Найти в Дзене

Метро московское. Станция №1

Станция "Сокольники"-радиальная является первой станцией московского метро. С неё началось его строительство, а к моменту её открытия Сокольническая линия насчитывала 13 станций. Когда я говорю "Сокольники", мне совершенно не вспоминается знаменитый наш парк. Я начинаю припевать песенку, которую когда-то пел Леонид Утёсов: Ну и как же это только получается
Что-то в жизни перепуталось хитро
Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся
От "Сокольников" до "Парка" на метро. Первый пробный состав из двух вагонов от станции "Сокольники" отправился 15 октября 1934 года. Через 7 месяцев - 15 мая 1935 года станция метро была открыта для пассажиров. Она была открыта в составе первого пускового участка Московского метро. История Московского метро началась! Над проектами вестибюлей и перронов работали лучшие архитекторы и скульпторы того времени, ответственно выполняя заказ Советского государства. Макет станции выставлялся на Всемирной выставке 1937 года в Париже, а её проект был удостоен Гран-при. П

Станция "Сокольники"-радиальная является первой станцией московского метро. С неё началось его строительство, а к моменту её открытия Сокольническая линия насчитывала 13 станций.

Люди идут посмотреть и прокатиться на одной из первых станций московского метро — «Сокольники» 1935 год. Фото из открытых источников интернет
Люди идут посмотреть и прокатиться на одной из первых станций московского метро — «Сокольники» 1935 год. Фото из открытых источников интернет

Когда я говорю "Сокольники", мне совершенно не вспоминается знаменитый наш парк. Я начинаю припевать песенку, которую когда-то пел Леонид Утёсов:

Ну и как же это только получается
Что-то в жизни перепуталось хитро
Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся
От "Сокольников" до "Парка" на метро.

Первый пробный состав из двух вагонов от станции "Сокольники" отправился 15 октября 1934 года. Через 7 месяцев - 15 мая 1935 года станция метро была открыта для пассажиров. Она была открыта в составе первого пускового участка Московского метро.

Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

История Московского метро началась!

Над проектами вестибюлей и перронов работали лучшие архитекторы и скульпторы того времени, ответственно выполняя заказ Советского государства.

Проект станции метро «Сокольники». Наземный вестибюль. Интерьер кассового зала. 1934–1935. Архитекторы Надежда Быкова, Иван Таранов
Проект станции метро «Сокольники». Наземный вестибюль. Интерьер кассового зала. 1934–1935. Архитекторы Надежда Быкова, Иван Таранов

Макет станции выставлялся на Всемирной выставке 1937 года в Париже, а её проект был удостоен Гран-при.

Поскольку станцию построили неглубокой, то её конструкция была довольно простой - трёхпролётная платформа с двумя рядами квадратных колонн. Она станет основной для будущих станций мелкого заложения.

Н.А. Быкова с мужем И.Г. Тарановым (справа) в их доме с коллегой.
Н.А. Быкова с мужем И.Г. Тарановым (справа) в их доме с коллегой.

Проект станции "Сокольники" создали архитектор Надежда Быкова и её муж Иван Таранов.

***

Кстати эта семейная пара создаст ещё несколько станций метрополитена: "Новокузнецкая" (1943), переходный тоннель со станции "Театральная" на станцию "Охотный Ряд" (1944), "Белорусская-кольцевая" (1954), "Спортивная" (1957), ВДНХ (1958), наземный вестибюль станции "Университет" (1959), "Проспект Вернадского" (1963).

***

Но вернёмся к проекту станции.

Колонны должны были быть облицованы серым мрамором. Чтобы визуально сделать станцию более просторной, внизу базы (нижняя часть колонны) отделали чёрным цветом, а капители (квадрат у потолка) - белым. Потолок украсили кессонами. Это рельефные квадратные углубления в сводах. Изначально в них располагались небольшие светильники. Над самой платформой висели люстры-шары. Но в 1960-х годах всё это заменили на люминесцентные лампы.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Называется - найдите три отличия! Мне кажется было больше красоты...

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

В центре зала расположили мостик, который ведёт к выходу.

Проект станции. Архитекторы Надежда Быкова, Иван Таранов
Проект станции. Архитекторы Надежда Быкова, Иван Таранов

Он теперь выглядит вот так:

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

А ещё изначально конструкцию планировали украсить майоликовыми панно, которые изображали бы отдых людей в парке "Сокольники". Ведь именно в честь него станция получила название. Но задумку так и не реализовали. А на картинке с проектом это панно очень даже хорошо видно.

Наземная часть станции тоже получилась достаточно необычной. Её вестибюль в виде двух устоев-"пропилей" с гранитным цоколем, перекрытых плоской плитой, находится как раз в начале аллеи, ведущей к парку "Сокольники".

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Сравнительно небольшое здание, похожее на парковый павильон, было спроектировано в эстетике постконструктивизма и ар деко. Архитекторам пришлось уменьшить габариты вестибюля в 1,5 раза по распоряжению Л. М. Кагановича, который курировал строительство метро.

Проект наземной части вестибюля станции метро "Сокольники". Архитекторы Надежда Быкова, Иван Таранов
Проект наземной части вестибюля станции метро "Сокольники". Архитекторы Надежда Быкова, Иван Таранов

Правда был и ещё один его вариант.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Если присмотреться, то можно увидеть, что планировалось 2 "комплекта" скульптур. Что получилось в итоге?

Со стороны Стромынки на тумбах-выступах по сторонам от портала скульптор П. В. Митковицер установил реалистичные гипсовые фигуры дискобола и волейболистки. Однако эти работы скульптора были утрачены.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

При реконструкции наземного вестибюля реплики скульптур в 2018 году были возвращены на их прежнее место.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Последним шагов в восстановлении облика вестибюля "Сокольников" была установка в 2019 году светящейся надписи "Метро", аналогичной той, что существовала в первые годы после открытия станции, которая была утрачена ещё до 1940 года.

***

Осталось сказать, что

- "Сокольники" - первая станция, где пытались разделить потоки людей,

- "Сокольники" - первая станция, с которой отправился первый пассажир Московского метро. Им был мастер завода "Красный пролетарий" Л. П. Латышев.  

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

- "Сокольники" - была станцией экспериментальной. Здесь в 1935 году работали автоматы по продаже бутербродов, шоколада и папирос. Но вскоре их убрали из-за неодобрения столичной публики. Посмотрела бы эта публика на переходы с автоматами и палатками в 1990-х гг.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Осталось сказать, что Комитет по культурному наследию города Москвы присвоил в 2007 году станции "Сокольники"- радиальная статус выявленного объекта культурного наследия.

***

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

А всё-таки красивая она получилась, наша первая станция метрополитена...

Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!