Перед вами дяньцзы (钿子) — головной убор императрицы или наложницы эпохи Цин из коллекции Шэньянского Гугуна (Музей бывшего императорского дворца в Шэньяне). Высота изделия составляет 21,6 см, ширина — 19,8 см. Это изумительный образец маньчжурских головных уборов, выполненный в технике дяньцуй (点翠) — инкрустации перьями зимородка.
Каркас аксессуара, покрытый чёрной шёлковой сеткой, сплетён из бамбука и лозы. Декоративные элементы изготовлены из серебра и медных пластин. Перья зимородка, используемые для инкрустации пластин, придают головному убору насыщенный синий цвет, не тускнеющий со временем. При надевании аксессуар наклонялся назад, образуя выпуклую сводчатую форму, расширяющуюся книзу, напоминающую перевернутую корзину. Имя обладательницы дяньцзы затерялось в истории, но достоверно известно, что подобные головные уборы использовались исключительно при дворе и были не доступны простому народу.
Дизайн дяньцзы восходит к короне феникса (фэнгуань, 凤冠) и фактически является разновидностью женского церемониального головного убора. Дяньцзы подразделялись на три типа в зависимости от статуса женщины и количества используемых украшений. Вдовствующая императрица, императрица, драгоценная наложница и женщины в статусе фэй (妃) носили фэндянь (凤钿, "диадема феникса"). Как следует из названия, основным мотивом в её украшении были фениксы.
Наложницы более низших рангов (от пинь 嫔 и ниже), а также дочери князей (родственники императора) носили дидянь (翟钿, "диадема фазана"). Жёны чиновников до седьмого ранга (чьи мужья имели высокую должность, но не были кровно связаны с императорским домом) носили хуадянь (花钿, "цветочная диадема").
Если вы плохо знакомы с иерархией цинского гарема, то рекомендую посмотреть это видео
Согласно "Записям о придворной и народной жизни со времён правления Даогуана и Сяньфэна" (道威以来朝野杂记), существовала градация дяньцзы по количеству декоративных элементов:
Самым роскошным оставался фэндянь, он имел девять основных элементов на лицевой части. Более скромный вариант — маньдянь (满钿, "полностью украшенная диадема") — имел семь основных элементов. Баньдянь (半钿, "наполовину украшенная диадема") — до пяти элементов. Зачастую украшения на дяньцзы были съёмными, что позволяло женщине варьировать их количество, композицию и сочетание в зависимости от сезона, статуса и личных предпочтений.
Примечание: иногда не совсем понятно, как именно подсчитывается количество декоративных элементов на лицевой стороне дяньцзы, потому что существуют головные уборы, на которых аксессуаров явно больше девяти. Этот момент ещё требует более глубокого исследования. Но, исходя из мониторинга большого количества фотографий и видео на данную тему, пока пришла к выводу, что любой полностью украшенный дяньцзы БЕЗ фениксов — это маньдянь, а если декоративных элементов совсем мало и присутствуют заметные пустые пространства, то это баньдянь.
В эпохи Мин и Цин техника дяньцуй (инкрустация перьями зимородка) активно использовалась при дворе: с её помощью создавали женские аксессуары для волос и предметы интерьера, например, настенные панно. Современных работ в этой технике нет, ведь с падением монархии она попала под запрет, к ней не возвращаются даже сейчас в рамках программ по восстановлению традиционных ремёсел (имеется в виду именно применение перьев зимородка. Делают с применением перьев других птиц, но это уже не то). Однако дошедших до наших дней реликвий вполне хватает, чтобы оценить древнее мастерство и эстетические вкусы высшего общества прошлых эпох.
Благодарю за внимание! Надеюсь, эта статья принесла вам эстетическое удовольствие. Буду рада, если вы повлияете на её показы, поставив лайк.
Источники:
1. Музей Шэньянского Гугуна https://www.sypm.org.cn/xinwen_1/1153721803255386112.html
2. Музей Пекинского Гугуна
https://www.dpm.org.cn/collection/jewelry/231335.html
3. "Полная книга об одежде и аксессуарах Китая" (中国服饰全书), автор 红糖美学, издательство 华中科技大学出版社, 2024 г. 506-509 стр.