Штутгарта или Мюнхена? Обязательно расскажите о своих впечатлениях в комментариях — нам очень интересно!