Найти в Дзене

Неоднозначная Партенопа / Parthenope (2024)

Я всё ещё не решил для себя — хвалить этот фильм или ругать. То же самое, пожалуй, я могу сказать и о творчестве Соррентино в целом. Он — один из тех режиссёров, чьи работы вызывают одновременно восхищение и раздражение, и Партенопа — не исключение. Фильм рассказывает простую историю о девушке, названной в честь древнегреческой нимфы, чьим именем когда-то нарекли Неаполь. С самого начала становится Паоло дает понять, что стоит готовится к чему-то, что мы уже могли где-то видеть, слышать. Имя здесь не просто звук, оно несет в себе что-то важное, и раскрытие этого смысла станет для режиссера не самой простой задачей. Соррентино по-прежнему не отпускает свои любимые темы: красота, молодость, смысл жизни, утрата, ностальгия. Но в случае с Партенопой это скорее не новый взгляд на старые вопросы, а очередной акт самоповтора. Здесь, как и прежде, в практически каждой сцене прослеживается любовь режиссёра к Неаполю — да и весь фильм можно трактовать как ещё одно признание в любви этому городу.

Я всё ещё не решил для себя — хвалить этот фильм или ругать. То же самое, пожалуй, я могу сказать и о творчестве Соррентино в целом. Он — один из тех режиссёров, чьи работы вызывают одновременно восхищение и раздражение, и Партенопа — не исключение.

Parthenope (2024), реж. Паоло Соррентино
Parthenope (2024), реж. Паоло Соррентино

Фильм рассказывает простую историю о девушке, названной в честь древнегреческой нимфы, чьим именем когда-то нарекли Неаполь. С самого начала становится Паоло дает понять, что стоит готовится к чему-то, что мы уже могли где-то видеть, слышать. Имя здесь не просто звук, оно несет в себе что-то важное, и раскрытие этого смысла станет для режиссера не самой простой задачей.

Соррентино по-прежнему не отпускает свои любимые темы: красота, молодость, смысл жизни, утрата, ностальгия. Но в случае с Партенопой это скорее не новый взгляд на старые вопросы, а очередной акт самоповтора. Здесь, как и прежде, в практически каждой сцене прослеживается любовь режиссёра к Неаполю — да и весь фильм можно трактовать как ещё одно признание в любви этому городу. Хотя герои порой и ругают Неаполь, камера говорит за них противоположное, она обожествляет, идеализирует, превращает город в сказочный миф.

Однако именно в визуальной составляющей кроется двойственность картины. С одной стороны, она безусловно красива. С другой — фильм не воспринимается как цельное произведение: возникает ощущение затянувшегося рекламного ролика, где перемешано множество эпизодов, и каждый из них стремится перетянуть внимание зрителя на себя. Некоторые кадры будто бы кричат с экрана: «Посмотри на меня, какой я красивый!» Персонажи замирают на фоне вычурных интерьеров, а пейзажи длинными планами уносят нас в бесконечные размышления.

Тем не менее, я не могу не отметить благодарность режиссёру за то, что он в очередной раз превратил привычные темы в эстетически выверенный визуальный опыт. Смотреть на это действительно приятно, особенно в отрыве от контекста. Селеста Далла Порта, исполнившая роль Партенопы это нечто внеземное: обворожительное, недосягаемое воплощение красоты. То, как Соррентино её снимает, вызывает искренний восторг, заставляя закрыть глаза на не слишком выразительную актёрскую игру.

Parthenope (2024), реж. Паоло Соррентино
Parthenope (2024), реж. Паоло Соррентино

В начале картины так же бьет в глаза сотрудничество режиссера с Louis Vuitton, которое казалось бы, призвано придать фильму дополнительный лоск, но неожиданно оборачивается якорем. Вместо тонкого взаимодействия между брендом и образами мы получаем откровенную стилизацию, которая лишь подчеркивает поверхностность отдельных сцен. Красота здесь действительно притягательна и гипнотична, но что скрывается за тоннами вылизанных скриншотов?

Размышления о взрослении, о поиске смысла жизни и любви подаются через обилие неприкрытых, порой грубоватых метафор. Есть ли место для чувств в мире, где выбор оказывается настолько трагичным, что мечтам в нём просто не остаётся пространства? История Партенопы лежит на поверхности, но Соррентино, словно воды Неаполитанского залива, разливает её по фильму, и волны раз за разом накрывают нас прямолинейными, почти назойливыми подсказками.

При просмотре, словно листая глянцевый журнал или утопая в залипательном взгляде среди сотни рекламных роликов бывает трудно разглядеть людей, понять их настоящую суть, уловить ту самую мимолётную искру. Но когда это всё-таки происходит мир будто бы сжимается до размера экрана, а затем резко расширяется, оставляя нас наедине с неуловимой, почти мифической фигурой. Словно на секунду мы прикоснулись к чему-то большему.

Всё это уже было и, кажется, было ярче. А от Паоло, наконец, хочется чего-то большего.

Автор текста: Юра (t.me/thiswewatch)