[Обсуждение выдержки из книги Л.Н.Толстого "Путь жизни"]
На данный момент я прочитал (прослушал, пока на велосипеде катался) четверть книги Толстого «Путь жизни». Книга прочитывается в аудиоформате за 16 часов, стало быть, позади — 4 часа.
Про предисловие. Как я понял, здесь Толстой даёт краткое содержание книги — основные постулаты, каждый из которых в дальнейшем развёртывается и обсуждается. Поэтому «Предисловие» — это что-то вроде Толстовских «10 заповедей»... Поместились заповеди в 31-м пункте.
Так, попробую посмотреть в целом. Если ранжировать каждый пункт по принципу соответствия учению Библии, к примеру, «не соответствует» — красный цвет, «соответствует» — зелёный, «частично соответствует» — жёлтый, то превалировать будет всё-таки зелёный цвет. Но такое ранжирование поверхностно. Если внимательно присмотреться, из 31-го постулата лишь около 8-ми ключевых. Поэтому попробую «включить» Чехова и сделать толстовские скрижали более приподъёмными. Выберу только главное и представлю схематично:
- 1-й пункт: человеку важно разобраться, что в этой жизни он «должен делать», а чего «не должен делать» (зелёный цвет).
- Со 2-го по 4-й пункты даются определения «души» и «Бога» (скорее красный, а поскольку это понятие ключевое, то и всё нижеследующее неизбежно принимает, так сказать, «розовый» оттенок).
- 5-й пункт — в чём смысл человеческой жизни (жёлтый).
- 6-й пункт — как достичь того, что Толстой считает смыслом жизни (жёлтый).
- С 7-го по 19-й пункты даётся понятие «грехов», «соблазнов» и «суеверий» (зелёный, но кое-что и жёлтое, касающееся, по сути сугубо, номенклатуры, к примеру, то, что Толстой определяет как «соблазны», не вполне, на мой взгляд, соответствует библейскому учению. Определение «суеверий» тоже вызывает вопросы, хотя и не по Писанию).
- С 20-го и 27-й пункты. В борьбе с грехами, соблазнами и суевериями необходимы усилия воздержания, смирения и правдивости (однозначно зелёный).
- Пункты с 28-го по 31-й. Благодаря усилиям духовный (то есть понимающий правильно своё предназначение в жизни) человек приобретает «благо» уже сейчас, он уже переходит в «вечную жизнь», и ему нет смысла разрешать вопрос будущего его «души», для него нет понятия «смерти» и «зла» (тут хоть и есть кое-что и зелёное, и жёлтое, но слишком уж много красного).
Вот, собственно, и всё вероучение. Браво, Чехов! Тридцать один пункт успешно свёл к семи.
Чтобы не растягивать до бесконечности данную статью, обращусь только к первым трём «чеховским» постулатам (соответственно, пяти Толстовским). Далее цитата:
«1) Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть. Учение это такое:
2) Кроме того, что мы видим, слышим, ощупываем и про что знаем от людей, есть и такое, чего мы не видим, не слышим, не ощупываем и про что никто ничего не говорил нам, но что мы знаем лучше всего на свете. Это то, что дает нам жизнь и про что мы говорим «я».
3) Это же невидимое начало, дающее нам жизнь, мы признаем и во всех живых существах, и особенно живо в подобных нам существах — людях.
4) Всемирное, невидимое начало это, дающее жизнь всему живому, сознаваемое нами в самих себе и признаваемое в подобных нам существах — людях, мы называем душою, само же в себе всемирное невидимое начало это, дающее жизнь всему живому, мы называем Богом.
5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от Бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с Богом — сознанием своей божественности. В этом все большем и большем соединении с душами других людей — любовью и с Богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни» (конец цитаты).
Ну что ж, не будем занудами и к первому пункту никак придираться не будем. Так ведь и есть: главное человеку разобраться, что делать, а что не делать. Со 2-м и 3-м пунктами тоже вряд ли кто поспорит. «Я» это я, и я себя знаю. И у других своё «я» есть. Понятно. «Подушню» разве что над фразой «это то, что дает нам жизнь». Возможно, Толстой подразумевал здесь «осознание жизни», а не «жизнь». Ибо вряд ли наше «я» именно даёт нам жизнь — тут что-то не так. Только если это наше «я» — часть монолитного «Бога». И, судя по пунктам 4 и 5, автор ведь что-то такое и имеет в виду.
Дальше — определение «души». И определение «Бога». Мне представилось знаете что?.. Подоцит. Есть такие клетки в почках.
Как будто по Толстому весь подоцит — это «Бог», а отростки (или «ножки») подоцита — это «души» разных-разных людей и животных. И, вот, по 5-му пункту, смысл жизни в том, чтобы ножке подоцита понять, что она — часть подоцита, и другие ножки — тоже часть подоцита. Не обманывать себя, воображая, что ножка — сама по себе, а поступками своими (любовью) стремиться объединиться с подоцитом. Люди же, думая, что они изолированы от Бога, предоставлены сами себе и не желают жить по «закону любви» — несчастные, поскольку игнорируют «закон жизни». Хорошо, в целом, схема хороша. И правдива. Но есть и значительное несоответствие библейскому учению.
Всё-таки Бог — отдельная (могущественная!) духовная личность. И он призывает людей не понять, что они часть его, и слиться с ним, а призывает людей стать частью его семьи. Библия оперирует образами: «есть с ним за одним столом», «стать гостем в его шатре», «трудиться вместе с ним» — смотри, к примеру, Псалом 14, 1-е письмо апостола Павла Коринфянам 3:9; 2-е письмо апостола Павла Коринфянам 6:18.
А что есть по-библейски «душа»? Сам человек. Как у Гоголя: «мёртвые души» (Чичиков спрашивает помещика: сколько у тебя душ? — что он имеет в виду? Понятно: число крестьян). И это библейский язык. И иногда и мы по-старинке говорим на нём: «1-го января на улице — ни души». А ключевой тут стих в самом начале Библии, во 2-й главе: «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» — Бытие 2:7, Синодальный перевод.
Библия проводит разницу между понятием «души» и «духа». «Дух» — это то, чем Бог оживляет, подобно тому, как электричество, «оживляет», скажем, телевизор или утюг. «Душа» же — сам человек, по Гоголю и по Библии. Бог оживляет своим духом тело, и человек становится «живой душой», отдельной живой личностью, которая может взаимодействовать так или иначе с Богом, но уже не является «частью Бога». И, кстати, душе не бессмертна, а может умереть. Об этом тоже чётко сказано в Библии, например, у пророка Иезекииля (18-я глава, 4-й стих, Синодальный перевод): «душа согрешающая, та умрет».
И тем не менее принципиально Толстой прав насчёт смысла жизни: человеку необходимо осознать свою зависимость от Бога и подотчётность ему. Научиться исполнять его волю, да, по закону любви, и тогда он будет счастлив.