О чём мы думаем, когда едем в метро? Да о чём угодно! Только не о том, кто создал для нас красоту вокруг. Станции первых наших линий действительно просто дворцы под землёй. Иностранцы от них просто в шоке и восторге. Помню ещё в те далёкие годы, когда я, студентка, возвращалась домой в уставшем вагоне метро после 23:00, было очень интересно видеть ночные экскурсии в метрополитене. И людей, с восторгом оглядывающихся по сторонам.
90-летие Московского метрополитена заставило вспомнить очень многое из его истории. И не только рассказы о том, как и кто строил метро. В течение всего года то там, то здесь возникали публикации о тех, кого мы и не помнили никогда. Например, об архитекторах и художниках, которые создавали красоту на станциях и в переходах метро.
Автором десяти станций Московского метрополитена (девять из них - в соавторстве с мужем, архитектором И. Г. Тарановым) была Надежда Александровна Быкова.
В течение всей жизни Надежда Александровна работала в проектных организациях метрополитена. После "Сокольников", о которых я писала, ею спроектированы:
1938 - "Белорусская"-радиальная, совместно с Н. H. Андриканисом
1943 - "Новокузнецкая", совместно с И. Г. Тарановым. Портреты авторов "спрятаны" в мозаике, в торце перехода на Третьяковскую.
1944 - переходный тоннель со станции "Театральная" на станцию "Охотный Ряд", совместно с И. Г. Тарановым.
1954 - "Белорусская"-кольцевая, совместно с И. Г. Тарановым.
1957 - "Спортивная", совместно с И. Г. Тарановым
1958 - "ВДНХ", совместно с И. Г. Тарановым
1959 - наземный вестибюль станции "Университет", совместно с И. Г. Тарановым
1961 - наземная станция "Измайловская", совместно с И. Г. Тарановым
1963 - "Щёлковская", совместно с И. Г. Тарановым
1963 - "Проспект Вернадского", совместно с И. Г. Тарановым.
***
Родившаяся в 1907 году в Серпухове Надежда Александровна Быкова хотела пойти по стопам родителей - отца-земского врача и матери-фельдшера и стать медиком.
В пору моей юности - а я окончила школу в 1925 году - в институт поступали по направлениям. И давались они, как ни странно, не нам, а нашим родителям. Отец попал в число таких счастливцев. Направление он получил. Но не в медицинский институт, а во Вхутемас.
Н. Быкова, архитектор. Hе «Подземка», а подземные дворцы
Так волей судьбы Надежда Быкова стала срочно учиться рисовать. Несколько уроков ей даёт приезжавший в Серпухов художник Василий Поленов, и спустя несколько месяцев интенсивной подготовки девушка сдаёт экзамены. Судьи ставят ей "плюс" за способности, но "минус" за подготовку. Итог - зачисление. Так начинается путь первой женщины-проектировщицы метро.
Во ВХУТЕМАСе Надежда Быкова попадает в атмосферу бурлящей творческой жизни. Её особенно увлекает дисциплина под названием "Пространство". Это не просто курс, а целая философия, которая меняет восприятие архитектуры. Позже Быкова признается:
Если бы не этот предмет, я бы, наверное, ушла. Но он меня захватил полностью.
В 1931 году в Москве по инициативе инженера Павла Павловича Ротерта из Харькова создается институт Метропроект. Проектировать станции метро Ротерт позвал команду из двенадцати молодых харьковских архитекторов, в их числе были Алексей Душкин, Борис Примак, Яков Лихтенберг и Иван Таранов-Белозёров. Команда начинает свою работу в конце декабря 1932 года. Туда же перешла работать и Надежда.
Поначалу молодые архитекторы проектировали не станции, а жильё для будущих строителей метро. Вскоре Надежда Быкова приняла участие в конкурсе на проект станции "Сокольники". Вместе с Иваном Тарановым. Все смеялись над ними - служебный роман! А они просто жили этим своим первым совместным проектом.
Мы оба тяготели к аскетизму формы, и в «Сокольниках» стремились к простоте: простые колонны, простые капители, просто решенная стена… Подобный характер образов диктовался общим стилем строительства первой очереди, которая мне представляется очень целостной.
Н. Быкова, архитектор. Hе «Подземка», а подземные дворцы
Вместе с чертежами рождались не только станции, но и судьбы. Надежда Быкова и Иван Таранов встретились за кульманами, среди строгих линий и выверенных перспектив. В середине 1930-х они оба уже были признанными специалистами, но именно проект станции "Сокольники" связал их навсегда. Проект, который принёс им признание, и решение, которое поставило их будущее на карту.
Под контролем Л.М. Кагановича и Н.А. Булганина проект станции менялся на глазах. Но она была построена, и её признали одной из лучших. Надежда Быкова за "Сокольники" получила почетную грамоту ВЦИК, ордер на комнату, Гран-при в Париже и денежную премию. А Иван Таранов - ничего. Сегодня говорят, что всему виной было его дворянское происхождение. Именно в этот момент Надежда Быкова сделала то, что изменило их жизнь. Она написала письмо Николаю Булганину:
Мы работали вместе, и если награждать, то обоих. Если только меня — я отказываюсь от всего.
Казалось бы, вызов системе. Но произошло невероятное. Ивана Таранова восстановили в аспирантуре Академии архитектуры, но с условием отказа от его второй фамилии. Надежда Быкова сохранила свои награды. Спустя несколько месяцев они поженились. "Метро их соединило", - скажет их сын спустя годы. Так станция "Сокольники" стала не только частью города, но и частью истории семьи.
Их портреты мы и сегодня можем увидеть в их метро. На станции "Новокузнецкая", которую они проектировали.
Мозаичное панно "Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков", выполненное в технике флорентийской мозаики, сначала украшало торец центрального зала, позже его перенесли на переход к "Третьяковской". Именно на нём художник Борис Покровский изобразил советский народ, военные знамена ... и в числе прочих двух архитекторов станции. Среди стоящих на фоне панорамы Москвы советских граждан мужчина с чертежом в руках внешне очень похож на Таранова, а девушка с короткой стрижкой на заднем плане - на Быкову. Так они навсегда остались в метро, которое строили...
Когда Иван Георгиевич заболел, Надежда Александровна буквально спасала его, восстанавливала интерес к жизни, привозя ему новые проекты, над которыми они фантазировали дома. А в семье подрастали дети, такие же талантливые, как и их родители.
При Н. С. Хрущёве, после 1960 года, многое изменилось. Москва росла, но вектор её развития задавали уже другие. Как архитектора Надежду Быкову не раз упрекали, что её идеи казались слишком сложными, дорогостоящими или просто ненужными. Но она не сдавалась.
Имя Надежды Александровны Быковой было связано с метро, и именно в этом направлении она продолжала двигаться. В 1970-е годы она участвовала в проектировании нескольких ключевых станций, хотя уже не в той роли, что раньше. Наступала эра типовых проектов, подземные дворцы стали никому не нужны. Она с горечью напишет потом в своих воспоминаниях:
«Мы всё больше превращались в инженеров, а не в архитекторов».
Одной из последних её крупных работ стала модернизация станции "Проспект Вернадского". Проект, задуманный ещё в 1950-е, в новых условиях требовал серьёзных изменений. Надежда Александровна предложила улучшить освещение, изменить конфигурацию вестибюля, но большинство её предложений так и остались на бумаге.
Но Н.А. Быкова не ограничивалась метро. В 1980-е годы она занялась проектированием жилых комплексов. Тогда это казалось отходом от ее главной специализации, но архитектор видела в этом вызов...
А потом пришли 1990-е. Как многие старые специалисты, Надежда Александровна Быкова не вписывалась в новую реальность. Проекты замораживались, финансирование урезалось, а архитекторы старой школы оставались не у дел. Они были просто не нужны. Их время ушло...
***
Последние годы жизни Надежды Быковой прошли в кругу семьи. Она много рассказывала о прошлом, вспоминала, как строилось метро, как принимались решения, как удавалось продвигать свои идеи. «Если ты знаешь, что сделал что-то важное, тебе уже не так страшно уходить», — говорила она в одном из интервью.
https://realnoevremya.ru/articles/332102-nadezhda-bykova-pervaya-ledi-podzemki
Она всегда терпеливо рассказывала о всех своих станциях метро, а иногда даже просто приезжала "к ним в гости". Но станцию ВДНХ игнорировала демонстративно. Она говорила, что
... история станции «ВДНХ» (особенно печальна). Её перронный зал должны были обрамлять арки с орнаментом зелёной с золотом флорентийской мозаики, работу над которой начал В. А. Фаворский. Но этому не суждено было воплотиться в жизнь. Художественное оформление запретили, распалубки покрасили масляной краской. Я избегаю бывать там.
Да, по проекту станция вообще выглядит по-другому...
Архитектор Надежда Александровна Быкова скончалась в возрасте 90 лет. Она пережила несколько эпох, оставила после себя десятки построенных объектов и сотни студентов, которые учились на её проектах. Друзья и ученики, не стесняясь, называли её "первой леди московской подземки", а она, улыбаясь, поправляла: "Не подземки, подземного дворца"...
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!