Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Запрещенный маркетинг для психологов

Слушала недавно интервью психолога – достаточно живое и интересное. И вдруг героиня приводит пример из практики: «Попросился ко мне в работу мужчина. Вижу, идет: приземистый такой, решительный, брови нахмурены. Сразу понимаю: мой клиент. Говорю ему: „Валерочка, почему же вы думаете, что…“» - и дальше продолжение о взаимодействии с этим клиентом. Таких примеров было несколько.

Я не верила своим ушам. Харизматичная женщина, опытный специалист вот так запросто выдает клиентские истории, которые вообще-то конфиденциальны. Возможно, имена и детали она изменила, но об этом в интервью не было ни слова. Создавалось стопроцентное ощущение, что в эфир идет личная информация клиентов, которую терапевт не может передавать никому.

К сожалению, психологи все чаще публикуют клиентские истории. Отчасти потому, что маркетологи советуют – яркий, выгодный ход. Который, тем не менее, будет первым в моем списке запрещенных и сомнительных в сфере психотерапии.

В продвижении психологов действительно недопустимы некоторые очевидные, казалось бы, способы. Я перечислю их здесь не только и не столько для коллег, сколько для тех, кто ищет себе психолога, чтобы были начеку. Но, конечно, понимаю, что и коллеги могут захотеть подискутировать.

1. Публикация клиентских историй. Конечно, нельзя рассказывать о кейсах клиентов и продвигаться за счет этого. Даже если истории показывают реальную пользу и вдохновляют.

Почему так нельзя?

Конфиденциальность в психотерапии – это фактор доверия, без которого работа невозможна. Когда история уходит наружу, она начинает «жить своей жизнью». В своем телеграм-канале я подробнее пишу, как это вредит клиенту, даже если случай опубликован с его согласия.

А как можно?

Этичные психологи компилируют «кейс» из разных клиентских историй или приводят гипотетический пример. Все это из публикации должно быть ясно.

2. Обещание «волшебной таблетки». «Через 10 сессий вы встретите свою любовь», «Ваш заработок увеличится в три раза,» – подобные утверждения весьма сомнительны. Как будто специалист «наколдует», и мечты сбудутся.

Почему так нельзя?

Терапия непредсказуема, и ее результат зависит не только от специалиста, но и от клиента. Бывает, что работа по основному запросу идет очень медленно, зато решаются несколько других проблем. Специалист не в состоянии настолько точно знать итог наперед. Кроме того, клиент и психолог могут по-разному оценивать то, что получилось. Поэтому обещание конкретных результатов терапии по сути ложь.

А как можно?

Этичный специалист говорит о темах, с которыми работает. Может упомянуть процент успешных случаев. Обещает только то, что реально: снижение напряжения, возможность взглянуть на ситуацию по-другому, больше ясности, проживание важного опыта. Все это, в свою очередь, способствует решению сложности клиента.

3. «Приведи друга – получи скидку!» Банк, фитнес-клуб или ресторан может предлагать скидку за то, что клиент приведет к нему друга или родственника, а психолог – нет.

Почему так нельзя?

Если специалист будет одновременно индивидуально работать, например, с двумя родственниками, которые жалуются друг на друга, это создаст в терапии конфликт интересов. У психолога не останется шансов сохранить позицию, в которой он всегда на стороне клиента. А сама по себе скидка в этом случае может исказить мотивацию человека, когда непонятно, почему он приходит: потому что правда надо или ради скидки.

А как можно?

Иногда терапевты делают ознакомительную сессию дешевле остальных или вообще бесплатной. Это тоже спорный шаг, вредный в первую очередь самому психологу, потому что первая сессия труднее последующих. Но этику он не нарушает.

4. Продажа пакетов сессий. Весьма сомнительный ход, особенно если работа еще не началась.

Почему так нельзя?

Например, в гештальт-подходе подразумеваются отношения между специалистом и клиентом, в которых каждый свободен, в том числе прекратить их в любой момент. Оплата пакета может удерживать клиента, даже если тому некомфортно.

В краткосрочных подходах подобные ходы более допустимы. Но рискованны. А вдруг совместная работа не пойдет?

А как можно?

Психолог без оплаты пакетом просто может сделать постоянную скидку клиенту, который не в состоянии платить обычную цену. Если терапевт идет на это, то понимает, зачем, и знает, что у него есть на это ресурс, то есть он не будет отыгрывать на клиенте «недополученное».

Оплата сразу пакетом, но без скидки, возможна, когда между клиентом и терапевтом уже сформирован альянс, и оба уверены, что работа будет продолжена.

5. Публикация отзывов клиентов. В некоторых подходах это считается вообще недопустимым. Объясняется тем, что у каждого свой опыт работы с терапевтом, и другому человеку нельзя получить такой же. Зато можно заранее «обвесить» психолога конкретными ожиданиями. А если клиент не доволен работой, далеко не всегда ответственность за это на психологе. Часто бывает, что терапевт говорит одно, а клиент слышит совершенно другое.

Но в последнее время отношение к отзывам стало более лояльным. Те же агрегаторы способствуют тому, чтобы клиенты оставляли о психологах отзывы, в том числе, кстати, и негативные. Иногда форма предполагает, что не поставить хотя бы «звезды» в принципе невозможно.

Лично для себя я пока решаю эту этическую дилемму так. Если человек сам хочет оставить отзыв, я не возражаю. Если я работаю с клиентом по каким-то очень особенным причинам бесплатно или по большой скидке, то могу уже после завершения сессий предложить ему написать отзыв, при этом проговаривая, что он вправе не делать этого, если не готов, и мое отношение к нему не изменится. Если клиент работает со мной по полной цене, я не стану предлагать ему оставить отзыв.

А какие у вас представления о том, что допустимо в продвижении, а что – нет? Вопрос и к коллегам, и к клиентам.

Автор: Юлия Берникова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru