Станция "Сокольники"-радиальная является первой станцией московского метро. С неё началось его строительство, а к моменту её открытия Сокольническая линия насчитывала 13 станций.
Когда я говорю "Сокольники", мне совершенно не вспоминается знаменитый наш парк. Я начинаю припевать песенку, которую когда-то пел Леонид Утёсов:
Ну и как же это только получается
Что-то в жизни перепуталось хитро
Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся
От "Сокольников" до "Парка" на метро.
Первый пробный состав из двух вагонов от станции "Сокольники" отправился 15 октября 1934 года. Через 7 месяцев - 15 мая 1935 года станция метро была открыта для пассажиров. Она была открыта в составе первого пускового участка Московского метро.
История Московского метро началась!
Над проектами вестибюлей и перронов работали лучшие архитекторы и скульпторы того времени, ответственно выполняя заказ Советского государства.
Макет станции выставлялся на Всемирной выставке 1937 года в Париже, а её проект был удостоен Гран-при.
Поскольку станцию построили неглубокой, то её конструкция была довольно простой - трёхпролётная платформа с двумя рядами квадратных колонн. Она станет основной для будущих станций мелкого заложения.
Проект станции "Сокольники" создали архитектор Надежда Быкова и её муж Иван Таранов.
***
Кстати эта семейная пара создаст ещё несколько станций метрополитена: "Новокузнецкая" (1943), переходный тоннель со станции "Театральная" на станцию "Охотный Ряд" (1944), "Белорусская-кольцевая" (1954), "Спортивная" (1957), ВДНХ (1958), наземный вестибюль станции "Университет" (1959), "Проспект Вернадского" (1963).
***
Но вернёмся к проекту станции.
Колонны должны были быть облицованы серым мрамором. Чтобы визуально сделать станцию более просторной, внизу базы (нижняя часть колонны) отделали чёрным цветом, а капители (квадрат у потолка) - белым. Потолок украсили кессонами. Это рельефные квадратные углубления в сводах. Изначально в них располагались небольшие светильники. Над самой платформой висели люстры-шары. Но в 1960-х годах всё это заменили на люминесцентные лампы.
Называется - найдите три отличия! Мне кажется было больше красоты...
В центре зала расположили мостик, который ведёт к выходу.
Он теперь выглядит вот так:
А ещё изначально конструкцию планировали украсить майоликовыми панно, которые изображали бы отдых людей в парке "Сокольники". Ведь именно в честь него станция получила название. Но задумку так и не реализовали. А на картинке с проектом это панно очень даже хорошо видно.
Наземная часть станции тоже получилась достаточно необычной. Её вестибюль в виде двух устоев-"пропилей" с гранитным цоколем, перекрытых плоской плитой, находится как раз в начале аллеи, ведущей к парку "Сокольники".
Сравнительно небольшое здание, похожее на парковый павильон, было спроектировано в эстетике постконструктивизма и ар деко. Архитекторам пришлось уменьшить габариты вестибюля в 1,5 раза по распоряжению Л. М. Кагановича, который курировал строительство метро.
Правда был и ещё один его вариант.
Если присмотреться, то можно увидеть, что планировалось 2 "комплекта" скульптур. Что получилось в итоге?
Со стороны Стромынки на тумбах-выступах по сторонам от портала скульптор П. В. Митковицер установил реалистичные гипсовые фигуры дискобола и волейболистки. Однако эти работы скульптора были утрачены.
При реконструкции наземного вестибюля реплики скульптур в 2018 году были возвращены на их прежнее место.
Последним шагов в восстановлении облика вестибюля "Сокольников" была установка в 2019 году светящейся надписи "Метро", аналогичной той, что существовала в первые годы после открытия станции, которая была утрачена ещё до 1940 года.
***
Осталось сказать, что
- "Сокольники" - первая станция, где пытались разделить потоки людей,
- "Сокольники" - первая станция, с которой отправился первый пассажир Московского метро. Им был мастер завода "Красный пролетарий" Л. П. Латышев.
- "Сокольники" - была станцией экспериментальной. Здесь в 1935 году работали автоматы по продаже бутербродов, шоколада и папирос. Но вскоре их убрали из-за неодобрения столичной публики. Посмотрела бы эта публика на переходы с автоматами и палатками в 1990-х гг.
Осталось сказать, что Комитет по культурному наследию города Москвы присвоил в 2007 году станции "Сокольники"- радиальная статус выявленного объекта культурного наследия.
***
А всё-таки красивая она получилась, наша первая станция метрополитена...
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!