Найти в Дзене

Машина без тормозов и заднего хода: безумное изобретение, изменившее мир

Глядя на обтекаемый силуэт современной иномарки, сложно представить, что у всего этого многообразия марок и моделей был один-единственный общий прародитель. Не плод фантазии инженера, а реальный, пахнущий бензином и маслом экипаж, который и сегодня может тронуться с места. Его история началась в ту эпоху, когда по улицам еще цокали копыта, а главным топливом для транспорта был овес. Давайте вместе разберемся, с чего все началось на самом деле. В 1885 году, когда в Российской империи еще вовсю правил Александр III, а до появления первого отечественного автомобиля Яковлева и Фрезе оставалось целых одиннадцать лет, в немецком Мангейме тихий и упрямый инженер Карл Бенц совершил нечто из ряда вон выходящее. В своем сарае он завершил постройку самодвижущегося экипажа. Агрегат получил звучное имя — Benz Patent-Motorwagen, потому что 29 января 1886 года на него был официально оформлен патент DRP №37435. Этот документ и считается свидетельством о рождении автомобиля. Конструкция была более
Оглавление

Глядя на обтекаемый силуэт современной иномарки, сложно представить, что у всего этого многообразия марок и моделей был один-единственный общий прародитель. Не плод фантазии инженера, а реальный, пахнущий бензином и маслом экипаж, который и сегодня может тронуться с места.

Его история началась в ту эпоху, когда по улицам еще цокали копыта, а главным топливом для транспорта был овес.

Давайте вместе разберемся, с чего все началось на самом деле.

Первый автомобиль в мире: История Benz Patent-Motorwagen и Карла Бенца

Оригинальный Benz Patent-Motorwagen — первый в мире автомобиль. Ценный музейный экспонат, сохранившийся до наших дней
Оригинальный Benz Patent-Motorwagen — первый в мире автомобиль. Ценный музейный экспонат, сохранившийся до наших дней

В 1885 году, когда в Российской империи еще вовсю правил Александр III, а до появления первого отечественного автомобиля Яковлева и Фрезе оставалось целых одиннадцать лет, в немецком Мангейме тихий и упрямый инженер Карл Бенц совершил нечто из ряда вон выходящее.

В своем сарае он завершил постройку самодвижущегося экипажа. Агрегат получил звучное имя — Benz Patent-Motorwagen, потому что 29 января 1886 года на него был официально оформлен патент DRP №37435.

Этот документ и считается свидетельством о рождении автомобиля.

Benz Patent-Motorwagen: технические особенности первого автомобиля

Benz Patent-Motorwagen. Именно эта силовая установка мощностью 0.75 л.с. привела в движение первый в мире автомобиль.
Benz Patent-Motorwagen. Именно эта силовая установка мощностью 0.75 л.с. привела в движение первый в мире автомобиль.

Конструкция была более чем смелой. Основа рамы — стальные трубы, материал легкий и достаточно прочный для своего времени.

Сердцем механизма стал одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель. Его рабочий объем составлял около 0,75 литра, а мощность — скромные 0,9 лошадиных сил.

Этого хватало, чтобы разогнать почти трехсоткилограммовую конструкцию до скорости в 16 километров в час. Для эпохи, где эталоном скорости был скакун, это было серьезное заявление.

Сердце легенды: одноцилиндровый двигатель с маховиком Benz Patent-Motorwagen.
Сердце легенды: одноцилиндровый двигатель с маховиком Benz Patent-Motorwagen.

Трансмиссия представляла собой систему ремней и шкивов с двумя передачами. Задняя передача отсутствовала в принципе. Чтобы развернуться, требовалась мышечная сила и определенная сноровка.

Тормозов в нашем понимании тоже не было. Имелся лишь небольшой рычаг, прижимавший к ободу заднего колеса деревянную колодку. Эффективность такого торможения, особенно на спуске, оставляла желать лучшего.

Одной из главных инженерных головоломок для Бенца стала система зажигания. Свечей в привычном виде не существовало.

Обратите внимание на маховик — его размеры критически важны для запуска и стабильной работы мотора, лишенного современной системы зажигания. Редкое фото музейного экспоната, показывающее гениальную простоту конструкции Карла Бенца.
Обратите внимание на маховик — его размеры критически важны для запуска и стабильной работы мотора, лишенного современной системы зажигания. Редкое фото музейного экспоната, показывающее гениальную простоту конструкции Карла Бенца.

Он сконструировал собственное решение: искру давали два платиновых контакта, которые раскалялись докрасна с помощью гальванической батареи и катушки Румкорфа. Запуск двигателя был целым ритуалом.

Сначала нужно было провернуть маховик, что требовало немалых усилий, и только потом мотор, с характерным треском и клубами дыма, оживал.

Первый автопробег в истории и первая автоледи Берта Бенц

Берта Бенц отправляется в первое в мире автомобильное путешествие на дальнее расстояние — из Мангейма в Пфорцгейм, август 1888 года. Источник: Mercedes-Benz Group AG
Берта Бенц отправляется в первое в мире автомобильное путешествие на дальнее расстояние — из Мангейма в Пфорцгейм, август 1888 года. Источник: Mercedes-Benz Group AG

Первый публичный выезд состоялся летом 1886 года и прошел без зрителей. Бенц просто выкатил свой экипаж из ворот и проехал несколько сотен метров по замкнутой дорожке рядом с домом.

Настоящий же триумф, а вместе с ним и слава, пришли к изобретению позже.

В 1888 году произошло событие, которое смело можно назвать первым в мире автопробегом и одновременно — геничным пиар-ходом.

Супруга Карла, Берта Бенц, без ведома мужа, взяла с собой двух сыновей-подростков и отправилась на Patent-Motorwagen к своей матери в город Пфорцгейм. Расстояние в 106 километров по дорогам того времени было настоящим подвигом.

Кадр из художественного фильма "Мерседес", где роль Берты Бенц исполнила Кристине Пaуль
Кадр из художественного фильма "Мерседес", где роль Берты Бенц исполнила Кристине Пaуль

Эта поездка подарила миру несколько автомобильных преданий, не совершенно достоверных, но оттого не менее ярких историй.

Запаса топлива — лигроина — в баке хватало от силы на пару десятков километров. Когда машина заглохла, Берта с сыновьями отыскала в Вислохе городскую аптеку, где и купила необходимый растворитель. Эта торговая точка вошла в историю как первая в мире автозаправочная станция, хотя и выглядела совершенно иначе, чем сегодня.

К бытовым трудностям добавлялись и технические. Говорят, именно Берта догадалась прочистить засорившийся бензопровод булавкой от своей шляпы, а износившиеся деревянные тормозные колодки велела обить кожей у первого попавшегося сапожника, значительно улучшив эффективность торможения.

Она не просто доказала практическую пользу нового транспорта, став его живой рекламой, но и открыла мужу глаза на ключевые для доработок узлы.

Именно после ее вояжа Карл Бенц ввел в конструкцию третью, понижающую передачу для подъема в гору, а также усовершенствовал тормоза.

Всего было построено три экземпляра Patent-Motorwagen.

Кожаное сиденье первого в мире автомобиля — Benz Patent-Motorwagen. Музейный экспонат в идеальном состоянии позволяет рассмотреть детали отделки салона, который видел самого Карла Бенца
Кожаное сиденье первого в мире автомобиля — Benz Patent-Motorwagen. Музейный экспонат в идеальном состоянии позволяет рассмотреть детали отделки салона, который видел самого Карла Бенца

Машина не стала коммерчески успешной в массовом понимании, но она была первым камнем, упавшим в воду, чьи круги расходились по всему миру, дойдя в итоге и до российских инженеров.

Она доказала саму принципиальную возможность использования бензинового двигателя для личного транспорта.

Авто история продолжается

Основатели авто династий. Автомобили, с которых началась история брендов, изменивших мир
Основатели авто династий. Автомобили, с которых началась история брендов, изменивших мир

Такой была отправная точка. Скромный трехколесный экипаж с моторчиком менее одной лошадиной силы положил начало целой цивилизации, которая сейчас стоит в гаражах и на улицах.

Интересно, а что бы сказали те первые зрители, смотревшие на клубящийся дым Motorwagen, если бы увидели современный седан или, скажем, электрический кроссовер?

А может, вы сами видели этого трехколесного прадедушку в музее Штутгарта или Мюнхена? Обязательно расскажите о своих впечатлениях в комментариях — нам очень интересно!