Найти в Дзене

Худший фильм Гуаданьино? / Queer / Лучшее кинематографическое воплощение Берроуза

Экранизация одноимённого романа Уильяма Берроуза от режиссёра Претендентов звучит как событие, которое не может не захватывать. И с большим трудом, но мое внимание оно все таки захватывает.

Queer (2024), реж. Лука Гуаданьино
Queer (2024), реж. Лука Гуаданьино

"Queer" — это тихий, тягучий и красочный спуск в бездну одиночества и самоуничтожения, при этом глубоко личного и для каждого — своего. Главный герой, в исполнении Даниэла Крейга, — писатель в эмиграции, альтер эго самого Берроуза. Это не портрет, а воплощение его внутренних состояний, вольный образ, насыщенный тоской, бессилием и одержимостью. Одноименный роман — один из самых личных текстов Берроуза, продолжение "Джанки", написанное уже от третьего лица. Даже эта смена повествовательной перспективы выглядит знаково — как способ взглянуть на себя со стороны, с болью, но и с холодной точностью.

На протяжении просмотра я часто ловил себя на мысли, что не хочу говорить об этом фильме. Не потому что он не заслуживает обсуждения, а потому что он кажется в чём-то незавершённым, без начала и конца, с кучей пробелов и ошибок. Идея будто бы однобока, визуальная среда — местами слишком искусственна, а ритм затянут. В отдельные моменты появляется ощущение подражания самому себе, но без фирменной эмоциональной температуры. И всё же… финальный акт вытягивает фильм из тумана — завораживает, гипнотизирует, обостряет всё, что казалось аморфным.

Queer (2024), реж. Лука Гуаданьино
Queer (2024), реж. Лука Гуаданьино

Есть, однако, одна вещь, о которой я не могу не сказать: Гуаданьино и Крейг поразительно точно уловили суть Берроуза. Я, к сожалению, не знаком с первоисточником, но по опыту чтения "Джанки", "Голого завтрака", "Пристани святых" у меня сложился внутренний образ писателя, героя собственных книг. И этот образ в фильме передан с пугающей точностью. Он теряется среди жарких улиц юга, пьёт, курит, блуждает, смотрит в пустоту — в его взгляде полное отчаяние. Даже когда в репликах Крейга проскальзывают интонации из "Достать ножи", спустя мгновение, после взгляда в стеклянные, пропитанные поиском чего-то невесомого, глаза, перед нами вновь восстает образ писателя.

Сюрреалистичные сны здесь в отличии от многих других картин не являются чем-то знаковым для самого фильма, скорее это некий личный символизм. И этот самый переход от реальности к снам выполнен с тем же ритмом, что и в других работах писателя.

Фильм вызвал у меня смешанные чувства. Он одновременно неприятен и завораживает. Но если что-то здесь по-настоящему ценно — так это личные характеры и их атмосфера. Она держится на образах, на тяжести актёрской игры, на, безусловно, глубоком уважении к первоисточнику. Queer — не лучший фильм прошлого года и, возможно, не лучший в карьере Гуаданьино. Но, без сомнения, это лучшее кинематографическое воплощение Берроуза на сегодняшний день.

Автор текста: Юра (t.me/thiswewatch)